Больше рецензий

bookfriendlyc

Эксперт

Спасибо вам за прочтение!

18 июня 2021 г. 09:23

5K

2 Треугольный цирк Стивена Карпмана. Стремиться объяснить всё и значит - не объяснить ничего

картинка Litla

Что мы знаем о Стивене Карпмане? То, что его фамилия прочно стоит рядом с неким метафизическим треугольником, образуя прочную синтаксическую связку "Треугольник Карпмана". В последнее время эта геометрическая фигура, внутри которой, попеременно меняя свои позиции, вращаются Спасатель, Преследователь и Жертва, стал довольно-таки известен и, как мне кажется, опопсел. Где только его не встретишь и чего только им не объясняют! Чтобы разобраться, что к чему, я решил приобрести экземпляр книги создателя теории Драматического треугольника.

Сказано - сделано. В предвкушении я листаю книгу и вижу огромное количество схем со стрелками, кругами, направленными то в одну сторону, то в обе. Как круто! - думаю я, - это ж второй Эрик Берн с его структурой, анализом - всё по полочкам, все в системе.

Я ошибся.

Карпман оказался гением там, где он базируется на Берне и показал себя бездарным писателем в остальных случаях. Мне тяжело писать об этом, но, к сожалению, именно такое мнение у меня сложилось. Несмотря на то, что "Жизнь, свободная от игр" вбирает в себя весь научный путь создателя теории треугольников, она остается не то сырым, не то протухшим материалом.

Начну сначала. Итак, феномен треугольника, который сам Карпман называет "драматическим" - нива социальной психологии и плод транзактного анализа Эрика Берна. Гениальное изобретение, которое как нельзя лучше демонстрирует формулу игр.

Полезные выводы из этой книги:
1. Все три роли возникают одновременно по принципу сообщающихся сосудов.
2. Теория рэкетов - Карпман пересматривает сценарный анализ через драматический треугольник. Существует внутреличностный треугольник и внутренняя драма с теми же ролями.
3. Три уровня треугольников - что было сказано, чего не было сказано, что осталось неизвестным - равны уровням анализа игр в теории Э. Берна.
4. Из уровней треугольников возникают явные и скрытые транзакции. То есть я могу послать стимул от Спасателя Жертве, а подтекстом стимул направлен от Преследователя к Спасателю.
5. Чтобы выйти из Драматического треугольника нужно использовать сочувствие.
6. Напоминание о некоторых положениях теории Берна (ОК-позиции, приказания, запреты, разрешения), пересказанных сжато и по сути.

Теперь про основные претензии. Начну с того, что в книге нет структуры, нет системы, нет основной нити повествования. Текст - это скинутый в кучу теоретический, псевдо-диагностический и псевдо-коррекционный научный хлам. Абсолютно любая глава как будто не имеет ни начала, ни конца. Карпман обрывает повествование на полуслове, не заканчивает мысль. А потом, спустя несколько десятков страниц, забытый уже тезис вдруг проявляется вновь, так же внезапно, как исчез. Вместо стройной системной теории всего лишь попытка анализа, о синтезе и говорить не стоит - его нет. А потому закономерно по итогам главы хочется, набычившись, задать вопрос "И чё?".

Карпман много говорит об алгоритмах, но в книге их найти почти невозможно. Обычно под "алгоритмами" подразумеваются отдельно взятые случаи. Описанным в них диалогам хочется орать "Не верю!". Совершенно невнятно, когда этап алгоритма начинается, когда он заканчивается, какова его суть, содержание. Этого ничего здесь попросту нет.

Карпман приводит похожие примеры и дает им разную интерпретацию. Например, он пишет:

Один мужчина следующим образом объяснил свою миссию как Спасателя: "Моя обязанность состоит в том, чтобы преподать ей урок" (с. 136).

Ранее, на с. 28, он пишет:

Расплата для него [Преследователя] состоит в том, что он подкрепляет свое убеждение тем, что без вербального принуждения и насилия не обойтись. Обосновывая, например, насилие в семье, муж может верить в следующее: "Моя обязанность - преподать ей урок".

Так Спасатель или Преследователь? Или одновременно и тот, и другой? Или это чудовищная описка? На эти вопросы ответа нет. Возникает неразбериха, и автор этого запутанного клубка из тезисов и интерпретаций - сам Карпман.

Но самый большой треш - это попытка видеть треугольники во всем. Например, в классическом психоанализе - теории личности об Ид, Эго и Супер-эго. И плевать, что Эго, по Фрейду, - это посредник между Супер-эго и Ид, Карпман же разносит их по углам треугольного манежа. Это еще ладно - психическое все-таки: ошибка, гипотеза, заблуждение. Но Стивен Карпман идет дальше и находит драматический треугольник (здесь барабанная дробь) на уровне клеток и генов. Для обоснования своей теории он сочиняет новые термины - "семеолог" (транзакции на уровне семьи), "биолог" (транзакции на клеточном уровне), "археолог" (транзации на уровне ДНК).

