Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 июля 2021 г. 23:37

552

4.5 Древнейший эпос человечества

«Эпос о Гильгамеше» – по праву считается древнейшим из сохранившихся литературных произведений в мире, созданное, между прочим, более четырёх тысячелетий назад – в XXII веке до н. э. (!) в Древнем Шумере. Просто удивительно, сколько всего вложено в эту небольшую в сущности поэму, и всё это остаётся актуальным и сегодня: здесь и взгляды на окружающий мир, и отношения между людьми; рассуждения о нашем месте на земле, и о вечности, о бессмертии плотском и духовном, дружбе и вере…

Загадочно и то, что именно история Гильгамеша первая явила миру многие более поздние популярные представления – будь то небезызвестный миф о всемирном потопе, змее-искусительнице, подставившей человека, путешествие в преисподнюю в поисках бессмертия (помните Гомера с его «Одиссеей»?), борьба с великаном (смотри раньше), наводящем ужас на всю округу (в нашем случае Хумбабой), спор богов из-за людей (много позднее повторённый всё тем Гомером уже в «Илиаде»). И это далеко не полный список.

Саму историю, расположенную на XII таблицах, можно разделить на три примерно равных части. Первая из которых посвящена делам небесным, вторая – земным и третья – жизни подземного мира. В первой можно подробно узнать шумерскую версию сотворения и устроения мира: о выявлении всего сущего через сияние, сотворении элементов цивилизации, отделении небес от земли, о названии имени человека, о разделении мира между высшими силами. Дела земные повествует о повседневности героя Гильгамеша, его общении с богиней Инанной, подготовка к подвигу, знакомство и дружба с Энкиду, созданном, к слову, чтобы сразить самого Гильгамеша. Особо интриговал их совместный поход в кедровый лес и сражение с великаном Хумбабой. Дела подземные начинаются со спуска Энкиду в подземный мир, где он и застревает. Читателю недвусмысленно дают понять, что слуга и друг героя-Гильгамеша умер, отчего последний впадает в полное уныние и отчаяние. Он мечтает найти эликсир бессмертия и воскресить Энкиду, а заодно и помочь всем людям, избавив их от страданий. Ходит он от одного бога к другому, повторяя каждому из них свою просьбу, да всё безрезультатно. Пока всё же не добывает этот заветный воскрешающий цветок. Но боги не были бы богами, если бы не славились своими коварством и хитростью. Разве даровано человеку быть бессмертным – подобно им? Соблазняют они Гильгамеша прохладной рекой, а коварная змея в это время цветок и крадёт. Всё, что остаётся Гильгамешу – горевать на берегу, да возвращаться в Урук ни с чем, прославляя себя и народ делами земными, а не ровняясь с богами.

О чрезвычайной популярности приключений Гильгамеша и его друга Энкиду говорят хотя бы их многочисленные сказания. Первая, собственно Урукская версия, созданная в III тысячелетии до нашей эры. Были ещё Старовавилонская (II тысячелетие до н.э.), Ниневийская (или Ассирийская, из клинописной библиотеки царя Ашшурбанапала, VII в. до н.э.) версии. Варианты и переложения «Эпоса о Гильгамеше» найдены не только на Ближнем Востоке, но и в Восточном Средиземноморье, Малой Азии. Ирония судьбы, но, когда уже в самом начале нашей эры умер последний человек, владевший клинописью, просуществовав более 20 столетий, исчез популярный миф. Хотя далёкие отголоски этой истории сохранились и в Раннем средневековье.

Забавно, но сам главный герой – легендарный Гильгамеш – оказался личностью не такой уж мифической, но, скорее всего, существовавшей в действительности. Есть сведения, что Бильгамес (или Пабильгамес) правил городом-государством Уруком в XXVII веке до нашей эры и прославился своими делами, отчего был очень уважаем и популярен в народе (иначе бы и в историю вряд ли записался?).

Прочитано в рамках Книжной полки, 78 тур и Клуба «Чарующая Азия»: «Наваратри», Reading Challenge клуба "Чарующая Азия".