Больше рецензий

Pavel_Kumetskiy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 июля 2021 г. 14:19

5K

5 Вариации, записанные под "Bitches Brew" или исследовательская работа по теме "Роман "Gravity's Rainbow" Томаса Пинчона как развернутая метафора для описания чувства post nut clarity"

A screaming comes across the sky. It has happened before, but there is nothing to compare it to now.
картинка Pavel_Kumetskiy
 Кто из ангельских воинств услышал бы крик мой?
 Пусть бы услышал. Но если б он сердца коснулся
 Вдруг моего, я бы сгинул в то же мгновенье,
 Сокрушенный могучим его бытием. С красоты начинается ужас.
 Выдержать это начало еще мы способны;
 Мы красотой восхищаемся, ибо она погнушалась
 Уничтожить нас. Каждый ангел ужасен.
 Судьба, как ракета, летит по параболе
 Обычно — во мраке и реже — по радуге.

 Андрей Вознесенский , «Параболическая баллада»

 Роман американского писателя Томаса Пинчона «Gravity's Rainbow» («Радуга тяготения») появился на прилавках книжных магазинов Америки в 1973 году. С тех пор прошло 48 лет, но страсти, кипящие вокруг романа, не утихают и сегодня: постоянно появляющиеся новые посты на 4chan в разделе литературы о «Радуге» и Пинчоне в целом, всё новые-новые читатели, читательские флешмобы по коллективному чтению книги, и, как следствие, - рецензии-отзывы-видеоролики о ней на goodreads.com, Ютьюбе, reddit, всё больше пишется серьёзных академических статей, диссертаций, исследований по «Радуге» в университетах по всей планете. «Радуга тяготения» уже давно стала объектом поклонения огромного числа людей, живущих на разных континентах и разговаривающих на разных языках, а к относительно недавнему времени «Радуга тяготения» стала и мемом интернет культуры по той причине, что она невероятно сложна для чтения и одновременна легко даётся любому, кто впервые начнёт её читать без предварительного воздражания перед её notorious сложностью. I can't read about it. Burns the skin from your eyes. I'll do fine without it. Here's one you don't compromise. - Я не могу читать об этом, кожу обжигает твой взгляд, я прекрасно обойдусь без этого, и я не пойду с тобой на компромисс.

