Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

23 июля 2021 г. 09:34

513

4 Романтики от революции

Изучая мемуары девушек-революционерок, я предвкушала знакомство с творчеством Марии Спиридоновой, одной из самых знаменитых представительниц боевой организации социал-революционеров. Но оказалось, что в ее воспоминаниях почти нет личной истории автора, Мария делится с читателями общими наблюдениями о составе заключенных, размышляет о том, кому проще выдержать годы заключения – «простым» людям или интеллигенции, хотя тут встречаются познавательные моменты о порядках в тюрьмах и на каторге. Подробно описывает своих соратников, их истории занимают центральное место в данном произведении, описывает характеры Гершуни,Сазонова,Карповича и других.

цитаты

Мучительство возмездия достигается в данном случае с наибольшим успехом. Эта рассадка политических по уголовным камерам практикуется периодически решительно всеми правительствами. Но если брать политическую каторгу, отбывание наказания в своей среде, вместе со своими, то, мне думается, интеллигенту высидеть гораздо легче, чем «простому» человеку. Говоря об интеллигенте, я разумею Лавровское определение: это тот, кто мыслит критически или начал учиться так мыслить, кто имеет убеждения и с твердостью отстаивает их, несмотря ни на что, и кто имеет умственное и нравственное развитие и интерес к нему.

Но на сибирских каторгах было изрядное количество настоящих невинно осужденных. Их-то и надо причислить к 3-й категории. Ренненкамф и Меллер-Закомелъский при усмирении революционной Сибири или, вернее, сибирского железнодорожного пути, хватали направо и налево, соблюдая только некоторое процентное отношение — с большой станции человек 15–20 ж-д. служащих и рабочих — расстрелять, запороть на рельсах или осудить на каторгу, с маленькой — 5–10. К приходу карательных поездов обоих усмирителей все живое, т. е. все наиболее виновное в революции или забастовке, большей частью успело уже убежать и хорошо спрятаться. В этом Меллеры не разбирались и арестовывали подряд.

В 1906 г. в тюрьмах было вольное житье. Они походили скорее на клубы, в которых вроде добровольно и временно до улажения некоторых политических осложнений, «соглашались» посидеть социалисты и анархисты, чтобы, конечно, скоро выйти на волю и даже в случае чего крупно посчитаться с теми, кто стал бы «угнетать» их в тюрьмах. Воля шумела свободной печатью, протестами и митингами. Аграрные беспорядки прокатывались по стране грозными волнами. Настроение у заключенных было бодрое, счастливо повышенное, почти праздничное.

После нашего увоза было произведено в вызывающе грубой форме усмирение Акатуйской тюрьмы — бритье голов, заковывание в кандалы, строжайшая изоляция камеры от камеры и пр. и, главное, разбивка руководящих сил по разным тюрьмам. Режим был сразу круто перевернут. Отдан был приказ пускать в ход оружие при первом случае неповиновения или протеста; библиотека была разгромлена, новый начальник тюрьмы Шматченко сжег книг более 300 названий. Кончился первый краткий период тюремной жизни. Потянулась долгая беспросветная каторжная страда.

А входя в каторгу в 1906 году, остановившись на ближайшем в Акатуе этапе Александровский завод, мы встретили партию мертвецов-каторжан в 49 человек, идущих с Амурской колесной дороги. Эта незабываемая встреча — символ человеческого правосудия, защиты общества и государства от виновного или кажущегося им виновным члена. Они, эти шедшие с Амура назад за негодностью к работе люди были не только грязны, босы, покрыты с ног до головы вшами, коростой и болячками, они были все тяжело больны, не дышали, а хрипели, не говорили, а сицели, или гнусили нищенским голосом и были все до одного убиты духовно.
— Сколько лет, думаете вы, мне? — спросил меня один старик-каторжанин, солдат, согнутый, иссиня серый, с потухшим взглядом, кашлявший и трясшийся от озноба в июльскую жару.
— Лет 50–55.
— Мне 29 лет, — печально улыбнулся молодой старик. — Мы все здесь годами молодые, но мы — мертвые люди…

