Больше рецензий

16 июня 2021 г. 09:55

121

1 Памятник эпохи

Сложно объяснить, чем мне не понравилась эта книга. Пожалуй, я ожидала от нее большего — историю зарождения современного кинематографа в раннем СССР, а получила панегирик советской власти довольно дурно написанных эссе. Особенно пикантно выглядят примечания в каждом эссе, вроде «в тот момент Эйзенштейн уже знал об аресте/выселке/опале того или иного деятеля». И все равно «партия и Ленин нас ведут к светлому будущему». Хотя, пожалуй, как памятник эпохи этот сборник будет очень характерным: сплошная ложь и лицемерие во спасение или из-за идиотизма, хотя в последнее верится слабо. У Эйзенштейна еще была возможность ездить за границу и общаться с иностранными деятелями культуры, возможно именно из-за этого он стремился показать себя максимально лояльным власти и получить разрешение на очередной выезд. Хотя по сути, после своего «Броненосца «Потемкин» он стал священной коровой советской культуры. Что, впрочем не помешало запретить вторую часть его фильма об Иване Грозном. Очень сложно читать о брызжущем энтузиазме деятелей культуры того времени, оно выглядит как радостные песни и трудовой угар при построении плахи, на которую им же придется взойти. И опять возникает из0вечный вопрос, что было бы с культурой, если бы не тяжелый каток советов, расплющивший серебряный ренессанс 20-х годов? Какой бы могла быть культура, если бы ее не уничтожили под корень в 30-х годах, оставив коньюктурщину и зубодробительный эрзац культуры во всех сферах? Зато пломбир был на высоте...