Больше рецензий

sparrow_grass

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 декабря 2012 г. 00:23

334

5

Иванов мне нравится, не сказать чтобы безоговорочно, но в общем и целом... и вообще, я не предаю свои симпатии, если хотя бы чем-то когда-то автор сильно тронул, уже буду стоять за него. Безусловно, Иванов сразил меня первой прочитанной у него книгой - Географом. И вот свежая, как пирожок из печки (ну, почти), вот эта. Зря читаю вперемешку с Пелевиным, это не совсем честно, наверное. Конечно, они разные, как и положено, но Пелевин все-таки круче. Я согласна с набоковской иерархией в русской литературе, и вот Пелевин для меня - это современный Толстой - он уже застолбился в литературе прочно, веско и глубоко, его вещи не теряют актуальности со временем и вряд ли уже потеряют ее. Иванов видится мне современным Тургеневым - хорошим, добротным писателем, но... и пока сложно представить, чтобы его книги читались бы многими будущими поколениями так же, как они читаются сейчас. Хотя, кто знает.

Да, дискурс, как там у Пелевина? Когда я слышу слово "дискурс", то хватаюсь за свой симулькатор? Или как-то иначе?
Но темы стОящие. И вечная тема культурных мэссэджей у Иванова - его отличный верный конек - десятью руками за.

Немного забавно отслеживать отношение Иванова к соцсетям, типа ЖЖ. Когда-то, после Географа, я много читала обсуждения на его форуме, тоже задавала вопросы, звала в жж, и запомнилось тогда, что-то такое пренебрежительное ответил он про жжежешечку, мол, не видит в ней ничего для себя полезного. И вот в обеих книгах последовательно идет отстеб виртуального общения. Со многим в этом я согласна, сама угробила, хм, думаю даже не один год жизни, если все сложить, на виртуальное общение. Но общение ли это? И вообще, зачем это нам? Зачем я пишу сейчас здесь эту рецензию? Тешить себя мыслью, что эта вот писанина кому-то мало-мальски интересна, пожалуй не буду, но и врать про то, что мол это только для себя тоже, наверное, не стоит. В общем, пока что тема актуальна. Да еще и в завязке на философию Сети вообще - это опьяняюще интересно.

А, еще забавно, что чуваки обеих его последних книгах заморочены на брендах. Как там у Пелевина? Человек, который разбирается в брендах, ... ну, в общем, вы поняли. Нда... как-то недавно смотрела в записи передачу из цикла "Школа злословия" с участием Василия Аксенова. Так вот Дуня с Таней вывели там, мол, в советское время писатели создавали эпоху - отражали ее там, противоречили, ну и все такое, но в целом, как-то взаимодействовали с ней. А сейчас, мол, все писатели мозаичны, создают какие-то отдельные фантастические миры и никак не отражают реальность. Мол, лет через 20-30 ничего нельзя будет сказать о современной России по тем же Пелевинским или Сорокинским книгам. Ну, про Сорокина ничего не могу сказать, не читала, а про Пелевина они загнули! Ни фига себе - нечего будет сказать! Да тут все о нас, о ком же еще? И у Иванова тоже. И ничего, по мне так, они не мозаичны, и пусть я знаю толком всего двух современных российских писателей, вполне себе они взаимосвязаны!

Как у Набокова? Писатель должен быть и моралистом, и художником, и чем-то там еще, но главное - Волшебником! Волшебника оставим, а вот с моралью в двух последних книгах у Иванова очень хорошо. Современный мир вроде бы уже не такой уж страшный и жестокий, правда? Нам редко вроде бы приходится делать невыносимые выборы, мучаться ими и все такое, - но так ли это на самом деле? Или может, нам только кажется, что мы живем серой, обыденной жизнью? БЛАГОПОЛУЧНОЙ. Вот и именно, что такого в том, что людям просто хочется благополучия, ну, никто же никому не мешает, никого не убивает, и все такое. И тем не менее, мы совершаем свои маленькие выборы каждый день, каждый час, каждую минуту. Иванов пытается достучаться до нас, до человеческого в нас, - так я вижу его мэссэджи.

PS. Ну да, конечно, это серия, - много общих черт с Псоглавцами, форма одна и в том числе эта, возможно, многих раздражаюзщая - вести исследования через поисковик в ин-ете. Но что мне очень понравилось по сравнению с Псоглавцами, так это что достоевщина вся эта - путь, который проделывают нормальные вроде бы адекватные люди ко всяким предательствам - здесь прослежен. Довольно быстро становится понятно, кто тут волки, а кто агнцы, и концентрация спойлеров к этой книге не может быть высокой, в отличие от предыдущей, где вообще ничего принципиального нельзя толком обсудить, не поспойлерив. Вслед за Ремарком Иванов показывает, что жуткие поступки совершают люди обычные, что среднестатистическая, бытовая, бюргерская мораль по сути своей может быть гнилой и зловонной.

