Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

12 июня 2021 г. 12:22

561

4.5 История аутсайдеров, покоривших мир

Название книги совершенно точно отражает ее содержание. В книги нет статей и разбора картин, нет дотошного освещения взглядов художников или смакования деталей их картин. Книга представляет хронологическое изложение событий из жизни группы художников, которых в итоге объединили единым общим названием импрессионисты.

Свой рассказ Ревалд начинает с 50ых годов и более подробно рассматриваем 60-80ые годы. Втягиваться в чтение достаточно сложно, потому что нету единой линии повествования — их там много. Рассказ про каждого художника идет параллельно, появляется очень много действующих лиц и за ними сложно уследить, но даже если не запоминать все досконально, то все равно складывается очень хорошее общее понимание атмосферы и происходивших процессов.

Импрессионисты оказались аутсайдерами чисто системно. Идти против академии и судей салона было априори самоубийством своей карьеры профессионального художника, это значило, по сути, отказаться от дохода. Некоторые (Дега, Мане) имели постоянный сторонний доход и могли обходиться без продажи своих картин, большая же часть откровенно нищенствовали и порой не имели средств на покупку принадлежностей для рисования.

Импрессионизм стал определенной фазой перелома во французском искусстве (далее — европейском, мировом), схожей с переломным моментом становления прерафаэлитов в Англии. Большинство художников импрессионистов преодолело этот период, придя к еще более радикальным формам, таким как пуантализм или фовизм, оставив импрессионизм позади. Однако, именно эпоха импрессионизма стала переломной в переходе от академической традиции к свободному современному искусству, недаром все рассказы о современном искусстве начинаются с рассказа об импрессионизме.

Книга хорошая, хотя требует некоторых сил и внимания, чтобы втянуться, однако, настроение и вся атмосфера передана просто прекрасно. Книга состоит из огромного числа мелких фактов, но рассчитана именно на восприятие на уровне общих эмоций.