Больше рецензий

12 июля 2021 г. 11:19

146

5 Свет по ту сторону пламени

Питер ищет красоту в современном мире, где господствует китч. Для арт-дилера Питера Харриса воплощением истинной красоты и свободы становится его юный и беспутный шурин, наркоман Миззи. 
Главный герой — Питер Харрис, со-владелец художественной галереи, отчаявшийся найти настоящую красоту в современном искусстве, где господствует китч. Он находится в постоянных поисках "поддержания" галереи, обслуживает богатых клиентов и находиться в поисках молодых художников, которые в будущем могут "выстрелить". Его привычная жизнь с постоянными проблемами (работа, непростые отношения с дочерью, "кризис среднего возраста", отношения с женой (в браке 20 лет) (всё ещё волнующие, но что-то уже надломилось), трагический случай с родным братом и т. д.) неожиданно взрывается с приездом Миззи, младшего брата его жены. Миззи - младший брат жены Ребекки (у которой большое и дружное семейство) (заведует литературным журналом), бывший наркоман, хочет заняться искусством, путешествовал по Японии в поисках релаксации. Сорокалетний Питер ослеплен Миззиной красотой — юный шурин для него становится любимым произведением искусства, в нем он находит идеальное воплощение совершенства и свободы, которой лишен сам. Однако эротическое увлечение циничным и запутавшимся наркоманом грозит Питеру крахом его внутреннего мира, провоцирует кризис семейных отношений…
В начале романа (события здесь происходят в течении нескольких дней), когда герои едут в такси, кто-то сбивает на дороге лошадь - определённый знак. Питер - типичный персонаж с "кризисом среднего возраста", который уже пережил "бурную молодость" и не может ожидать "новых откровений" в своей жизни. Если, конечно, они сами не "сваливаются с неба", и не особо делают "революцию" в твоей жизни, но некоторый дискомфорт и дальнейший стыд всё-же приносят.
Питер, как человек с тонкой душевной организацией, и (возможно) разбирающийся в искусстве даёт волю своим внутренним чувствам и желаниям - уходит из "окружающей рутины" на короткое время ("...Информация к размышлению: насекомых притягивает не само пламя, а свет по ту сторону пламени..."). "...Глупые люди. Мы бьем в котлы, заставляя танцевать медведей, а хотели бы растрогать звезды... - приводит цитату Флобера автор. "...Стало быть, красота — во всяком случае, та красота, которую ищет Питер — рождается из редкого и вместе с тем очень человеческого сочетания грациозности, обреченности и надежды...".
Стиль Каннингема - язвительный и забавный: рассказывая своё повествование "в духе потока сознания", он одновременно общается с читателем и рассуждает с ним о своих персонажах, о самой истории. Автор пишет для людей "кому за 30", и подростки, возможно, что-то и не поймут в самом настроении и мироощущении повествования. Замечания резкие и хлесткие: в романе идеально передана "жизнь арт-людей". Ну и судя по данной книге, автор - отличный городской публицист и эссеист: здесь жизнь персонажей пытаются сравнить с жизнью Нью-Йорка и наоборот. Перед нами прекрасный и эстетский роман о "кризисе среднего возраста", поисках красоты и счастья в окружающем мире.
"Красота есть начало ужаса" - приводится знаменитая цитата Райнера Марии Рильке в начале романа. "...Впрочем, этот мир всегда готов напомнить тебе: расслабься, странник — никому нет дела до твоих башмаков..." - хочется добавить к этой цитате в ответ.