картинка Pavel_Kumetskiy

Но если бы «Радуга» не была бы такой поразительно, сногшибательно сложной, то она была бы обречена на забвение, потому что в первую очередь интерес к ней подогревает пресловутый пиар из всех щелей о её сложности, и лишь затем, когда начинаешь её читать, обнаруживаешь, какой лирической, грустной красотой она обладает, с отвисшей челюстью поражаясь её метафорам, поднимаемым темам и секретам, которыми она дразнится, играясь с читателем как кошка с мышкой. Во вторую очередь «Радуга» окончательно завоёвывает любовь читателей тем, что несмотря на её на первый взгляд непостижимость, она очень дружелюбна и доступна для интерпретаций, награждая любознательных читателей пряниками, когда те, проделав хоть какую-то исследовательскую работу (банально, например, вбив в Google what is Bianca's real age?), дарует им чувство удовольствия от того, что они - читатели, приближаются к разгадке. Я никогда не встречал столько дельных и интересных статей, отзывов, рецензий, исследовательских работ по «Радуге» как от профессиональных критиков, так и от обычных пользователей сети, сколько по этому литературному произведению. Естественно, читая всё больше и больше текстов я начал замечать повторяющиеся лейтмотивы, предугадывать, какую строчку из романа сейчас приведут для цитирования и так далее, но когда я только начинал изучать «Радугу», чуть ли не каждый такой текст раскрывал мне глаза на смыслы и оттенки смыслов, заложенные в ней. Не скромничая я скажу, что проделал огромную читательскую работу по чтению, исследованию и анализу «Gravity's Rainbow», и в тоже время я всего лишь читал-слушал-смотрел то, что уже было сделано и выражено кем-то. Я пользовался всем, чем только мог для того, чтобы как можно глубже разобраться с романом (без фанатизма, но на том уровне познания, который позволил бы мне ощутить завершённость анализа, то, что я им доволен). Изучать «Радугу» одновременно и очень легко и очень сложно. Очень легко по той причине, что существует несколько легкодоступных справочных источников, позволяющих опираться на них во время разбора. Я вот пользовался сайтом PynchonWiki (самый слабый и хилый помощник), справочником Стивена Вайзенбургера A Gravity's Rainbow Companion: Sources and Contexts for Pynchon's Novel (лучший помощник, но если пользоваться только им, то можно задохнуться от его душноты) и гайдом для учащихся дистанционно от Course Hero «Gravity's Rainbow Study Guide» 2019-го года (многостраничный гайд, написанный в духе краткого содержания с худо-бедно анализом романа, спасающий от духоты Вайзенбургера), а также прочими помощниками. А какими? Пожалуйста, мне не жалко: фильмография Фрица Ланга, некоторые классические фильмы чёрно-белого Голливуда, статья Томаса Пинчона «A journey into the mind of Watts», англоязычная статья на Википедии и рецензии читателей Гудридс о романе Mumbo Jumbo , собрание сочинений Томаса С. Элиота , Улисс , В поисках утраченного времени (комплект из 7 книг) , фильм «Третий человек» (1949), ранние фильмы Орсона Уэллса, знакомство с серией комиксов «Crime Does Not Pay», просмотр оригинального «Кинг-Конга» (1933), «Ганга Дин» (1939), чтение русского перевода «Gravity's Rainbow» много лет назад, чтение в оригинале Бесконечной шутки , The Recognitions , всего Виктора Пелевина , не всего Владимира Сорокина , Ожог Василия Аксёнова , Пушкинский дом Андрея Битова , все переводы больших текстов Пинчона на русском языке и Bleeding Edge в оригинале, документальный телевизионный сериал советско-американского производства «Неизвестная война», чтение дебютных романов от "коллег" Пинчона и его современников (Роберта Кувера, Уильяма Гэсса, вышеупомянутого Гэддиса, Джона Хоукса), любовь к чтению Уильяма Фолкнера, Томаса Манна и многое другое. А что другое? Да пожалуйста: оригинал повести "The Kenosha kid" (1931), стихотворения Рильке, Петербург Андрея Белого (как прото-«Gravity's Rainbow»), Доктор Живаго Пастернака (человек на фоне истории), программа бакалавриата «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» МТУСИ, опыт работы в независимом московском книжном магазине «Додо» и личного знакомства с Максимом Немцовым (одним из переводчиков «Gravity's Rainbow» на русский язык и самым крупным знатоком Пинчона в России), читательская встреча с Сергеем Кузнецовым (одним из первых исследователей Пинчона в России), с редактором русского перевода «Gravity's Rainbow» Александром Гузманом, все классические альбомы англоязычного прогрессивного рока прошлого века, а также знаковые музыкальные альбомы-вехи из всевозможных жанров, составляющие контекст для времени написания и издания «Gravity's Rainbow», моя работа инженером в Останкинском телецентре, опыт срочной службы в армии и многое-многое другое. А что другое? Да пожалуйста: Тоннель , Catch-22 , Смерть Артемио Круса (как один из главных шедевров постмодернизма), Игра в классики. 62. Модель для сборки , дебютный альбом группы ABC "The Lexicon of Love" (1982) (как интерпретация забавных песен несчастного Дон Жуана - Тайрона Слотропа, и их сатирической атмосферы), художественные методы Доналда Бартелми и конечно же мой самый главный источник вдохновения для чтения «Gravity's Rainbow» в оригинале - фильмография Дэвида Линча и в особенности сцена ядерного взрыва из третьего сезона «Twin Peaks», которая, как мне кажется, идеально дополняет и расширяет замысел «Gravity's Rainbow», если знать весь контекст сериала, романа и реальных историй, которых эти произведения касаются.
 «Gravity's Rainbow» так просто не позволяет читателю написать на неё рецензию, потому что заинтересованному читателю, полюбившему её, хочется рассказать о своих впечатлениях либо всё, либо ничего, но если рассказывать всё, то мы увидим повторяющиеся лейтмотивы, пересказы различных источников, цитирования как Пинчона, так и кого и чего угодно. Рецензия из индивидуальной превратится в попытку обобщения чего угодно, и в малой части - собственного мнения читателя. Рассыпаясь на фрагменты, рецензия превратится в раздробленное месиво, состоящее из фактов, трактовок, домыслов и ошибок - как будто кто-то приготовил для неё ракету, запустил её в направлении рецензии, и она каааак ШМЯКНЕТ! (зацепив ударной волной винил с альбомом группы Rush "Signals")