Амурская колесная дорога, это — шоссе, прокладываемое через болото и непроходимую тайгу, без всяких почти средств и орудий производства, неодетыми, голодными и закованными людьми на протяжении тысячи верст, это шоссе — яркий пример превращения труда в тягчайшую пытку и надругательства над телом и душой человеческими. Фараоны в прежнее время строили так свои пирамиды. Шоссе это устлано трупами, кости людских скелетов могли бы заменять там щебень и камни. Каждый год русские и сибирские тюрьмы слали партии за партией на Амур, и редкие счастливцы выходили оттуда обратно, хотя бы и покалеченными, а невредимыми — почти никто никогда. Если там в видах экономии иногда берегли железный и древесный материал, то с человеческим не церемонились. Если же этот материал обнаруживал свое специфическое человеческое свойство, так или, иначе опротестовывая ужас своей жизни, или оборонялся, то не было меры истязаниям и надругательствам над этим материалом. За побег расстреливалась вся десятка, где был засчитан беглец, причем для меньшей траты патронов девятку или восьмерку оставшихся ставили в ряд, стараясь винтовочной пулей пронизать весь ряд. Пуля, удачно пробившая 2–3 спинных хребта, часто застревала в следующей спине и… с проклятием заряжалась винтовка заново, и с покорностью ждали своего конца связанные кандальники.

свернуть

В целом, эти мемуары можно рекомендовать тем, кто интересуется личностями социал-революционеров, но для меня чтение было не слишком увлекательным, словно я попала в компанию старых приятелей, где все друг друга знают и обсуждают общих знакомых, дела которых малоинтересны непосвященным.

Но так как личность Спиридоновой и ее писательский стиль мне симпатичны, то я стала изучать другие свидетельства, вышедшие из-под ее пера, и наткнулась на два очень занимательных письма, которые были написаны уже после революции - Мария Александровна Спиридонова - Письмо М.А. Спиридоновой ЦК РКП(б) и Мария Александровна Спиридонова - Проявите гуманность и убейте сразу… Ведь в отличие от тех революционеров, которые погибли при царизме и стали своеобразными мучениками новой веры, Мария Спиридонова застала революцию, принимала в ней активное участие, сотрудничала с большевиками, а потом их пути разошлись и, в конце концов, именно советское правительство в 1941 году расстреляло ее и других политических заключенных при наступлении немцев.

И эти письма, в отличие от достаточно нейтральных и отчасти даже скучноватых мемуаров времен каторги, написаны очень ярко, проникновенно, именно по ним можно понять, насколько значительной личностью была Мария Александровна, почему за ней следовала толпа и люди внимали ей на митингах. В обоих письмах эсерка противопоставляет себя правящей партии, пишет о несправедливостях, творящихся по отношению к простым людям, но если первое полно неприкрытого сопротивления, то второе отличается откровенным недоумением от происходящего. Дабы не пересказывать идеи автора, приведу

цитаты

Никогда еще в самом разложившемся парламенте, в продажной бульварной прессе и прочих махровых учреждениях буржуазного строя не доходила травля противника до такой непринужденности, до какой дошла ваша травля, исходящая от социалистов-интернационалистов, по отношению к вашим близким товарищам и соратникам, которые погрешили против лояльности к германскому империализму, а не к вам, и во всяком случае не погрешили в отношении революции и Интернационала.

Социалисты-Революционеры умирали на чехословацком и других фронтах, в рядах Советских войск, вырезывались ярославской и казанской белой гвардией, в то время, как каждый империалист уделял особое внимание преследованию нас, вы, интернационалисты, тоже беспощадно обрушивались на нас.

Разгром нашей партии - это разгром советской революции. Вся дальнейшая история этих месяцев говорит об этом. А вы так и не поняли этого. Вы отупели до того, что всякие волнения в массах объясняете только агитацией или подстрекательством.

Вы перестали быть социалистами в анализе явлений, совершенно уподобляясь царскому правительству, которое тоже всюду искало агитаторов, и их деятельностью объясняло все волнения. И вы так же правы, как оно.

Этой крови вам не смыть, не отчиститься от нее даже во имя самых «высоких» лозунгов.

Вы, которые лицемерно кричите на весь мир в обращении к английским и французским рабочим, что даже пособников заговора англо-французского империализма, если случайно они окажутся рабочими, вы не задержите заложниками, не арестуете, показывая нежелание ваше нарушить неприкосновенность трудящихся, вы убиваете русских трудящихся сотнями, тысячами сразу

Несмотря на все трудности жизни, масса, понимая окружающие опасности, умеет терпеть свои неслыханные тяготы. Но она революционна, она осознала свои права, она хочет самоуправления, она хочет власти Советов. Лозунги «кулацких» восстаний (как вы их называете) не вандейские. Они революционны, социалистичны. Как смеете вы кроваво подавлять эти восстания вместо удовлетворения законных требований трудящихся?!

