Больше рецензий

13 июня 2021 г. 20:54

1K

5 Счастливого Хэллоуина!

Вот и перевернута последняя страница. И ощущение, что я читала действительно бумажную книгу, написанную впоследствии Виктором Кэндлом. Хотя в большей степени по восприятию и образности текст был для меня скорее как кино. Или даже больше – буквально затягивал в свой мир. Мир вечного Хэллоуина.
По структуре перед нами готический роман с элементами дарк-кабаре – жанра, который давно и прочно вошел в готическую субкультуру с музыкальной и эстетической точки зрения, но при этом не так уж часто встречается в литературе. В начале роман прикидывается вообще как будто просто готическим детективом, но в конце это уже, без всяких сомнений, полноценное фэнтези с выстроенной системой магии, другими мирами и фантастическими элементами.
В большей степени – это, наверное, стимпанк, то есть привязка к двадцатым годам двадцатого века есть, как и явные отсылки к Первой Мировой, которую пережили так или иначе взрослые главные герои. Но при этом исторический контекст здесь играет скорее посредническую роль, добавляя атмосфере налет ржавчины и тлена начинающейся Великой Депрессии и вообще некого кризиса и реформации экономической системы, когда фабрики разорялись и все вокруг менялось. Но потом-то мы узнаем, правда, что с фабриками все далеко не так просто и кое-кто разорился скорее от собственной непомерной гордыни. И тема гордыни в этом романе очень и очень четко прослеживается.
В принципе, именно гордыня приводит к той трагедии, что разыгралась в конце. Также у мистера Эвер Ива наблюдается явное нарциссическое расстройство, если к хтоническим существам его порядка вообще применимо это понятие. Кстати, да, я в числе тех, кто так до конца и не понял, кем же мог быть этот Мистер Вечный Канун. Нашла, что человек в зеленом – это символ буйства природы. Для Дьявола у него цели слишком немасштабные, я бы сказала. Так что я его воспринимала скорее как Локи, наверное. Но не знаю, есть ли какие-то аналоги в ирландском фольклоре. По типу Эвер Ив – это типичный разбушевавшийся трикстер, который творит зло не потому что ему именно нравится наблюдать за страданиями людей, а потому что… ну потому что это же весело! При этом любопытно почитать чей-нибудь дневник, подстроить гадость, прикинуться мертвым, чтобы в конце снова помахать с гаденькой улыбочкой. Люблю таких персонажей. Но, в принципе, этот товарищ не особо-то забавный. То есть в его действиях и словах проскальзывает очевидная ирония, но улыбнуться не заставляет. Полагаю, именно потому что в данном случае трикстер именно разбушевавшийся, готовящийся к захвату мира, грубо говоря. Пока его самого готовят к шабашу. Но кто такая Корделия, чтобы сдерживать хтоническую сущность? Конечно, ощущение, что Кэндлам враги подкинули инструкции, как вызывать Иерархов Оного Имени. Потому что это и правда сводило с ума поколения честолюбивых ведьм.
Что же касается самой Корделии, то это тот персонаж, который изначально не вызывает сочувствия. Рэммора и Мэгана человечны, каждая по-своему. Рэммора всклочная, комичная, но по сути глуповатая и доверчивая. И да, я не могу осуждать этих ведьм, просто не получается их судить именно с точки зрения морали строгой, которая характерна для готических романов. И именно по некому негласному отношению автора к героям я пришла к выводу, что все-таки это не классический готический роман, которым он в начале прикидывается, где есть особняк, нищающая семейка с темными тайнами и токсичные отношения между родственниками. Да, все это в наличии. Но при этом та же Рэммора очаровательно бодается с Мэганой, а у самой Мэганы в жизни, в принципе, сплошные жизненные драмы. И мне даже очень хотелось бы, чтобы она обрела свое счастье с приветливым рыцарем-таксистом. В конце концов, она была добрее к Виктору, чем родная мать и, в принципе, именно мистер Эндрю рассмотрел, что ее напускная чудовищность – это следствие того, что она была замужем за чудовищем и абьюзером.
К слову об абьюзерах: именно из-за морального насилия по отношению к семье Корделия и Джозеф сочувствия не вызывают. Джозеф для меня, наверное, в данном случае буквально главный злодей этой истории. Он ненавидел буквально всех. Просто изначально. Его не ломали, как Корделию, которую в конце становится все-таки жаль, хотя это такая, жалость мрачного торжества. Удивило, как Виктор великодушно с ней обошелся.