картинка Pavel_Kumetskiy

□ □ □ □ □ □ □
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
 Так какого чёрта The Schwarzkommando («чёрный отряд») забыл в Зоне? Воинское подразделение, блуждающее по выпотрошенной войною Зоне 45-го года, состоящее из людей африканского племени гереро. Их цель - совершение расового суицида. Приверженцы культа Ракеты, они собирают информацию о самой главной ракете V-2, имеющей серийный номер 00000, дабы собрать свою ракету с номером 00001, запуск которой ознаменует начало "расового суицида". Лидер The Schwarzkommando - полковник Энциан aka Горечавка был первым любовником создателя ракеты 00000 майора Бликеро, одного из тех немецких офицеров, под чьим командованием был совершен геноцид племён гереро и нама в 1904-08 годах - Пинчон же, ещё со времен V поражённый тем, как мало говорят о геноциде гереро, ставит его в один ряд с фашистскими геноцидами других народов во времена Второй мировой, а также метатекстуально переносит Schwarzkommando на американские движения протоBLM середины и конца 60-ых годов. Как и Ницше, Рильке "не повезло с поклонниками" - он любимый поэт Бликеро ("so, in a way, the book could be read as a serio-comic variation on Rilke's "Duino Elegies" and their German Romantic echoes in Nazi culture" - из рецензии 1973-го года), который предлагает свой вариант прочтения его главных произведений. Его вариант прочтения - это 00000, запущенная в сторону Северного Полюса. Dominus Blicero, Лорд Смерть, Weissmann (белый человек) - у главного злодея «Радуги» много имён. Это не тот придурковатый, карикатурный злодей - американский майор-расист Дуэйн Марви (тип которого на самом деле более распространён в Зоне, чем тот, что представляет из себя неповторимого, окутанного мистическими тайнами интеллектуала Бликеро). Марви - это карикатурный образ современника Пичнона, жестокого, глупого, но вооруженного, готового после окончания Второй мировой и небольшой передышки начать Третью:
How happy Ah will be, gearin' up fer thim Rooskies and Go-round Number Three
Weissmann - не карикатурный, после войны он не потеряет своих регалий. Если вам интересно, куда он делся, поищите среди благоденствующей профессуры, президентских советников, символических интеллектуалов, что сидят в советах директоров. Почти наверняка он там. Глядите выше, не ниже. Задержите в голове хотя бы на пару секунд следующую мысль: создатель ракеты V-2 Вернер фон Браун после Второй мировой стал отцом американской космической программы.
Ни одно частное лицо или государственное учреждение не могло позволить себе трату миллионов марок на создание больших ракет, если это ограничивалось бы исключительно интересами чистой науки. Перед нами человечеством, согласным на любые затраты, была поставлена задача решить великую цель и сделать в этом отношении первый практический шаг. И мы открыли дверь в будущее…
Эти слова принадлежат Вальтеру Дорнбергеру - немецкому инженеру-администратору, одному из основателей тяжелого ракетного машиностроения в нацистской Германии, генералу-майору Вермахта, который после того, как сдался в плен американцам, работал советником министра обороны США.
 Вернёмся к The Schwarzkommando и их суициду. В чём его смысл? Как оказалось, это метафора, соединяющая в себе абсурд, вымысел, гиперболу и реальное на тот момент положение дел. В статье 1966-го года "A Journey Into the Mind of Watts" Пинчон раскрывает свою симпатию и сочувствие афроамериканцам, описывая то, чем дышал и чем жил убитый полицейскими в 1966-ом году 25-летний афроамериканец Леонард Дедуайлер. После жестокого убийства Леонарда в районе Лос-Анджелеса - Уоттсе, начались восстания. Пинчон поддерживает протесты и вооруженный ответ полицейскому произволу, вторит словам Малкольма Икса, выступавшего против ненасильственной стратегии в борьбе за гражданские права афроамериканцев, поддерживающего использование чернокожими гражданами любых необходимых средств самообороны.
картинка Pavel_Kumetskiy
Эй, Бликеро, как тебе ответочка в виде 00001?
N.B. В романе S. прототипом таинственного писателя V. M. Straka является Томас Пинчон. О личности Страки доподлинно мало чего известно. Говорят, например, что он принимал участия в различных антиправительственных движениях ( Vineland ) и вёл против него подпольную борьбу в разных странах. В романе 2666 прототипом писателя-энигмы Бенно фон Арчимбольди возможно тоже стал Пинчон, хотя кто-то узнаёт в нём Зебальда из-за национальной принадлежности. Ещё интересно будет заметить, как будущее время помогло раскрыться метафоре Пинчона о Schwarzkommando: современная sjw повесточка порождает кинематографические абсурды, и теперь всё чаще можно встретить очередной сериал от Netflix, в котором традиционно и исторически белых персонажей играют наследники Schwarzkommando. Забавно, что если вдруг Мартина Лютера Кинга сыграет Мел Гибсон, то шум от гневных интернет-постов sjw поднимется до небес, а schwarz ковбои вызывают у них одобрение.
Хэй! Дружище, да погоди ты со своим blaxploitation! Разве ты не слышал, произошло кое-что покруче, чем Schwarzkommando 21-го века?
Удиви меня
Ю нева дид Кеноша шутинг Кид?