Вы убиваете крестьян и рабочих за их требования перевыборов Советов, за их защиту себя от ужасающего, небывалого при царях произвола ваших застенков-чрезвычаек, за защиту себя от произвола большевиков-назначенцев, от обид и насилий реквизиционных отрядов, за всякое проявление справедливого, революционного недовольства.

И не вина масс, что их требования сходны с нашими лозунгами.

Все то, чему мы учили народ десятки лет и чему он кровавым опытом, кажется, научился - не быть рабом и защищать себя, вы как будто хотите искоренить из его души истязаниями и расстрелами

свернуть

и ещё

цитаты

Переходя от эпоса, от формальной стороны следствия к внутренней, оговариваюсь. Я не настолько наивна, чтобы не понимать как стоит дело. Целью всякого судопроизводства, всякого политического процесса во все времена реакции и революции является не выяснение истины (при чем тут истина) торжество принципа революции и реакции и к этому основному постулату повелительно подгоняется слово и дело.

С точки зрения основной посылки виновности, — вся фактическая сторона нашей действительности явилась канвой, на которой уверенной рукой следователь вышивал свою картину, свои произвольные узоры. Присмотревшись я заявила, что в такой позорной комедии я не участник и в таком балагане не лицедей. Так думаю я и до сих пор. Какой смысл доказывать обратное, защищаться, подвергать критической оценке предъявленный материал, вообще участвовать там, где все заранее предрешено и двух мнений дать не может, когда он, как бык, уже подведен к обуху, значит должен только ждать последнего удара, но лучше ждать с достоинством, без суеты и лишних слов, они бесполезны, наоборот, каждое лишнее слово, каждая попытка пролить свет, выяснить самое невинное обстоятельство вели к запутыванию лишних совершенно невинных людей, к созданию новых совершенно гротескных обвинений, от того не менее серьезных.

Этой связи у осколков партии лев. с.р. не имеется с 1922 года. С 1922 года я считаю партию лев, ср. умершей. В 1923-24 г.г. это уже агония.
И без надежд на воскресенье, ибо рабочие и крестьянские массы сейчас ни на какие лозунги самого обольстительного свойства не поддадутся.
Если они пойдут сейчас воевать с империалистами, то это будет подчинением жесточайшей необходимости, актом самозащиты, вынужденным страшным великим врагом Союза и трудящихся. На инициативные добровольные боевые отступления, борьбу, восстания, наши трудящиеся массы сейчас абсолютно неспособны.
От такой борьбы они слишком устали и если бы даже им было очень плохо, все равно они на нее сейчас не двинулись бы.
Социологические законы, исторические примеры тому доказательства.
Надо залечить старые раны и синяки, восстановиться, нарожать детей, уравновесить жизнь годами, потрясенную будто землетрясением. Массы сейчас очень мудро этим и занимаются. Но имеется другое, гораздо более могущественное к тому основание, чем только что отмеченное, трудящимся Союза нет никакой нужды в агрессивных выступлениях и в борьбе с Соввластью. Они имеют богатые возможности устраивать свою жизнь и улучшить ее, не прибегая к агрессивной борьбе, особенно теперь, после удачно проведенной коллективизации и выхода в свет новой Конституции.

А в связи с определенно растущим из года в год экономическим благосостоянием, трудящимся и подавно не понадобится итти за какими-либо лозунгами какой-либо партии.

Допустим на минуту абстрактно, что лев.с.р.. ограничившись лозунгом «вали большевиков, становись на их место», пошли бы на все средства борьбы с Соввластью в целях ее свержения. Они встретили бы в числе своих 40 человек членов против себя 20-30-миллионную армию. Я считаю партактив ВКП и комсомол, Кр. Армию и НКВД и активные слои рабочих и крестьян целиком и полностью вставших бы против них при поддержке большинства остальной массы Союза. Наша молодая государственность в настоящее время обладает такой мощью экономики и такой организованностью защитного аппарата, что попытка качнуть ее, не только свергнуть теми ничтожными силами, которыми обладают лев. с.р. и всех пр. социалистических партий, была бы только жалка и смешна.
И мне с этой точки зрения непонятна та агрессивность и горячность, с какой защитные органы взялись за ликвидацию остатков социал. партии. Будто слон гоняется за мухой, как комаром.
Мне думается лет через десять, когда забудется кировшина и уляжется вся мнительность и. главное, развернется в жизни Конституция. Вам придется, быть может, сказать себе: напрасно мы столько народа и такого народа уничтожили, могли бы пригодиться и тогда и теперь.