Сам Виктор – вроде бы как раз главный герой, именно с ним мы въезжаем в городок Уэлихолна. Для готического романа он прямо-таки типичный такой герой-страдалец: бледный романтик с некоторыми ментальными (спойлер: не ментальными, а магическими) проблемами, который получил в конце свой звездный час, но где-то в середине как будто намеренно затерялся среди гостей грядущего шабаша. Конечно, он сразу вызывает симпатию, но на протяжении повествования его пытаются затмить более яркие и безумные личности. В том числе его брат Томми, который буквально переиграл всех взрослых. И его линия удалась. В нее очаровательным образом вписался мистер Бэрри, который вызвал у меня отдельную симпатию, и, надеюсь, он счастливо вернулся к семье.
Наверное, самый любимый персонаж – это у меня Клара Кроу. Она по пережитым страданиям, в принципе, куда несчастнее Виктора. Хотя их обоих жестоко ломала семья, растирая под свои честолюбивые планы. Хотя то, что совершила с Кларой родная мать… Это просто чудовищно. И в их взаимоотношениях так филигранно выписана жестокая манипуляция: «ты, конечно, дура такая, но кто же обо мне старенькой-больной будет заботиться». И от этого больнее предательство. В общем-то, женские образы в этом романе очень достоверные и многогранные. (Кстати, отличный пример, что нет никакой женской и мужской литературы. Если только достоверные образы). Ну и пугающий образ-архетип «старая ведьма» в данном случае обретает буквальное значение. Клара же, несмотря на жутковатую силу и весь образ готической мученицы со скелетом в шкафу, иногда может даже пошутить, ощутить себя счастливой. Хотя в процессе всех этих ведьминых заговоров несколько раз ее так прикладывало, что казалось – ну вот сейчас она точно погибнет. В начале кажется, что она будет просто городской сумасшедшей, но на деле ключевой персонаж. Виктор все же больше некий проводник в этот мир. Впрочем, в конце он реально обнаружил в себе невероятную отвагу и смекалку.
С Сашей у него очень сложные взаимоотношения. Все-таки он вот так от нее отказался на столько лет, задавил в себе чувства. Интересно, почему у девушки такое имя, кстати? Про Мари и Федора Петровских есть понятное объяснение. И, кстати, эти два персонажа, склонных превращаться в полированные чайники, полагаю, всех очень радуют. Что сказать, они тоже пережили нечто ужасное, хотя их горе оставлено немного за кадром, ведь это, как говорится, не совсем их бенефис. Хотя у них тоже был звездный час. Саши, к сожалению, как героини как-то мало, по большей части ее перемещают как… ну, собственно, как сакральную жертву. Она присутствует в воспоминаниях Виктора живо, но ведь это только его восприятие. В общем-то, скорее не самостоятельный персонаж, а именно любовь главного героя. У нее бенефиса и звездного часа фактически не случилось. Но хватало и других героев, которых живо видишь и различаешь, не утруждаясь. Вот в этом главный плюс работы: несмотря на очень вкусный язык с множеством средств выразительности, несмотря на количество персонажей, она абсолютно не напрягает, даже если читать ее после работы с головной болью. Возможно, это связано с тем, что жанр и подача мне близки и приятны, но, думаю, еще с тем, что в эти 44 авторских листа вместилось достаточно ярких черт для каждого героя, а также сам сюжет выстроен очень динамично. Вот обычно в готических романах, на мой вкус, бывает много каких-то лишних элементов: чаепитий, прогулок, разговоров о добре и зле. Здесь этого как бы нет, потому что в данном случае поступки героев сложно как-то судить с этой точки зрения. Мораль проскальзывает ироническими замечаниями, да и, в принципе, в конце каждый получает по своим поступкам. Сюжет немного неспешный только в начале.
Если в начале кажется, что будут элементы магического реализма в стиле «Алисы в стране чудес», то в конце понимаешь, что магия здесь имеет систему. И вот в этом же моменте лично для меня пропала некоторая пьянящая «безуминка», когда именно нет уверенности, что герою не мерещатся все эти странности с появляющимися в купе старушками с черными птицами и полуоживающими пугалами. На первый план выступают заговор в шабаше Тетч, вторжение в городок нежити и прочие именно фэнтезийные элементы. Но в данном случае уже интересно разбираться с клубком интриг и получать ответы на вопросы, которые обрушиваются в начале.
