Больше рецензий

Jared

Эксперт

комнатный обыкновенный

3 июня 2021 г. 20:11

935

4 Спойлер Инопланетяне, феминистки и веганы

Механика и декорации.

Ездит по шотландской трассе девушка Иссерли и подбирает автостопщиков, исключительно атлетичных мужчин. В беседе она узнаёт, чем попутчик живёт и будет ли его кто-нибудь искать. Одиноким, потерянным и путешествующим впрыскивает снотворный яд через хитрое устройство в кресле, а потом везёт на ферму. Там жертве отрезают язык, кастрируют, откармливают, пускают на мясо и отправляют грузовым космическим кораблём в далёкие дали. На продажу, естественно. Занимаются этим четвероногие шерстяные существа, похожие на собак или лис, которые называют себя людьми. Своих жертв они называют водселями. Иссерли – одна из этих людей, только сильно искромсанная хирургами. Она не очень красива по земным меркам, не очень привлекательна по меркам её сородичей и откровенно уродлива по своей собственной оценке. Зато у неё идеальная большая грудь.

В какой-то момент на ферму прилетает сын владельца корпорации, и Иссерли сносит крышу то ли от ненависти, то ли от любви. К тому же её насилует одна из жертв, и всё вообще летит под откос. Так что она сбегает с работы и попадает в аварию, после чего решает взорвать машину вместе с собой. Конец.

Таков сюжет. Читать интересно. Местами это триллер, больше, правда, психологическая драма. Но что нам сюжет? Куда интереснее смысл, который вкладывает автор. А если не вкладывает, то мы вложим за него. Заигрывание с идеологиями вещь всегда занятная. Особенно, если оно удалось. В данном случае удалось условно, конструкция держится с большим трудом. И важнейшие части этой конструкции – веганство (или вегетарианство, здесь не принципиально) и феминизм.

Подумайте о братьях наших меньших.

Тема отказа от мяса по этическим соображениям здесь очень поверхностна и примитивна. Прямым текстом её выражает Амлис Весс, тот самый сын владельца заводов, газет, пароходов. Он не особо ладит с отцом, не хочет продолжать его дело и вообще мелко пакостит при первой возможности. Выпустил вот четверых откормленных водселей – пришлось пристрелить. Но это из любви и сострадания. Остальным работникам это безразлично, как и главной героине. Они же неразумный скот.

При этом Иссерли выучила язык этого скота и общается с ним каждый день. Метафора плохо работает, поскольку отношения пришельцев с жертвами не похожи на отношения земных людей со скотом. Коровы не написали самоучитель по коровьему языку, который мы могли бы понять, увы. Между нами пропасть. Такая же пропасть между охотником и дичью. Зато мы научились разговаривать с обезьянами и ни одну из этих обезьян не съели. И не одного умного ворона не полили соусом Барбекю. По крайней мере, те из нас, кто хотя бы догадывается о разумности животных. Будь водсели для пришельцев коровами, мычащими что-то невнятное, росшими с рождения до бойни у них в стойлах, у меня бы даже сочувствия не возникло. А так, Иссерли всё портит. Раз они такие неразумные, зачем же ты скрываешь их способности? А в это время жертвы теряют всю свою былую жизнь, проведённую отнюдь не в стойле. И их жаль. А коров жаль несравнимо меньше. Иными словами, пропасть между космическими собаками и нами преодолима, а между нами и коровами – нет. А это ой какая разница.

Так что идея «что же вы, людишки, возомнили себя самыми умными! А может ваша еда тоже соображает, да ещё и получше вашего!» где-то сломалась. Тем более если учесть, что есть такие книги как «Война с саламандрами» и «Автостопом по галактике». Да даже «Коровы» авторства Мэтью Стокоу. Там что-то подобное, хоть и не для веганов, уложено качественнее.

Чёртов патриархат.