Соввласть так жестоко и я бы сказала нерасчетливо к человеческой жизни, расправляется на террор, что нужно иметь много аморализма, чтобы пойти на террор сейчас. При царе пропадал только сам террорист и кто-нибудь случайно влипший. Ни предков, ни потомков не трогали. Товарищи по организации отвечали в порядке статей о кодексе законов и пр., попадаясь на своей работе. А сейчас МИХАЙЛОВ сказал мне, что он посадил моих сестер в Тамбове, когда мой-то террор на воде вилами писан.

А между прочим я большой друг Советской власти, чем десятки миллионов лойяльнейших обывателей. И друг страстный и действенный. Хотя и имеющий смелость иметь свое мнение. Я считаю, что вы делаете лучше, чем сделала бы я.

Ваша политика войны и мира приемлется мною полностью (так из всех кого знаю из леваков), промышленную политику я никогда не брала под обстрел своей критики, с коллективизацией согласна полностью. Согласна со всем поступательным темпом и строем, перечислять не стоит.

Я не согласна только с тем, что в н/строе осталась смертная казнь. Сейчас государство настолько сильно, что оно может строить Социализм без смертной казни. В законодательстве этой статьи не должно быть. Она может остаться для войны и только.

свернуть

Так что, подводя итог прочитанному, хочу отметить увлекательность записей этой мужественной женщины, восхищает ее активная позиции и бесстрашие, теперь будет интересно прочесть ее биографию, чтобы лучше узнать судьбу этой террористки-мученицы, которая была так любима в народе.
картинка Tin-tinka

Комментарии


Галя, тебя как ни прочитай, так список книг пополняется. Тоже заинтересовала биография Спиридоновой, ты уже выбрала книгу по теме?


Мне приятно это слышать) Особо выбора нет у меня,нашла одну только В. М. Лавров - Мария Спиридонова. Террористка и жертва террора , ее и планирую начать.

P.S. А как я могу к тебе обращаться?:))


Вы приводите одно из писем Спиридоновой от 1918 года.
Скажите, вы действительно верите, что эсеры, убивая Мирбаха не хотели этим актом разорвать Брестский мир, как утверждает в письме Спиридонова?
И вы поддерживаете действия Спиридоновой и партии эсеров, которые соорудили мятеж 6 июня и хотели свергнуть большевиков?
И вы изучали контекст и все, что окружало это письмо, в том числе и мятеж?
Письмо, которое вы цитируете, своего рода реклама партии эсеров, издававшееся в 1918 году отдельной брошюрой. Оно напоминает, как сейчас модно писать, обращение к президенту, которое он никогда не прочитает, но прочитают 5 тыс. подписчиков газеты "Вперед".
Вроде взрослый человек, а повелись на эсеровскую агитку...
Надеюсь, что когда-нибудь вы изучите материалы по 6 июня 1918 года, и вы уже не будете с таким восторгом писать о Спиридоновой.
Надеюсь я не обидел...


Нет, не обидели, ведь я отнюдь не поддерживаю эсеров,да и вообще слишком мало знаю о том времени,чтобы делать выводы, поэтому и собираюсь ещё изучать.
И убийство немецкого посла на мой взгляд отнюдь не благородная миссия, вообще эсеры, как было замечено выше, отнюдь не невинные овечки.
В рецензии я лишь отмечаю, что ее писательский стиль мне нравится, такая экспрессия и мастерство убеждения восхищает, но не сужу о правдивости ее слов и правильности ее убеждений.
Для меня интересен тот факт, что умри революционерка "вовремя", она тоже была бы "нашей святой", а так получается она превратилась во врага.


Я ошибся вместо июня - июль.
Вы намекаете на Перовскую?
Да, можно только угадывать и предполагать, согласилась бы она с линией группы Сталина (чтобы понять какая линия нужно изучить Юрий Жуков - Иной Сталин ), как сделали многие народовольцы (например ярый сторонник террора народоволец Морозов) или же она бы представляла себе другую "левую" Россию, как это делала Спиридонова и другие. И не просто представляла, а еще и "палки в колеса ставила" стране в ходе индустриализации, когда нужно делать дело, а не устраивать мировую революцию.
Где-то у меня в электронном архиве копия с допроса, если найду приведу в пример, я удивляюсь терпению следователя НКВД, который вел дело Спиридоновой...


Да, я имею в виду вашу рецензию) Просто, мне кажется, очень сложно делить всех на "наших" и "не наших". Вот вы пишете, что террористы "наши" потому что боролись с несправедливостью власти за народ, а Спиридонова -она кто? Она ведь мучиница за народ, народ ее любил, она и в письмах пишет,как переживает за простых людей.
А вы читали ее последнее письмо? Она уважает Сталина, пишет что поддерживает полностью курс правительства -значит опять "наша"?
В общем это риторические вопросы, судить об истории на основе писем и мемуаров неправильно, так что буду читать дальше и изучать с разных ракурсов события прошлого


"... сложно делить всех на "наших" и "не наших"...