При этом, как я уже говорила, где-то в середине книги вводится много новых персонажей, собственно, гостей шабаша. И они, конечно, типы неприятные, местами карикатурные. Наиболее противная фигура из гостей – это, конечно, мистер Греггсон. Не даром они с Джозефом спелись. И после знакомства со всеми гостями крайне приятно наблюдать, как в конце они столкнулись друг с другом после церемонной подготовки к празднику. В этом моменте мне показалось, что мистер Эвер Ив все-таки искренне помогал Виктору, даже если хотел считать, что это было для его мрачного плана. Хотя, конечно, настоящий рыцарь здесь Лукинг Глас. Вообще подручные Эвер Ива – это отдельная группа, в которой свое терки. И реально к середине интересно становится наблюдать за узлом интриг. Но все же классическим детективом сложно назвать, потому что расследовать то, что не поддается человеческой логике, в принципе нереально. Зато магические существа и ведьмы ведут свои расследования. Вот чего не хватило лично мне – это подробностей про мятежи и политическую жизнь… гоблинов. Народ Дорха Крой очень интересный, какие там были заговоры с ведьмами. Но единственный представитель гоблинов как-то быстро был упакован в цепи, а потом и вовсе… В общем, нехорошо с ним вышло.
Но в остальном же все получили свою долю внимания. И Фонарь, и Ключ, и Котел (ну вот всегда банковские работники – это какие-то силы зла! Ну что ж такое-то!), и Шляпа (хоть и в меньшей степени), и Зеркало, конечно. Вот его больше всех жалко. Хотя свечного человека в зазеркалье тоже очень жалко.
Но, наверное, больше всего обескуражило то, что с Кристиной случилось. Просто есть такой тип персонажей – неутомимые оптимисты, с которыми ничего не случится по-настоящему страшного. Но вот здесь я ошиблась. Вероятно, она прошла свою «точку невозврата», когда решила вызвать Кровавую Мэри, вот после этого эпизода как будто все пошатнулось и стало неправильным, как будто это уже другая Кристина. И очень грустно от того, что для матери она была фактически инструментом для достижения могущества. Не думаю, что Корделия собиралась кому-то отдавать власть. Нечто человеческое в ней проявилось только когда было уже слишком поздно. Конечно, по жанрам работа следует правилам готического романа – это семейная трагедия. В каждой семье здесь своя трагедия, реализованная по-разному, но, в общем-то, тема в том, как родители калечат своих детей. И у детей есть выбор – стать еще большим монстром или разомкнуть этот порочный круг. Сложная тема, которая даже без ведьм и колдовства сама по себе ценна и раскрыта хорошо. Хотя колдовство здесь все-таки не обрамление: очень интересно погружаться в авторский мир, который выстроен на основе хэллоуинских персонажей и английского фольклора, но при этом для понимания законов этого мира ведьм не надо досконально знать мифологию кельтов.
Что сказать по итогу? Прекрасная работа. Впервые читаю книгу такого объема в столь короткие сроки (две недели по часу в метро на работу и с работы). При этом ни разу не было ощущения затянутости или нагромождения информации.
Отдельное спасибо хотелось бы сказать автору за богатый язык. Вот тот случай, когда принцип «пишите проще» тоже далеко и надолго задвинут, как и дешевые советы про мужскую-женскую литературу. И просто виден уровень мастерства, когда это не просто нагромождения красивых сочетаний, а именно певучий и тягучий язык, который не утомляет. Мир кажется осязаемым. Мне лично тяжелее читать книги, где автор набросал какие-то приблизительные декорации короткими рублеными предложениями, а все остальное, мол, сам представляй. Здесь же все настолько бережно нарисовано, что по городу хочется ходить. Изучать малейшие закоулки, гоняться за черными котами вместе с Томми (кстати, с котами здесь совсем не все в порядке! Ну ведьминские коты – такое дело). И еще при этом очень быстро и легко читается. Единственное, что я заметила: вот по мере того, как роман превращается из готической элегии в фэнтези-экшн, язык тоже становится более простым, меньше внимания обстановке, больше – действиям. Что логично: читатель ведь уже очень хорошо представляет декорации, но каждая новая, если можно так выразиться, локация описана и позволяет представить, как все вокруг выглядит. В зазеркалье вообще особый мир вырисовывается, как раз он в конце красиво возвращает к теме магического реализма и сюрреализма, когда не все законы этого места ясны и законов, в целом, нет. Эпилог закольцовывает композицию: поезд в начале, поезд в конце. И не очень ясно, то ли Виктор проходит некий аналог инициации (запоздалой, для мальчика под тридцать), то ли это символ некого Уробороса, нового круга, из которого на самом деле никто не выбрался. Думаю, спокойная жизнь героям вряд ли светит, но они становятся сильнее, у уцелевших есть уже понимание, кто они, на что способны. В общем, думаю, сумеют справиться.

Источник