Феминизм здесь куда менее очевиден и гораздо более интересен. Он не бросается в глаза, но он есть. Об этом говорят несколько вещей. Во-первых, Иссерли – единственная женщина в книге, которая хоть как-то раскрыта. Кроме неё появляется только пожилая автостопщица – в одной строчке – и женщина, вызывающая спасателей в конце – на одной странице. Во-вторых, обобщённое обращение «мужчины» встречается с завидным постоянством. «Мужчины» встречают её на ферме. «Мужчины» предали её давным-давно. Не кто-то конкретно и не люди в целом, а именно «мужчины». Да и вообще тому, кто какого пола уделено очень много внимания, чего только грудь стоит.

Получается, это история женщины в мужском обществе. Одна среди мужчин, изолированная и от женщин и в некоторой степени от самих же мужчин (впрочем, отчасти по своему выбору). Вынуждена с ними конкурировать, быть не только на равных, но и лучше, а то её заменят другой. Внешне она где-то между людьми и скотом. Испытывающая боль от перекроенного под мужские нужды тела, не имеющая возможности стать собой хотя бы физически, она существует в трёх режимах большую часть времени: боль, ненависть и усталость. И только на природе приходит спокойствие.

И всё же мне не ясно, феминистский здесь посыл или антифеминистский. Сам склоняюсь ко второму. Феминизм в его современной форме (книга 2000 года), возможно, изображён как результат травмы, предательства. Иссерли окружают самые разные мужчины от чумазых работяг и насильников до аристократов и просто спокойных людей. Не все жертвы вообще думают о её груди. Некоторые герои книги проявляют живое участие и даже любят её и искренне считают красивой. Но все они ей ненавистны и отвратительны. Этот слишком тупой, тот – высокомерный, другой – грязный или неловкий. Вот и получается, что её отношения с мужчинами – это ненависть и избегание. Это можно понять, можно посочувствовать – подонков ей тоже хватало. Можно признать за этим определённое право на чувства. Но это не даёт карт-бланш на любые выходки. И все-то, к кому она тянется, её предают, бросают и унижают, хотя это далеко не всегда правда. И периодически она напоминает себе, что они ей не ровня, что она выше их. И даже начальство не должно писать ей писем в каком-то там тоне, хотя тон этот просто официальный. Что-то это всё очень напоминает…

Трагично и не слишком определённо. Вроде бы и героиня жертва обстоятельств, а вроде и ненависть к мужчинам излечима. И это очень даже хорошо.

I want to believe

Зачем нужны космические собаки? Они ведь очень сильно похожи на людей. Они так же ведут бизнес, так же готовят еду, так же общаются. Они испытывают те же самые эмоции, что и мы с вами в похожих ситуациях. И так далее. Непонимание Иссерли своих попутчиков (шуток, сленга) – это непонимание иностранца, а не пришельца. Ну да, она плохо знает язык и ест немного другую еду, ну и что? В остальном она ведёт себя так же.

Понятно, что инопланетяне – это формальность. Они не описаны толком. Сказано, что более развитые, но кроме космического корабля и пары придуманных автором слов этого не видно. Задача такого решения – оправдать идейную подоплёку. Автору нужен другой вид, который бы ел людей как скот. Это объясняет вегетарианские идеи. Ему также нужно создать женщину, полностью изолированную от других женщин и окружённую мужчинами любых типажей.

Но вот незадача: если собаки будут показаны действительно высокоразвитыми, героиня не получится похожей на человеческую женщину. Если инопланетяне остаются невысокоразвитыми, сравнение людей со скотом теряет убедительность. Если пришельцев вообще убрать, то не только вегетарианство меняется на каннибализм и конспирологию, но и феминизм поедет на телеканал «Россия-1». А что? Мажор влюбился в красивую простушку, а когда та забеременела, отправил её после аборта или аварии в глухомань шахтёров обслуживать. В главной роли Глафира Тарханова. Пропасть между людьми и другими животными есть, а между мужчинами и женщинами – нет. Ну или она совсем другого качества.

Карел Чапек, выписывая своих саламандр, виртуозно пользуется их свойствами для обыгрывания социальных и политических идей. Мишель Фейбер пытается усидеть на двух стульях и едва удерживается за искусственный приём. Впрочем, не падает. Проблемы мужчин и женщин оказались в тени пришельцев, а вегетарианская повестка получилась слишком прямолинейной и впечатлит только весьма неискушённого читателя. I want to believe, but ne poluchaetsya.

Источник