Никуда от этого не деться, вы живете в социуме и нейтральной позиции нет. Либо свой, либо чужой. Я понимаю, что это вам не нравится, но вы все равно, осознанно или нет, занимаете ту или иную сторону баррикады.
Я никогда не писал, что террористы "наши".
Революционер и террорист - это совершенно разные вещи, которые сейчас специально пытаются совместить.
По идеологическим взглядам я большевик, а большевики всегда отвергали терроризм, и Ленин, и Сталин.
Народники и эсеры это две абсолютно разные группы, с разными политическими взглядами. Прочтя любые книги историка Николая Троицкого, вы убедитесь в этом. Одни занимались только террором, другие занимались просвещением и некоторые из них стали на путь террора.
А то, что писала Спиридонова о народе и как его любила, так вы правы, судить о человеке по письмам и мемуарам не стоит, каждый пишет о себе любимом и как его любил народ, бумага все стерпит. Судить то надо по делам.
Сколько книги издали в Российской империи Перовская и ее товарищи? (кружок "чайковцев").
Скольких рабочих обучили грамоте и создали из них рабочие кружки? Скольких вылечили при "хождении в народ"?
Простите, к своему стыду я плохо знаю биографию Спиридоновой, но сколько сделал из выше перечисленного Спиридонова?


"Соввласть так жестоко и я бы сказала нерасчетливо к человеческой жизни, расправляется на террор, что нужно иметь много аморализма, чтобы пойти на террор сейчас".
То есть, когда мы, эсеры, убивали людей - это было хорошо и правильно. А когда нас, эсеров, убивают - это нехорошо и неправильно.
Вот это и называется людоедской моралью. Когда мы съели человека из соседнего племени - это хорошо; а когда они съели человека из нашего племени - это плохо.


Да, этот момент не стоит упускать из виду, вообще этот взгляд автора никак нельзя назвать объективным.Если судить по прочитанным мною мемуарам, эсеры пытались избежать лишних смертей среди невинных людей, но в целом считали, что можно принести жертвы ради дела (да и кто о себе будет плохо писать в воспоминаниях?) Как пишет сама Спиридонова -

И почти неразрывно с террором связана жертва жизни, свободы и прочего для нападающей страны. И, кажется, только в этом есть оправдание террористического акта. Где все эти элементы в чрезвычайках?

Как известно, у эсеров было руководство. Вот их ЦК и есть аналог "чрезвычаек": в относительной безопасности эти члены ЦК посылали на смерть экзальтированных молодых людей из Боевой организации (во главе которой стоял, как известно, милейший человек по фамилии Азеф, умерший, между прочим, в 1918 г. своей смертью).


О, добрый день, уважаемый антисоветчик!
Я знаю, что вы со мной не разговариваете, но всегда ставите мне минусы.
А я к вам и не обращаюсь, а к читателям, которые заглянут сюда и увидят ваше вранье.
Есть ЦК партии эсеров и боевая организация партии эсеров. То есть террористы. А есть государственный орган Советской власти ВЧК, Чрезвычайная комиссия по борьбе с саботажем и контрреволюцией.
А значит, вы вслед за террористкой сравниваете террористическую организацию с государственной организацией. И это глупо...
Не забудьте поставить минус, уважаемый...


Добрый день, еле нашел обещанный документ (рапорт) в груде своих собранных исторических папок.
Мне кажется, вам любопытно будет ознакомиться. Как в НКВД всех "пытали".
картинка BakowskiBabbitts
Как-то читал художку более - менее приближенную к реалиям про Савинкова Василий Ардаматский - Возмездие . Так вот рецензию я назвал "Бешенный". Вначале он сражался с царизмом в БО эсеров, затем против Временного правительства, потом сражался с большевиками.
Я боюсь ошибиться, но мне кажется Спиридонова из того же теста. Нет созидания, одна бесконечная борьба ради борьбы, а не ради построения чего-то.


А будете писать рецензии на два другие произведения? Очень интересно было бы почитать.


Нет, мне сложно комментировать такие исторические документы, так что в данной рецензии я высказала все, на что способна:) А вы планируете прочесть их, может рецензию напишете?


Да, планирую, уже включила в список, и напишу отзывы. Но учитывая, сколько у меня там уже книг, непонятно, когда это будет :(