Комментарии


Иванов попал у меня в редкий разряд авторов, книги которых покупаю в бумаге и ставлю на полку — для перечитывания :)


Ну, я все практически читаю в бумаге и люблю иметь в бумаге в наличие.
Из современных пока что читаю только Иванова и Пелевина. Пелевина считаю бОльшим мастером, но и Иванов вполне добротен.


Меня Пелевин слегка отпугивает некоторой своей жёсткостью и лёгким отношением к употрееблению в литературе нелитературных выражений, но умница, чёрт возьми, в этом не откажешь :-)


Да бросьте, кстати, в этой вот книге у Иванова ненорматива, по-моему, гораздо больше. Да и жесткости тоже. Из пелевинских мне больше всего Импаер V напомнило, для меня это самая черная книга у Пелевина. А вот Чапая у него как раз перечитывала ровнехонько перед тем, как за эту книгу Иванова взялась - так это же просто прелесть.


Да и я Чапаева... воспринял нормально, были некоторые затруднения с книгой оборотней :)


Книга оборотней мне очень нравится, пошла не хуже Чапаева. :))


А я аудиоверсию воспринял нормально, а вот читать сам своими руками наверное не смог бы :)


Как у Набокова? Писатель должен быть и моралистом, и художником, и чем-то там еще...


Набоков сказал "моралистом"? Не верю! :)


Нашла дословно (в рецензии все цитаты по памяти, а память у меня ассоциативная, а не буквальная):
"Писателя можно оценить с трех точек зрения: как рассказчика, как учителя, как волшебника. Все трое - рассказчик, учитель, волшебник - сходятся в крупном писателе, но крупным он станет, если первую скрипку играет волшебник".
и далее:
"Три грани великого писателя - магия, рассказ, поучение - обычно слиты в цельное ощущение единого и единственного слияния, поскольку магия искусства может пронизывать весь рассказ, жить в самой сердцевине мысли."
(Лекции по зарубежной литературе: О хороших читателях и хороших писателях (изд-во Азбука))


По поводу Набокова.
А как же тогда:
«Для меня рассказ или роман существует, только поскольку он доставляет мне то, что попросту назову эстетическим наслаждением, а это, в свой черед, я понимаю как особое состояние, при котором чувствуешь себя – как-то, где-то, чем-то – связанным с другими формами бытия, где искусство... есть норма. Все остальное это журналистская дребедень. Либо, так сказать, Литература Больших Идей, которая, впрочем, часто ничем не отличается от дребедени обычной, но зато подается в виде громадных гипсовых кусков, которые со всеми предосторожностями переносятся из века в век…»
(Авторское послесловие к «Лолите»)


Он много говорил негативного про морализаторство в литературе.
Я думаю, фишка в том, что все равно это есть и не может не быть, просто все дело в соотношении.
Одно то, что Толстого он ставил очень высоко, о многом говорит. Разве Толстой не морализатор? Еще какой! И тем не менее. :)


Вообще, че-та я тут не о том немного, как обычно... в смысле, у Иванова есть вообще много чего обсудить в книгах. Вот бывают книги, которые сложно обсуждать, а бывает - наоборот, тем полно. Книги Иванова к последнему типу относятся.
Например, про этот самый семантический интернет. Я как раз недавно на Интуите почитала вводные лекции про интернет, и там было про все эти веб-1, 2, 3... и штука в том, что в третьем, мол, идет все к тому, чтобы ин-ет индивидуальным типа делать. Возможно, Иванов тоже что-то такое слышал или обсуждал с кем-то, вот и родилась эта книга. И все эти поисковики-подсовывалки уже тоже бурно развиваются, у меня один друг в этой области активно работает. В общем-то, да, немного страшновато представить себе это все - весь контент под пользователя, включая новости. Вот у нас телевидение типо подстроили под зрителя, так если посмотришь больше двух секунд, приступы тошноты подкатывают.


А что касается семантического вэба, то рекомендую прочитать статью отца-основателя интернета и идеолога следующей стадии его развития - Тима Бернерс-Ли. Называется она «Семантическая Сеть».
Ничего страшного в ней нет. :)


Мне и нравится, и нет. Все эти подстройки под пользователя... я понимаю, какие плюсы могут быть, но и вижу кое-какие минусы. Я вообще очень странный человек, наверное - одновременно и люблю прогресс, и не очень. Мне всегда хочется быть более свободной, и получать, например, дайджест какой-нибудь под себя, с одной стороны, будет приятно парочку-другую раз... но еще просто угнетает немного общая тенденция, люди по природе своей ленивы.