Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июля 2021 г. 15:44

538

3.5 Куда уходит детство

По рыбам, по звездам
Проносит шаланду:
Три грека в Одессу
Везут контрабанду.

Э. Багрицкий, "Контрабандисты", 1927

Любопытно читать вместе с дочерью – у нее длинный список на лето, только она читает то, что ей нужно, историю тут, сказку здесь, а я – все библиотечные книги от корки до корки. Ей явно веселее, за пределами канона много интересного, но порой это интересное печально.

Кроме всем известных сказок («Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик») в этом издании множество рассказов, которые просто невероятно рельефно рисуют нам Катаева-человека. И рисуют они сложного, колючего, а главное удивительно несовпадающего с номинальными ценностями советской власти человека. Удивительно это именно тем, что долгие годы Катаев был общепризнанным классиком и обласканным писателем, что у меня вызывает смешанные чувства, направленные, если можно так выразиться, в обе стороны – зачем Сталину был нужен такой надсадно хрустящий французской булкой литератор (в то самое время, когда дышавших революцией людей так или иначе устраняли) и как сам литератор долгие годы вел двойную идеологическую жизнь? Ведь писал он, до определенного времени, вполне лоялистские вещи. О большой прозе ничего не могу сказать, но единственный лоялистский рассказ в этом сборнике очевидно картонен и скучен на фоне ярких юнкерских грез и фантомных болей об утраченном рае до 1914 года.

Собственно, этим утраченным детством (если включить в него юнкерское бегание с винтовкой в 1917 году, когда старый мир крошился) все и ограничивается, хотя в те годы, думаю, постоянное обращение к господской жизни до революции не могло не нести очевидного подтекста само по себе. Я в очередной раз восхитился деталями – тем, что шоколадные яйца с сюрпризами были уже тогда, и тем, что в Одессе была электрическая рубиновая реклама «Какао Кадбури» (думаю, что это очевидно Cadbury).

Интересный был мир, гриновский такой, мир довольно обеспеченной жизни для некоторых на берегах теплого моря, наш небольшой, несбывшийся в итоге кусочек переселенческого капитализма, сметенного потом революциями и коренизациями. Все эти южные литераторы, переехавшие потом в массе свое в Москву, жили в каком-то смысле в колонии, основанной царской властью на бывших пустых землях за сотню лет до катаклизма. Как говорит нам опыт сравнений, социальные отношения в таких местах (от Иерусалимского королевства до США) несколько вычурны, порой эфемерны и часто ставят в тупик привыкших к шаблону метрополий реформаторов и ученых. Но глубокий след в сердце Катаева этот мир оставил, ему посвящены самые проникновенные его строки.

Комментарии


"... зачем Сталину был нужен такой надсадно хрустящий французской булкой литератор"
Пардон! Он что, ещё при Сталине "хрустел французской булкой"? Это в каких рассказах?


Мне показалось, что заметнее всего это в рассказе "Театр" 1934 года:
"На спинах толпы сидят верхом матросы – нижние чины. У них в руках шапки с новенькими черно-оранжевыми георгиевскими лентами. Им, как видно, неудобно, стыдно, страшно. Их подбрасывают в воздух. Они взлетают раскоряками, висят над вздернутыми манжетами, над растопыренными пальцами. Мотаются синие воротники голанок, вьются ленты. Голые шеи толсты, темны, круглы. Болтаются новенькие Георгиевские крестики четвертой степени. И гром духового оркестра. Матросские головы наголо острижены, под машинку, под нуль; они – голубые, как летом у писателя Новикова-Прибоя.

А ведь это были, быть может, те самые матросы, которые через десять – двенадцать лет с наслаждением палили по Зимнему и орудовали в Румчероде".


Ну, тут всё сложно. Тут и патриотизм (георгиевские крестики), и "отречёмся от старого мира" (последняя фраза). Впрочем, нужен контекст. Найду этот рассказ и прочитаю. Катаев меня очень интересует: и как писатель, и как личность.