Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 декабря 2012 г. 22:21

215

4

Существует интересная закономерность. Великими сказочниками иногда считаются люди, которые сказки в своем творчестве считали явлением периферийным или случайным, а то и вовсе ненавидели детей.
Андерсен при открытии ему прижизненного памятника, указал на младенцев, окружающих его фигуру, и спросил: «Что делает вокруг меня эта гадость?». А Милн в своей автобиографии упомянул о «Вини-Пухе» только один раз и то вскользь. Главным в своем творчестве он считал детективы и пьесы.
С Шарлем Перро случилось нечто подобное. Если бы лидеру «новых», автору энциклопедий, огромных поэм и од во славу Людовика XIV сказали, что он останется в истории автором одной небольшой книжки, думаю, он бы сильно удивился.
***
Шарль Перро родился 12 января 1628 года. Отец его не был дворянином, но стремился дать всем своим сыновьям (их у него было четверо) хорошее образование. Двое из четверых стали по-настоящему знаменитыми. Старший — Клод Перро, прославился как архитектор (он автор Восточного фасада Лувра). Второй знаменитостью стал самый младший — Шарль.
Писательская стезя в XVII веке не могла принести существенных доходов, а потому Перро-младший благоразумно сдал экзамены на адвоката. Далее он сделал головокружительную карьеру в качестве государственного чиновника, став первым приказчиком министра финансов Франции Кольбера, академиком и пр. Продвижению Перро не в последнюю очередь помогали верноподданнические поэмы и оды, посвященные Людовику XIV.
Среди современников он был больше известен, как ярый сторонник партии «новых».
В XVII веке еще царило мнение, что древние писатели, поэты и ученые создали самые совершенные, самые лучшие произведения. «Новые», то есть современники Перро, могут лишь подражать древним, но все равно они не способны создать ничего лучше.
Перро был не согласен с этой точкой зрения, и, защищая ее, писал не только трактаты, например, «Сравнение древних и современных», но и выпустил огромный том «Знаменитые люди Франции XVII столетия», в котором собрал более ста биографий знаменитых ученых, поэтов, историков, хирургов и художников.
***
За сказки Шарль Перро принялся в весьма почтенном возрасте – в 65 лет. В 1696 году в журнале «Галантный Меркурий» без подписи появилась «Спящая красавица». А на следующий год в Париже и одновременно в Гааге, столице Голландии, вышла книжка «Сказки матушки Гусыни: истории и сказки былых времен с моральными поучениями». Книга была небольшая, с простенькими картинками, но имела невероятный успех. Из всего ее состава: «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Синяя борода», «Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Рике с хохолком», собственно, самостоятельно написанной является только «Красная шапочка». Остальные были переделками и пересказами фольклорных сюжетов.
Но заслуга Перро заключается прежде всего в том, что он был именно сказочником своего времени. По «Золушке» можно сверять моды конца семнадцатого века; дворец, в котором заснула Спящая красавица, по описанию весьма похож на Версаль. А речь героев в точности соответствовала стилю речи его современников. Достаточно вспомнить восклицание Спящей красавицы, увидевшей принца: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!»
***

Дальше...

Справедливости ради, следует упомянуть споры об авторстве.
Дело в том, что «Сказки матушки Гусыни» вышли под именем Пьера д’Арманкура. Из предисловия можно было понять, что это молодой человек, который увлекается сочинительством. Вскоре стало известно, что псевдоним принадлежит сыну Шарля Перро.
Существует версия, что Перро приписал авторство книги сыну, чтобы ввести его в высший свет. Однако, книга продолжала выходить под этим же псевдонимом и после смерти Пьера (он погиб на войне), и после смерти самого Перро (в 1703 году). Лишь еще через несколько лет на обложке появилось хорошо известное сегодня имя.
Несомненно, что Пьер участвовал, как минимум, в подготовительных работах – отборе и обработке народных сюжетов. Но вполне возможно он и был истинным автором «Матушки Гусыни». Иначе, чем объяснить, что Перро не упомянул о сказках в своих мемуарах, подробно описывавших все его достижения? И почему он никогда не возвращался к этому жанру, несмотря на то что «Сказки» стали настоящим бестселлером конца XVII века и лавочники заказывали всё новые и новые тиражи?
***
«Сказки матушки Гусыни» переведены на все языки мира. На русском языке они впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями», причем озаглавлены были так: «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о некотором человеке с синей бородой», «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах», «Сказка о спящей в лесу красавице» и так далее. Более-менее соответствие оригиналу они приобрели только в первой четверти девятнадцатого века. А самым известным их переводчиком считается Иван Тургенев.
***
В заключение хочу только сказать, что кто бы не был автором «Сказок матушки Гусыни», его можно считать родоначальником огромного направления в мировой словесности – зачинателем детской литературы.