Больше рецензий

satal

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 ноября 2012 г. 18:42

7K

5

Дорогой читатель, вы прекрасны. Вы, скорее всего, превосходны. Ваши руки ювелирны, ваш разум роскошно непредсказуем, и великие намерения борются друг с другом за ваше время. Вы сильны и неповторимы. Потому что вы человек. Вы хотите изменить этот мир. Может быть, вы даже молоды. Но у вас ни черта не получится. Потому что вы человек.

Десятилетия истратил гениальный Пастернак на попытки убедить современников в бессмысленности насилия. И ничего у него не вышло. Он создал доктора, чтобы блестящий Живаго продолжил эти усилия. Юрий Андреевич не хотел революций, а хотел любви и чтобы другие хотели того же. Он был бессилен и почти одинок в этом желании. Он не мог.

Доктор Живаго изо всех сил хотел любить свою жену, пусть даже уважая ее меньше, но не мог. А Тоня сейчас же заставила бы мужа забыться и любить ее. Если бы только могла.

Живаго избегал Лару и сопротивлялся ей, хотел не любить ее и не мог. А она сопротивлялась и тщетно избегала позора, прогнавшего ее далеко из Москвы.

Доктор хотел сделать жизнь лучше, и оказался бессилен. Он старался защитить своих женщин и потерял обеих. Он мечтал об их счастье без него, но счастья не было. Он и всё вокруг него мельчало, опускалось и катилось в бездну. Он все еще был превосходен. Его большие ожидания стали мелкими, как будто от этого они исполнились бы. Он оставался прекрасен, они все оставались, но были мелки и немощны.

Я читал это и понимал, что должен закрыть эту книгу и больше никогда ее не открывать. Я должен молчать о ней и не разрешать ни одному человеку листать ее. Я должен возненавидеть, растоптать и уничтожить этот манифест человеческого бессилия. И я никогда не смогу.

1 2

Комментарии


Он был бессилен и почти одинок в этом желании


ДА НУ! РАЗВЕ?! Я всегда думала, что полстраны - за, полстраны- против. С погрешностью в пару тысяч)

А если серьезно, то не он один не желал революции. Он все-таки принадлежал к многочисленному высшему свету. Белые даже сначала побеждали. Но увы.

А про женщин-то зачем спойлерить? Вот я сейчас, например читаю, и УХ ТЫ - спойлер.


Дык, разве там что-либо понятно о том, что же все-таки случится? Не думаю.


Из всей этой книги я больше всего запомнила несколько строк из письма Тони - доктору Живаго: " Если бы я даже перестала тебя любить, то никогда не призналась бы в этом даже самой себе... Потому что перестать любить человека - это все равно, что убить его. А я никогда не смогла бы стать убийцей!"


в книге очень много точных наблюдений того, что мы все знаем, но боимся признаться даже себе. это одно из них

манифест человеческого бессилия


А по-моему Живаго делал именно то, что в его силах. Он не спрятался за юбку, когда позвали на войну. Он не вторил общим мародёрским настроениям. Он лечил! А это уже, извини те меня, многое. Ребята, кто скажет, что Живаго был бессилен, тот будет неправ. Может, конечно, в романсе своём...тогда да. А в плане страны - не поверю никогда, что именно об этом хотел сказать Пастернак.


В том-то и дело. Он делал все, что мог, но это все было так мало и незаметно, что не сыграло почти никакой роли.


У людей в основном только так и получается. Гениев-героев а-ля Крепкий Орешек почти не существует. А ты что, считаешь, что каждый должен вылезти из кожи вон? Некоторые меняют мир тем, что усыновляют ребёнка, и никакой мировой революции им не надо.


Я согласен. Но в этой книге фокус на том, что хотелось многого, а не вышло ничего.


Хорошая рецензия! Спасибо.
Мне почему-то больше запомнились женские образы в романе. Они более яркие и интересные.


Спасибо. Кстати, в экранизации, эти образы тоже яркие и совершенно другие.


Да? ) ^^ У меня как-то не получается смотреть экранизации полюбившихся книг - все "не так" и образы экранные меркнут перед книжными, дорисованными собственной фантазией и отпечатавшиеся в мозгах, как кажется, навечно.


Тогда "Живаго" лучше не смотреть. Лара настолько другой персонаж, что у меня возникает ощущение, что я одел правый тапок на левую ногу.


:) про тапки - верно сказано.


Только надел, конечно.


В этом смысле очень удобны валенки...


Потому что экранизация по мотивам произведения, а это многое объясняет :)


Я же говорил, что книга понравится)


Еще как :)


Спасибо.


Спасибо за прочтение.


      Спасибо. Хорошая рецензия. Вы все верно написали.
      Роман очень честный. И, конечно же, это роман и о бессилии, в том числе. О бессилии при реализации лучших намерений. (В определенном смысле - о роли личности в истории. Личности талантливой во всем, благородной, готовой отдать свою жизнь на благо других - положительной во всех смыслах).
      Юрий Андреевич всегда делал, что мог, что был должен делать. В соответствии с принципом: "Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть" (формулировка Т. Рузвельта, хотя сам принцип значительно древнее и оканчивается он словами "и будь, что будет").
      Конец романа вполне логичен (в смысле жизненен).


Спасибо за отзыв.


Только не получается с падением доктора, почему так произошло?


А что именно вы имеете в виду?


Доктор как-то в конце жизни, когда добрался до Москвы опустился очень и пропала его я бы сказал достоинство. Он ведь жил и непонятно зачем.


Да, я тоже обратил на это внимание. Таланты у него оставались, но были настолько завалены всяким хламом, что их никто не видел. Помните эпизод, когда он работал в доме богача, который, не обращая внимание на презренного работника, с увлечением читал его книгу?