картинка Pavel_Kumetskiy

ANALOG KID
You never did the Kenosha Kid? Как известно, Они отправили Слотропа в Зону уничтожить чёрных: «We sent him out to destroy the blacks, and it’s obvious now he won’t do the job». В действительности Тайрон (справка - Tyrone is the general name for a black male whose true name is unknown. Unlike offensive generic names, like Toby or Kunta Kinte, the name Tyrone does not mean to carry an offensive quality, а Пичнон назвали таким именем своего белого (!) 27-28 летнего главного героя-летёху) не представляет угрозы для The Schwarzkommando. Комичный в своём поведении и описании, Тайрон на самом деле не так положительно прост, как кажется. Его главной "негативной чертой" может быть тот факт, как легко и непринуждённо Тайрон спит с почти каждой встречающейся на его пути женщиной, девушкой или даже девочкой - Бьянкой, например, на корабле "Аннубис" (чей возраст на самом деле не тот, каким кажется). Чем отличается придурковатый Тайрон своими поступками от садиста Бликеро, насилующего своих рабов Готтфрида и Катье? За предками Тайрона тоже грешок водится - «his family actually made its money killing trees, amputating them from their roots, chopping them up, grinding them to pulp, bleaching that to paper and getting paid for this with more paper».
 Но Тайрону есть чем оправдаться, ведь он, проданный в детстве своими предками как лабораторная крыса для экспериментов немецкому учёному Jamf, пережил с его стороны акт насилия. Что точно было с ним сделано, он не помнит, но отчётливо помнит аромат изобретённого учёным пластика Imipolex G - «the first plastic that is actually erectile». Пластик Imipolex G известен тем, что его использовал Blicero для модификации v-2 в ракету с серийным номером 00000.
 Удивительным образом роман и его непутёвый главный герой перекликается с романом Василия Аксёнова «Ожог». В нём также главный герой-параноик подвержен расслоению и рассеиванию, в пьяном угаре, бреду, своих комплексах путешествуя по России. Один из главных романов русского постмодернизма прошлого века замечательно дополняет впечатление от «Радуги».
ХИМИЯ
картинка Pavel_Kumetskiy
 Фрагмент из романа Андрея Битова "Пушкинский дом"
ЦИФРОВОЙ ЧЕЛОВЕК
 It's a turn-around jump shot
 It's everybody jump start
 It's every generation throws a hero up the pop charts
 Medicine is magical and magical is art
 And the baby with the baboon heart
 And I believe
 These are the days of lasers in the jungle
 Lasers in the jungle somewhere
 Staccato signals of constant information
 A loose affiliation of millionaires
 And billionaires and baby
 These are the days of miracle and wonder
 This is the long distance call
 The way the camera follows us in slo-mo
 The way we look to us all, oh yeah
 The way we look to a distant constellation
 That's dying in a corner of the sky
 These are the days of miracle and wonder
 And don't cry baby, don't cry
 Don't cry, don't cry
ОРУЖИЕ
будто это Радуга, а они — ее дети…
 Запуск 00000 породил новую реальность аки Джуди породила Боба в Твин Пикс во время испытаний ядерной бомбы. Доктора Jamf, ставившего эксперименты над Тайроном, в действительности не существовало. Вакуум выдуман Ими для того, чтобы нас разделять. Реальность Зоны должна схлопнуться сама в себе запуском ракеты 00001, тем самым произойдёт не только суицид гереро, но и уничтожение всего текста-древа Зоны. Не бойся Брокенского призрака, он не кусается.
картинка Pavel_Kumetskiy
мемас с 4chan на самом деле показал тень от Ракетменовского достоинства, когда тот забрался на гору Брокен
ЧЕЛОВЕК НОВОГО МИРА
Я хэйчу Пелевина, потому что это модно!
