Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 июля 2021 г. 09:40

743

5 Дума про Багрицкого

Свежак надрывается. Прет на рожон
Азовского моря корыто.
Арбуз на арбузе - и трюм нагружен,
Арбузами пристань покрыта.

Э.Багрицкий, "Арбуз", 1924

В рассказе Катаева «Встреча» описана, внезапно, первая встреча Катаева с Багрицким. Описана довольно восторженно, как нечто очень важное для Катаева, даже с некоторой, как мне показалось, заискивающей самоиронией (как в эпизоде, когда Катаев позволил себе посмеяться над вычурностью псевдонима своего нового друга).

Я люблю, когда книга дает повод перескочить к другой книге. Именно таким предложением мне и показался этот рассказ Катаева – стихи я люблю, про Багрицкого много слышал, но что я знаю о нем кроме пресловутой молодости и кронштадтского льда? Самое время, подумал я, купить что-нибудь букинистическое.

Я не пожалел, что сделал это. Чем старше становлюсь, тем больше чувствую, что в поэзии совершенно не имеет значения тема стихов, гражданственность что ли, а важен ритм, который иногда кажется чем-то волшебным. Чувствую я это с некоторым удивлением, ведь сами поэты, как и все другие люди, делятся на лагеря и ведут склоки чаще всего не из-за ритма, и содержание стихов служит водоразделом не так уже редко. Но ведь очевидно, что у какого-нибудь Тихонова очень много общего с Киплингом не только в образно-содержательном плане, а Багрицкий схож с Гумилевым не только увлечением романтической изнанкой мироздания. Думаю, что можно найти более удачные примеры, из разных времен и идеологических лагерей, но что-то желания такого у меня нет, куда приятнее вспоминать стихи, хорошие, удачные стихи из этого сборника.

Да, я получил от чтения настоящее удовольствие. В некоторых местах Багрицкий взбирался так высоко, что весь аналитический аппарат у меня отключался, оставалось лишь какое-то голое восприятие удивительного ритма. Автор искал вдохновение в войне, революции, похождениях батьки Махно, в первой пятилетке, грустил о переезде с юга под Москву, и я был бы рад цепляться за эти маркеры, соотносить его и ставить в ряд, искать в его стихах веяния времени, но зачем? Это просто хорошие стихи, написанные в СССР в 20-30-е. Они испытали влияние текущей повестки, но хорошими стихами они стали, все же, не только благодаря этому, по крайней мере трудно считать внешний мир решающим фактором.

Разрешу себе лишь заметить метаморфозу «Думы об Опанасе» - неплохая поэма о продармейцах, Когане и Махно в начале 30-х превратилась в оперу, замечательно отразившую всю мутацию, прости господи, дискурса. Старых строф почти не осталось, акценты изменились, сам Опанас, обагривший руки кровью Когана, превратился из главного действующего лица в марионетку коварных сил, выведенных в виде femme fatale, обретавшейся при Махне. Образы еще не кажутся отлитыми в бронзе, как в конце 30-х, но направление движения угадывается безошибочно.

Но долой анализ, даешь стихи.

P.S. Багрицкий так часто упоминает Уленшпигеля, что я почти уверен в направлении своего следующего книжного прыжка.

Комментарии


Я пел об арбузах и о голубях,
О битвах, убийствах, о дальних путях,
Я пел о вине, как поэту пристало...
Романтика! Мне ли тебя не воспеть,
Откинутый плащ и сверканье кинжала,
Степные походы и трубная медь...
Романтика! Я подружился с тобой,
Когда с пожелтевших страниц Вальтер Скотта
Ты мимо окна пролетала совой,
Ты вызвала криком меня за ворота!