Больше рецензий

11 июля 2021 г. 13:55

506

4 Внутренняя империя страданий Эммы

В критической литературе пишут, что это первое реалистическое произведение Флобера, которое многими современниками было воспринято как безнравственное и осуждено. На автора и журнал, печатавший роман, даже подали в суд, где Флобер был вынужден оправдываться как за сюжет, так и за подачу.

Мне же, в 2021 году, ничего тут безнравственным или супер подробно описанным не кажется. Наоборот, на мой взгляд, подробности эти добавляют объёма и героям, и месту действия, и испытываемым персонажами эмоциям.

Не знаю, возможны ли спойлеры к классической литературе (звучит немного странно), поэтому заморачиваться об их выделении тут я не буду.
Развивающаяся перед нами история рассказывает о нескольких несчастных влюблённостях жены провинциального врача Эммы Бовари (которую мне почему-то всё время хочется назвать Жанной). Она получила воспитание в монастыре, а позже в юности увлеклась романами, из-за чего монастырь даже пришлось покинуть. Романы эти сформировали далёкое от жизни, очень сентиментальное представление о любви и браке, что впоследствии самым драматичным образом повлияло на всю жизнь Эммы. Волею обстоятельств она встречается с Шарлем, который страшно влюбляется в неё практически с первого взгляда. Ей начинает казаться, что этой шанс воплотить в жизнь её юношеские мечты, поэтому при случае она выходит за него замуж. Но любовь Шарля слишком "простая" и не оправдывает её ожиданий относительно брака. Эмма начинает томиться, кроме этого, ещё случайно попадает на настоящий бал, и богатая жизнь совсем кружит ей голову. Томление перерастает в более глубокое состояние, из которого Шарль, прикладывая множество усилий, пытается её вытащить; однако, действительно помогает только переезд. В новом месте Эмма встречает сначала одну свою влюблённость, но пока не прикладывает никаких усилий по её развитию, и влюблённость остаётся платонической, а затем и вторую, в которой объект страсти сам решил соблазнить героиню с вполне корыстными намерениями. Любовь ко второму настолько затмевает разум, что она даже планирует с ним побег, который избраннику, конечно, совершенно не нужен, поэтому всё заканчивается жестоким разрывом. После долгой болезни и восстановления она снова встречает первого возлюбленного, и на этот раз роман приобретает большие масштабы.
К сожалению, со всеми этими влюблённостями соседствуют большие, а главное тайные от мужа траты. В один момент к Эмме просто приходят и описывают всё их имущество. От бессилия она отнимает у себя жизнь, а Шарль умирает почти сразу после её похорон (скорее всего, повлияло то, что он нашёл в доме многочисленные свидетельства измен Эммы, о которых ранее не знал).

История сама по себе очень грустная, но становится ещё грустнее, если знать, что у них осталась дочь, которая оказалась никому не нужна.
Есть, кроме этого, такой странный момент, что посоветовать Шарлю совершенно нечего: если бы он узнал об изменах раньше и расстался бы с женой, то наверняка был бы ещё несчастнее.
По идее, лучшим средством в самом начале были бы разговоры Эммы с мужем. С другой стороны, что-то обсуждать она пыталась, но он не понимал её ожиданий и желаний. Закрытость подобного плана бесед, где люди всё должны понимать по намёкам или распространённая сейчас фраза "если надо объяснять, то не надо объяснять" - это, конечно, путь в никуда, полный ад. Но и Эмме было бы неплохо, живи она сейчас, сходить к психологу и поправить свои взгляды на любовь и брак, которые у неё совсем какие-то оторванные от реальности. К сожалению, в её время сделать что-либо с такими своими и общественными установками ничего было нельзя.