Больше рецензий

voyageur

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 декабря 2012 г. 15:40

1K

4

Эту книгу прекрасно читать под старый добрый Kraftwerk, вслушиваясь в прохладно-электронные оды цифрам и технологиям в духе It's more fun to compute или же We are the robots.

Глубокий нырок с первой же страницы в небо цвета мертвого канала - и киберпанк поглощает вас. Жестоко и атмосферно, брутально и технологично, ведь все как надо. В комплекте - герой, спившийся обдолбавшийся хакер, чьи мозги сожгли грибками коварные русские, обидевшись на взлом. Потеряв свои главный наркотик, доступ в Сеть (она же матрица - да-да, гораздо раньше Вачовски), цифровой гений опускается до банального алкоголизма, рэкета, дешевых шлюх, гадкой выпивки и сладеньких наркотических октагонов. Ну а что вы хотели - лишиться галлюцинаторной прелести цифровых сетей, их величавой разноцветной гармонии и фрактальных радостей - и при этом остаться счастливым в мире постапокалиптики, унылой серости, торжествующей иены и вездесущей якудзы?

Вообще, персонаж этот, Кейс, особо не харизматичен и блекнет на фоне своей внезапно возникшей телохранительницы, Молли. Кэрри-Энн Мосс, прости, но Тринити явно блекнет на ее фоне. Стальной блеск линз в глазах, ироничная дерзость и блестящая, дразнящая самоуверенность - в общем, девушка-мечта цифровой эпохи. Добавьте к этому подкорректированную генетику: ускоренные реакции, мощные мышцы и недюжинная сила. Противники сентиментальности будут тем более счастливы - барышна не может плакать, лишь плеваться, ибо слезные железы выведены прямо в рот.

Но это, конечно, все декорации. И Нейромант, на самом деле, история не людей, а повесть об искусственном интеллекте, в которой невероятные способности к вычислению сталкиваются с зарождающимися экзистенциальными проблемами. Да-да, компьютеры тоже люди, а как иначе. И им, оказывается, тоже свойственно пытаться найти свое место в мире и понять этот главный дурацкий вопрос "Зачем? Ну зачем все это". Искусственный интеллект с потрясающим именем Wintermute (Зимнее Безмолвие здесь как-то скучновато звучит) начинает вести себя как подросток. Убийственно умный, циничный подросток-пессимист, который не побрезгует смертями, взрывами и искалеченными судьбами ради своей цели. Цель у искусственного интеллекта в очевидно цифровом пубертатном периоде - трепетно-готична и умилительно-наивна - совершить суицид. Такой вот format:// c для себя любимого.

В итоге, Кейс, Молли и еще парочка не менее забавных и ярких персонажей оказываются втянутыми в грандиозную аферу меланхолично настроенного искусственного интеллекта. В интриге все как по нотам: мафия, продажная полиция, древняя аристократическая семья, громадные корпорации, неожиданные друзья и враги. И все это щедро сдобрено отстраненной, подлинно-компьютерной романтикой, в которой нет места пылкости или прочим сентиментальным глупостям - есть острие твоего интеллекта, и ЛЕД, который нужно тонко пронзить, жадно впиваясь молекулами собственных иллюзий в изысканнейший деликатес данных, особо - украденных, маняще-недоступных данных. Но Уинтермьют не один такой умный, оказывается, что у другого ИскИна есть свои планы и свои цели...

Нейромант - это сочнейшая летопись виртуальности, той компьютерной псевдо-реальности, какой она виделась в романтичных 70-80-х. Это то будущее, с легким налетом мрачности, в котором все девайсы были с яркими мигающими кнопочками, искусственный интеллект - непременно умным и порой даже благородным, где не было склизкого консьюмеризма и бесконечных i-Радостей. В этом будущем люди продолжали свои экзистенциальные проблемы даже в виртуальности, лишаясь физической оболочки. В этом мире технологии - поразительно! - использовались не только для удовлетворения примитивных потребностей, что даже странно: ни тебе виртуального борделя, ни онлайн-игр, ни соцсетей. Киберпанковое будущее нерадостно, полно отчужденности и одиночества - но вряд ли тогда можно было предположить, что очень даже реальное настоящее сделает людей чужими друг другу еще больше, до глухого отупления.

И Нейромант оставляет после себя легкое ностальгическое ощущение будущего, которое мы потеряли: борьбы за разум, поиска себя между реальным и виртуальным и того трепетного чувства бесконечной глубины, звучащего в синтетической электронике семидесятых.

Комментарии


Отличная рецензия! Как всегда.))
Не все слова поняла с первого раза, но читала внимательно.)
Это Молли на обложке? Красавица, которая вынуждена плеваться, чтобы не подавиться слезами?


Спасибо-спасибо) Лексикон - уж прости, но того требует киберпанк)))
На обложке? Ну, я бы так не сказал, мне она рисовалась несколько по-другому. Это, скорее, жанровая картинка на тему)


Зачиталась- это ничего не сказать, я заслушалась и расворилась..Хоть не читала книгу, но меня унесло...


спасибо! вот сейчас уже не умеют так описывать будущее - жестко, цинично - но с какой-то очень трогательной душевностью где-то глубоко в подтексте.


Отлично написано! Никак не доберусь до этой книги...


Меня лично к этому подтолкнула жажда ненадолго отвлечься от разных драм и погрузиться во что-то совершенно другое, тоска по фантастике, ну и конечно шикарнейший фильм "Бегущий по лезвию бритвы".


Да, фильм отличнейший! Я вообще как-то мало киберпанка читала, скорее, именно фильмы попадались... Надо бы наверстать.


После Нейроманта страшно захотелось еще чего-то эдакого - посмотрел "Джонни-мнемоника" - но он скорее смешной, чем атмосферный: в 2012 все эти умилительные огромные яркие кнопочки и что-то вроде скайпа на ламповом телевизоре смотрятся забавно. У Лукьяненко, кстати, есть очень похожая штука - "Лабиринт отражений" - но тоже неплохая.


Из фильмов еще вспоминается "Авалон", "Экзистенция" (его, правда, относят не к киберпанку, а к биопанку), "Странные дни", "Тринадцатый этаж"...
Ну и "Газонокосильщик", может быть, немного в тему... )))


Ого, стыдно признать, не смотрел ни одного( *Добавляет в список "на просмотр"* Спасибо)


Не за что, надеюсь, что-то понравится:)))


По-моему, где-то я читал, что Лукьяненко в большей степени стивенсоновской "Лавиной" вдохновлялся. Во всяком случае, у меня цепочка "Лавина" - "Лабиринт отражений" складывается как-то проще, чем "Нейромант" - "Лабиринт отражений".


"Лавину" не читал, поэтому сравнить не могу. В любом случае, в Нейроманте и Лабиринте очень много похожего.


Очень интересная рецензия! Так я правильно понимаю, эта книга вошла в основу "Матрицы" Вачовски?


Да, Вачовски очень много позаимствовали у Гибсона - образы персонажей, элементы сюжета да и само слово "Матрица". Смешали с Бодрийяром, добавили спецэффектов - и получили блокбастер.


Надо признать, они постарались на славу, первый фильм вышел очень даже неплохим. А дальше уже попса... Буду знать, что еще надо почитать в будущем))


Не попса а экшн. Мне вторая часть больше нравится.


Да, по зрелищности вторая часть уступает разве что третьей, но я имела в виду количество философии. Если в первом фильме можно найти пищу для ума в больших количествах, то в последующих Вачовски решили выехать на спецэффектах, оставив лишь капельку умных мыслей =)


Обложка понравилась. Рецензия тоже интересная.