Больше рецензий

Eco99

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 июля 2021 г. 16:14

1K

4.5 Как из маленьких детей вырастают…

Детский мир против мира взрослых. Это нормально? Разве дети не должны слушаться взрослых и следовать за ними? До определенного возраста детский и взрослый мир существуют параллельно. Каждый творит в своей сфере, в которой свои законы, цели, взгляд на окружающий мир.

Автор описывает окружающий мир глазами мальчика Микеле девяти лет. У него есть мама, которая все время хозяйничает по дому, папа дальнобойщик, месяцами может не появляться дома, сестра Мария четырех лет, за которой он должен следить:

«Моя сестра Мария, пятью годами младше меня, следовала за мной повсюду с преданностью дворняжки, выгнанной из конуры.»

Лучший друг Сальваторе, с которым он ходит в школу.

Небывало жаркое лето, взрослые не покидают свои дома, только дети «отваживались выходить на раскаленную безлюдную улицу».
Верховодил детворой Антонио по прозвищу Череп, ему было двенадцать.

«Ему нравилось командовать, и, если ты ему не подчинялся, он злился. Он стал первым только потому, что был крупный, сильный и отмороженный.»

Антонио задавал правила в компании, ему нравилось издеваться. Но все ребята в меру самостоятельны и на мелких столкновениях воспитывался характер и определялись жизненные предпочтения.

Однажды Микеле спросил отца:

«Почему осы строят гнезда? Кто их научил это делать?
«Они знают. Это их природа», – объяснил мне папа, когда я его спросил. <…>
А какая моя природа? Что умею делать я?»

Осы знают свою природу, а человек? Каждый человек рождается со своей природой, которую нужно найти, утвердить, отстоять. Об этом книга. Мальчик подумал:

«Я умею залезать на деревья. Это я умел делать лучше всех, и никто меня этому не учил»

Когда Микеле хотели наказать, он убегал на дерево.

Взрослые смотрят на детей свысока. Но может быть детский мир существует как шанс взрослым одуматься. Во время чтения книги мне было жалко взрослых, их мир примитивен, рационален у них мало шансов что-то изменить. Детский мир, описанный автором богат чувствами, яркими поступками, преодоления страхов. В день происходит множество поражений, побед, открытий, разочарований, наград и наказаний. У детей есть еще время совершить свой главный поступок, сделать правильный выбор, а взрослые чаще всего пойманы в ловушку общества в котором они живут.

Характер всех действующих лиц автор не описывает, люди познаются в действиях. Поэтому наиболее ближе к читателю станет главный герой Микеле. Свойства остальных проявляются по мере совершения ими поступков. На каждого влияет окружение и семья. Влияет, но у детей остается выбор, следовать взрослым, или выбрать свой путь.

Лично мне понравился, описанный автором, мир мальчика, его восприятия и трактовка окружающего, его богатое воображение, часто полное страхами, чудовищами и как мальчик преодолевает эти страхи. Например, во сне:

«С малых лет мне снились разные чудовища. <…>
А они всегда ждали, когда я начну засыпать, чтобы явиться меня пугать.
До тех пор, пока одной ночью я не придумал систему, как избавляться от страшных снов.
Я нашел место, куда можно было загнать и закрыть этих ужасных страшилищ и спать спокойно. <…> Все они поднимались по лестнице. <…> Потом внезапно появлялся автобус<…> Страшилища, счастливые от такой нежданной возможности, входили в автобус …»

Фантазии создавали в жизни Микеле другую реальность. Плохие действия взрослых превращались в монстров в его воображении. Он воображал, себе, как бы действовали в трудных ситуациях герои его любимых книг и фильмов.

Взрослые, когда остаются наедине или с Микелем, ведут себя по человечески, по доброму, но собираясь вместе могут совершить зло. Отец сказал Микеле:

«Есть вещи, которые кажутся ошибкой, когда один… – Он никак не мог подобрать слова. – Весь мир – ошибка, Микеле.»

Микеле принял на себя роль ангела-хранителя, для всех жителей поселка, в котором он жил, он старался исправить ошибку, не объявляя всем войну, а только борясь со своими страхами. Поэтому для меня книга не была страшной.
Автору, со своим главным героем, удалось прорвать мглу реальности.