Больше рецензий

Contrary_Mary

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 июня 2021 г. 22:38

2K

3.5

Theory fiction, который не "Циклонопедия", а мемуары с цитатами из Вальтера Беньямина, потихоньку превращается в бич нашего времени. Не у всех, ой не у всех получается удерживать свою автобиографическую эссеистику на уровне Мэгги Нельсон или хотя бы Марии Степановой ! У Семеляка, например, явные проблемы именно с той частью, которая theory. Летова можно (не исключено, что даже и нужно) рассматривать сквозь призму Агамбена или Латура, но то, как использует их Семеляк, наводит на мысль, что а) то ли они тут нужны только для того, чтобы сойти за умного соблюсти конвенции жанра, б) то ли ему никак не удается четко сформулировать, что же именно в мысли Кьеркегора/Блоха/Юнгера etc. так уж захватывающе рифмуется с творчеством Летова: настолько эти ссылки кажутся внешними и необязательными. Тот же Агамбен, к примеру, появляется здесь лишь для того, чтобы озарить страницы книги ослепительным определением "коматозник-запредельщик", Латур фигурирует только в качестве изобретателя концепции "мигрантов изнутри" (из не самой удачной книжки "Где приземлиться?" ) и почему-то в доказательство того, что летовские настроения "соответствуют именно французской академии" (по версии автора, французская академия - это Латур, Барбарас и экоактивистская группировка ZAD, кстати, их полное название можно перевести как "зоны, нуждающиеся в ОБОРОНЕ", ух ты!). При этом, когда через пару страниц речь заходит о Мортоне и его "темной экологии" в связи с летовским стихийным экоанархизмом, достижения Латура на ниве преодоления антропоцентризма ни словом не упоминаются. О, а песней "Некрофилия" Егор, оказывается, предвосхитил перевод на русский повести Витткоп "Некрофил" ! Наверное, некрофилию лично Витткоп придумала, или я уж не знаю.

Впрочем, чего придираться к словам! Самое главное, что все это неуклюжее теоретизирование действительно кажется излишним; может быть, оно требовалось для чего-то самому автору в его внутренней работе, но любим мы его не за это. Лучшие "афишевские" тексты про ГрОб - это чуть претенциозные, но искренне восторженные признания в любви или обещания вечной верности; они были хороши не ссылками на Can и Psychic TV (или Латура), а вот этой захлебывающейся удивленной любовью, с трудом выражавшей себя в словах и неизбежно скатывавшейся в цитирование самого героя: вселенская большая любовь, моя секретная калитка в пустоте, семь шагов за горизонт, радуга над прахом, сияние, обрушившееся вниз, оооо моя оборона. Семеляк же когда-то и написал, что для "нас" (и к этому "мы", пожалуй, не стыдно пристроиться) Гражданская Оборона была в буквальном смысле обороной, невидимой броней; и вот эта исповедальная лирика так и остается самым мощным и пронзительным слоем в его книге. А затеянная (видимо) деконструкция как-то не очень задалась. Здесь есть много любопытных и забавных воспоминаний и баек (почему-то лучшие из них почти всегда связаны с животными) и довольно метких наблюдений (например, про летовский почти гностический анти-эротизм или про предположительные кислотные истоки "военной" образности на поздних альбомах), но как только они превращаются в полноценное теоретизирование, в тяжеловесную "аналитику" - читать это все становится немножко неловко. Лучше еще раз перелистнуть на страницу о покупке игрушечного барсука в Америке.

Ветка комментариев


А можно цитату про барсука или там много?


там история о том, как Летов с Семеляком на американских гастролях пытались купить игрушечного барсука в честь "Песни барсука", но не вспомнили, как он называется по-английски