Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июня 2021 г. 12:29

489

3 Чего-то нет, чего-то жаль…

После «Добрых людей», которые оказались для меня неинтересными, я как-то перестала читать романы А. Переса-Реверте, хотя когда-то он был для меня одним из любимых авторов. И вот решила вернуться, взяв «Еву», но, похоже, напрасно, правильнее было бы следовать принципу «уходя – уходи». Мне совершенно не понравилась и эта книга – ни по героям, ни по контекстам, ни по идее, ни по форме. Очень жаль, что когда-то увлекательный писатель, видимо, исписался и создает какие-то литературные поделки. Кому? Зачем? – Конечно, можно ответить на эти вопросы, но ответы автору явно не понравятся.

Я очень разочарована. Нет ни полноценной драматической, ни сюжетной, ни событийной, ни любовной линии, отношения между персонажами существуют на какой-то нелепой грани “love & hate”, где одно, в сущности, неотличимо от другого. Сексуальные сцены, которых с участием Фалько в книге немало («вода, вода, кругом - вода»), наполнены неприятной амбивалентностью, инфантильно-фантазийным использованием женщин как средства физиологического удовлетворения, наказания, мести и пр., в них нет ни эстетики, ни особого смысла для сюжета, видимо, потому что это не отношения, а так, писательская пульпа. Будоражащего чувства опасности от происходящего почему-то не возникло, а наверное, оно должно было появиться в этой политико-человеческой капитанской драме, в которой было что-то «идальгическое». В книге нет баланса – то ли это про маленького героя больших авантюр и секса, то ли это про частный военный эпизод, вероятно, поэтому для меня смысл текста все время двоился, хотя и то и другое не оказалось интересным.

Что же касается основной фабулы, я так и не смогла до конца понять, на чем могут держаться отношения, связывающие Еву и Фалько, хотя это и отношениями-то трудно назвать и осмыслить их как… как что? Уважение друг к другу? Восхищение друг другом? Соперничество? Борьбу принципов с чувствами? Достаточно перечитать сцену драки, где они бьются смертным боем – это и есть в представлении автора воплощение внутренней борьбы долга с любовью? И что здесь что? И кому из них не удается отделить образ врага от образа страсти? В общем, и идея, и сюжет, и попытка автора сляпать из микроскопической истории полноценное произведение показались сырыми, непродуманными, больше нацеленными на эпатаж, чем на осознание природы феноменов, о которых ему захотелось написать. Играть на парадоксах человеческих отношений – занятие трудное и искусное. Не уверена, что на этот раз А. Пересу-Реверте оно удалось.

Да и сам Фалько – не просто не герой моего романа, а субъект, который не может быть героем ничьего романа – переполненный собой, психопатичный, жестокий и по сути не интересный как личность, к тому же явно играющий на поле, противоположном привычным ожиданиям с соответствующими проекциями на них, отраженных в авторских репликах. Очередной истероидный психопат литературы, которому автор пытался придать симпатичные черты, создавая что-то вроде «обаятельного зла». Женская ипостась того же самого Ева ничем не лучше, она напомнила мне женский персонаж из команды Швондера из «Собачьего сердца» («Во-первых, вы мужчина или женщина?» - «Какая разница, товарищ?» - «Я женщина!»).

Ну вот разве что атмосфера Танжера – опасная, пестрая, пропитанная криминалом и человеческими страстями, - как-то заинтересовала, но и она получилась фрагментарной и не скомпенсировала сюжетных потерь. Есть атмосферы и попронзительнее.

Где-то я прочитала, что А. Перес-Реверте написал шпионский любовный роман, играя на контрасте жанров. Не буду спорить, вероятно, так оно есть, но, пожалуй, моё решение не читать «великого испанца» было правильным. Больше не буду.