 Осталось сказать несколько слов о результатах применения оружия возмездия, Фау-2, против СССР. Впрочем, можно обойтись и без слов, тем более что они горьки и не новы. Пусть любопытный сам поставит небольшой опыт. Например, такой: пусть он встанет рано утром, подойдет на цыпочках к окну и, осторожно отведя штору, выглянет наружу.
Радуга тяготения - моя любимая книга, правда, я в ней мало чего понял
 слова не-такого-как-все-любителя-Пинчона-хейтера-Пелевина-который-на-деле-просто-цепляется-за-лирические-части-текстов-Пинчона-или-что-то-знакомое-и-как-собачка-Павлова-ориентируясь-по-ним-получает-удовольствие
 Допустим, кому-то в голову придет создать лучи смерти. Для этого надо построить аппарат, направленно посылающий ведущее к смерти влияние. Традиционный путь - технический. При этом придется долго возиться с паяльником и перебирать разные детальки, одна из которых /глядящая в душу дырочка ствола/ вообще не выпускается. Этот путь не для нас.
 Но не подойти ли к задаче по-другому? Почему излучение должно обязательно исходить от тривиального электроприбора? Ведь информация - тоже способ направленной передачи различных воз действий. Нельзя ли создать ментальный лазер смерти, выполненный в виде небольшого рассказа? Такой рассказ должен обладать некоторыми свойствами оптической системы, узлы которой удобно выполнить с помощью их простого описания, оставив подсознательную визуализацию и сборку читателю. Рассказ должен обращаться не к сознанию, которое может его вообще не понять, а к той части бессознательного, которая подвержена прямой суггестии и воспринимает слова вроде "визуализация" и "сборка" в качестве команд. Именно там и будет собран излучатель, ментальная оптика которого для большей надежности должна быть отделена от остальных психо форм наклонными скобками.
 В качестве рабочего тела для этого виртуального прибора удобно воспользоваться чьими-нибудь глубокими и эмоциональными мыслями по поводу смерти. Ментальный лазер может работать на Сологубе, Достоевском, молодом Евтушенко и Марке Аврелии; подходит так же "Исповедь" Толстого и некоторые места из "Опытов" Монтеня. Очень важным является название этого устройства, потому что психическая энергия, на которой он работает, будет поступать из осознающей части психики через название, которое должно надежно закрепиться в памяти. На мой взгляд, словосочетание "Зеленая Коробочка" годится в самый раз - есть в нем что-то детское и трогательное; да и потом, его почти невозможно забыть. И последнее. Проницательный читатель без труда угадает, в какой момент сработает собранный в его подсознании ментальный самоликвидатор. Менее проницательному подскажем, что это произойдет в тот момент, когда он где-нибудь наткнется на слова "луч смерти сфокусирован".
 Впрочем, в течение некоторого времени действие лучей смерти обратимо. Лиц, интересующимся, как демонтировать Зеленую Коробочку, просим прислать уведомление о переводе 25 рублей на наш счет и указать свой адрес.
 Принимающим все это за шутку мы рекомендуем поставить простой опыт - засечь по часам время и попробовать не думать о Зеленой Коробочке ровно шестьдесят секунд.
 It has happened before, but there is nothing to compare it to now. It is too late.
 В: Что сказал Тайрон Слотроп, прежде чем окончательно дезинтегрироваться, встретив живую Бьянку?
 О: Silence wench, i do not wish to be horny anymore! I just want to be happy...
картинка Pavel_Kumetskiy
ОБРАТНЫЙ ОТСЧЁТ
Эй, Слотроп, посчитаешь от десяти до одного?
Нет, i am so busy being free
 When your world is full of strange arrangements
 And gravity won't pull you through
 You know you're missing out on something
 Well that something depends on you
Возможные OST к роману замучаешься перечислять, но пусть это будет шедевр группы ABC "The Lexicon of Love", напоминающий мне по духу "Gravity's Rainbow" больше всего
картинка Pavel_Kumetskiy