Гены бывают доминантными и рецессивными. Доминантный ген, по определению, доминирует в генетическом отношении и налагает свои собственные ограничения. Его функция похожа на роль Преследователя. ... Рецессивный ген, с другой стороны, продолжает присутствовать в генетическом багаже человека, но не активируется (Жертва). Для того чтобы активировать себя и доминировать над ситуацией, такому рецессивному гену необходим другой такой же ген. Этот второй, точно такой же ген, играет роль Спасателя.

Здесь наука заканчивается и начинается откровенная глупость. Попытка объяснить всё и вся треугольниками приводит к тому, что границы познания сужаются под воздействием фантазий и лже-интерпретаций. Наука должна быть ясной - Карпман нагоняет туман. Так взгляд становится зашоренным и видение заканчивается на собственном носе.

В общем, вывод следующий. Треугольник Карпмана существует только на уровне транзакций - социальных, личностных, сценарных - то есть там, где они существуют в границах теории Эрика Берна. В этом случае Карпман дополняет транзактный анализ и делает его фактурнее и глубже. Вне Берна драматический треугольник приобретает черты фикции, претендующей на теорию всего.

Я расчитывал, что вторая часть, посвященная выходу из треугольника, освобождению от игр, будет куда более практична. И снова я ошибся. Нет. Ничего не изменилось. Все предыдущие писательские грехи сохранились. Более того, появились откровенные "ляпы".

И здесь у меня возникает претензия уже к переводчику. Кармпан любит всякого рода сокращения и называет "техники" и методики первыми буквами действий, которые нужно предпринять, а ля SMART. К примеру, он описывает модель CASE (condescending, abrupt, secretive, evasive), а переводчик переводит СРСУ (снисходительный, резкий, скрывающий уклончивый). Это правило, а не исключение. Даже если опустить эстетику перевода, то на с. 270 читаем:

Я хотел сохранить ту же самую аббревиатуру в названии петли (ранее Карпман называет ее моделью - еще один камень в методологический огород) для того, чтобы подчеркнуть этот эффект точной симметрии между четырьмя негативными и четырьмя позитивными установками. Таким образом СРСУ (CASE) превращается в ЗДСВ+ (CASE+ - Caring, Approachable, Sharing, Engaged).

У Карпмана аббревиатура не меняется, но меняется содержание внутри неё, и в этом и есть терапевтическое воздействие, в этом весь смысл перехода в новое состояние, в новую роль зрелой личности, способной выйти из треугольника. Но перевод эту мысль хоронит.

Но хуже то, что по прочтению так и не возникает понимания, как выйти из треугольника, потому что Карпман опять начинает путать читателя:

Первое, что нужно делать - конфронтировать молчание: "Больше, чем здесь, разговоров я слышал только в музее восковых фигур".

Ну так вот он - тот самый крючок Преследователя, с которого и начинается драма по Карпману. Ответная реакция на стимул запустит игру, и у одного из участников нет никаких шансов выиграть. Выход из треугольника уж очень похож на вход! Или вот - Петля победителя в сексе "БЖЗ" (SDD):

"Страх" превращается в "Безопасность"
"Отвращение" превращается в "Желание"
"Отказ" превращается в "Зависимость"

Но как это превращается, благодаря чему и что для этого надо сделать, так и не оговаривается.

Во второй части книги от транзактного анализа ровным счётом ничего не остается - Карпман уходит в когнитивную методологию и с помощью её пытается решить проблемы психодинамического характера. Это как отверткой откручивать гайку - весело и бессмысленно. Вероятно, следствие веры в то, что треугольник - основа бытия, он всюду, а, значит, что бы мы не делали, мы применяем панацею. Но драматический треугольник - это научная теория, а значит она должна иметь границы.

Берн был учителем Карпмана и даже описывал его треугольник в одной из своих книг. Транзактный анализ и сценарный анализ Берна стали прочной методологией теории треугольников. Пока теория Карпмана опирается на неё, теория является теорией. В этом разительное отличие Карпмана (с его бессистемностью и попытками каузальности) от Берна (с его структурой и диалектикой).

Я не зря начал свой отзыв на книгу с цитаты Льва Выготского - "Стремиться объяснить все и значит не объяснить ничего. Именно этим и занимается Карпман на страницах своего труда. Плохо написанный невнятный текст становится еще более невнятным, благодаря усилиям переводчика. Редактор? Если он был, то его работа неудовлетворительна.

Рецензия написана для игры "Спаси книгу - напиши рецензию", как бы цинично это не звучало для моего разгромного опуса.