Мне кажется, это важно, что Живаго захотел наконец подняться, но и это у него не вышло.


да точно. он уже был готов подняться. Но чертов фатализм и судьба. да и потом если бы было продолжения, то не было бы драмы.


"Доктор как-то в конце жизни, когда добрался до Москвы опустился очень и пропала его я бы сказал достоинство. Он ведь жил и непонятно зачем."
он потерял слишком много, жизненной энергии, так же сгорел Мастер(Булгакова).....

"Но чертов фатализм и судьба. да и потом если бы было продолжения, то не было бы драмы."
если бы было продолжение, если бы.... то это был бы Горец, Бэтмен, Терминатор..... но он был ЧЕЛОВЕК... и его ресурс сгорел.... слишком много потерь на него выпало, любой запас прочности НЕ БЕСКОНЕЧЕН.

" захотел наконец подняться, но и это у него не вышло."
" он уже был готов подняться. "
"Таланты у него оставались, но были настолько завалены всяким хламом, что их никто не видел....."

если у аккумулятора время( "неправильная" эксплуатация ) разрушит пластины, то внешне обычный , он никогда не будет уже функционировать...

"только не получается с падением доктора, почему так произошло?"
людей ломает не время , а испытания, на его долю выпало слишком много, сломать можно любого.... посмотрите на современных "крутых", гламурных, политиков, бизнесменов....когда фемида поворачивается к ним, а фортуна отворачивается спиной .... как быстро с них слетает лоск, какие они становятся больные... а если нажать? а если ещё ? не все Карбышевы, и невозможно это испытание проходить до бесконечности.


отличная идея и мысль...


Испытания выпали не только на его долю, но и на долю всего народа... По Вашей логике, страшная эпоха должна была сломать все поколение...


возможно ответ здесь?:

Из всей этой книги я больше всего запомнила несколько строк из письма Тони - доктору Живаго: " Если бы я даже перестала тебя любить, то никогда не призналась бы в этом даже самой себе... Потому что перестать любить человека - это все равно, что убить его. А я никогда не смогла бы стать убийцей!"


Вы больше внимания уделяете романтике, а я прозе жизни....

например в цитате которую выделили Вы , я в свою очередь автоматически споткнулся об слово(написанное ДВАЖДЫ):
НИКОГДА.... - оно слишком литературно, даже в жизни.... это как слово ВЕЧНОСТЬ, и подобные, они как линия ГОРИЗОНТА - никогда не дойти(вот в какой фразе для меня уместно слово НИКОГДА)


"Испытания выпали не только на его долю, но и на долю всего народа..."
С чего Вы приписываете мне такой вывод?
например эпизод из фильма(нагляднее чем в книге), простой мужик зарубил всех своих детей и жену - отряд не уйдёт от погони с обозом, а до того жена убила младенца , дескать потом ещё нарожаю...

спасибо, что Вы считаете, что у меня есть , логика, но тогда позволю сам сформулировать свои ЛОГИЧЕСКИЕ выводы:
страшная эпоха ПЕРЕЛОМАЛА ВСЁ ПОКОЛЕНИЕ, причём как сказано в диалоге Тони и Живаго:
-а помнишь в петровские времена сколько натворили? как в Библии сказано? - три поколения искупать будут(цитата не точная - суть)


переломало очень много , но книга про Живаго, по этому я и писал о нём


"НИКОГДА" человеческой жизни это, к сожалению, не ВЕЧНОСТЬ. А уж моего "никогда" осталось совсем немного. Но я романтик, Вы правы... И я никогда не пойму мать, убивающую своих детей...


жизнь сложная штука, но у романтиков есть свои защитные механизмы от разрушительной информации:

М.ВЕЛЛЕР: Я думаю, что это дело достаточно правильно было бы выставить на референдум с разъяснением всех плюсов и минусов этого вопроса. Если вы вспомните «Анну Каренину» Льва Толстого, то там пишется как об одном из обыденных явлений крестьянской жизни, что как часто бывает, младенца крестили, а потом переставали кормить, когда он был лишним в крестьянской семье, и таким образом он умирал от голода. Так называемый инфантицид, то есть убийство детей, когда они были лишние, имел место у всех народов во все эпохи, вплоть до конца XIX века. Я ни в коем случае не призываю повторять это жестокое варварство.

(из одной беседы...)

................................................
я не знаю , кто , зачем, почему ставит Вам единички за комментарии, но эта рецензия написана полтора года назад , и уже не интересна автору, если эти темы Вам интересны, то я поставлю Вам комментарии в Ваших рецензиях, если - нет, то пропустите.


А по-моему роман недоработан и очень сумбурный


Или переработан? Кто его знает, насколько это полезно - писать роман годами.


Он очень сумбурный и 2 экранизации что я смотрела показывают эту неспокойность в голове. Хотя у Дэвида Лина очень хорошо получаются масштабные постановки.
Хотя я у него люблю маленькие "Короткие встречи"


Немного безысходная (фокус лишь на одном аспекте), но в целом емкая рецензия.


Существуют "герои нашего времени", а существуют герои вне времени. Эти герои никогда не будут признаны, они навсегда канут в лету, потому что не сделают масштабных открытий, не начнут и не выиграют войну, они не будут на вершине Олимпа. Но эти люди совершают подвиг каждый день, когда живут и поступают по чести и достоинству, не пытаясь оправдать себя тем, что их окружают тяжелые времена, где все вывернулось наизнанку. Живаго никак нельзя назвать бессильным, потому что он сделал самое большое, что может сделать человек: он оставил свою душу в сердцах других людей. А эта душа была чиста, несмотря на окружающую ее грязь воин, революции и общественного падения. Его бессмертие было заложено в память огромного количества людей, которых он встречал по жизни и которые видели в нем личность.

1 2