Больше рецензий

29 ноября 2012 г. 00:12

616

5

<...То, через что выражено величие духа, только в величии духа и может быть постигнуто. Не затем я напрягал свой дух и вкладывал все силы в труд своей жизни, чтобы ты, зритель или слушатель, внимал мне вполдуши. Ты должен отдаться мне полностью, как я полностью отдаюсь тебе; только тогда возможно наше единение. Всё, что есть в тебе славного и благородного, должно пробудиться к жизни, в противном случае награды мне не будет.
...Чувства, любопытство, отклики, размышления - вся совокупность внемлющей души должна застыть, вслушиваясь, или всколыхнуться, восторгаясь; если не так - трудившаяся душа плохо исполнила свою работу. Ибо,заметьте, ей не только дано право вот так сойтись со зрителем - лицом к лицу, сердцем к сердцу, на неё возложена обязанность породить отклик в чужой душе. >


А если отклик пробудился, то чужая душа перестаёт быть чужой, и "возьмемся за руки, друзья".
"Камни Венеции" будет интересно прочитать тем, кто обладает воображением, достаточным, чтобы получать удовольствие от одухотворения рукотворного неживого, протягивать невидимые нити от настоящего в прошлое, и одновременно испытывать, что-то похожее на боль от осознания невозможности выразить это словами.
Глава книги с сухим названием "Сущность готики" - отдельный маленький шедевр. Не только потому, что на сорока страницах текста дан блестящий и очень личный анализ исторических, эстетических, психологических и природных основ готического стиля в архитектуре, но и выражено отношение автора ко многим вечным вопросам, на которые жизнь постоянно, во все времена заставляет искать ответы... Читая о готической архитектуре, вдруг узнаешь что-то и о себе.
Для меня в созерцании Венецианских зданий есть некая, опять же почти болезненная, не насыщаемость. Сродни хорошему питью, которое, тем не менее, не может утолить жажды. Взгляд скользит по фасадам, порталам, окнам, как-то мельком отмечая не симметричность, неровности, сдвиги, разрушительные следы времени. Дворцы Венеции околдовывают, расслабляют, не дают сосредоточиться. Бесконечно яркая Венеция меня тревожит и пугает. Противовесом этим моим, конечно, субъективным впечатлениям явилась глава "Дворец Дожей". Мудрый и великодушный ученый берет вас за руку и неспешно ведёт вдоль всех тридцати шести капителей нижнего яруса дворца, давая своеобразный мастер класс того, как можно "читать" архитектуру. У человека, уже побывавшего в Венеции, может возникнуть досада на себя за то, что видел, но не смог рассмотреть так подробно. И наоборот, тот кому встреча с Венецией ещё только предстоит, может порадоваться этому щедрому подарку.
Трогательны редкие, буквально два - три, и от этого ещё более трогательные, личные, почти интимные реплики автора: например, по поводу того что ему не удалось хорошо рассмотреть двадцать вторую капитель дворца Дожей , потому что фруктовый лоток помешал установить стремянку, или выражение детской радости от случайного сходства имени одного из архитекторов дворца - Джованни Рускони - с собственным именем.
Заключение к книге вызвало улыбку. Призывая английских архитекторов 19 века следовать лучшим образцам архитектуры прошлого, автор деликатно предостерегает от украшения зданий скульптурой: "Скульптура, используемая для украшения архитектуры, хороша только в том случае, если представляет людей своего времени в костюмах своего времени; а наша современная одежда вряд ли добавит красоты нишам и антрвольтам". Интересно, что бы сказал Джон Рескин по поводу нашей одежды? или по поводу того что, многократное изображение консервной банки с томатным супом - выдающееся художественное произведение 20 века?

P.S. Ничего не имею против художника Энди Уорхола.