Благодарность: экземпляру Gravity's Rainbow Тимоти Лири

Комментарии


А вот и трактовка Рильке от Джеффа Безоса подъехала - тык.


 Да, кстати, забыл написать в рецензии предупреждение, что несмотря на формат моего отзыва в виде коллажа, из которого сложно составить представление о романе тому, кто его не читал, и что я хотел выразить - я могу ответить на ваши вопросы как по тексту рецензии, так и по роману и Пинчону вообще, например, в ветке комментариев тут, или даже можете мне писать в личку.
 Несмотря на мою маленькую активность на Лайвлибе я им пользуюсь и не планирую в ближайшее время прекращать им пользоваться, так что ответы вы получите быстро, если я сочту нужным на них ответить.
 Несколько фотографий из моего экземпляра:

картинка Pavel_Kumetskiy картинка Pavel_Kumetskiy картинка Pavel_Kumetskiy картинка Pavel_Kumetskiy
картинка Pavel_Kumetskiy картинка Pavel_Kumetskiy

 А вот немножко выдержек для примера из справочных материалов, которыми я пользовался. Если надо, помогу заполучить электронную копию гайда Вайзенбургера:

картинка Pavel_Kumetskiy картинка Pavel_Kumetskiy картинка Pavel_Kumetskiy


Уже давно хожу вокруг этой книги, и все никак. Рецензия у вас интересная. Понятно одно, что ничего не понятно)))