Больше рецензий

31 мая 2021 г. 10:32

310

4

«Дети ведут себя хорошо, если могут.»

Эта книга рассказывает про эмоциональные аспекты развития, и, не смотря на название, этот текст не только про взрывных детей. Известно к какому возрасту ребенок должен держать голову, к какому начать ходить; слух, вес и прочие физические показатели всегда проконтролирует семейный врач. А вот этапы эмоционального развития, когда ребенок учится отделять ситуацию от эмоции, а ожидания от реальности — эти задачи родителей будто не касаются: ребенок справится сам. — Вот с этим «справится сам» и ведет свою просветительскую борьбу Росс Грин.

Вместо рецензии — ниже короткий конспект текста. Отмечу только что это редкий пример сухой, в хорошем смысле, литературы по психологии — все описано емко и структурировано; текст воспринимается как отполированная сотнями презентаций лекция по гигиене здорового общения, которую хочется порекомендовать каждому (— не только родителям «взрывных» детей).


«Взрыв (вспышка раздражения), как и любые другие формы неадаптивного поведения, возникает, когда предъявляемые к человеку требования превышают его способность адекватно на них отвечать» или как это также формулируется в книге более коротко:

«Дети ведут себя хорошо, если могут» — и задача родителя помочь с развитием этих «стабилизирующих» навыков ребенка, проблемы с которыми могут привести к конфликтным ситуациям. 5 «стабилизаторов» это:

1) сознательное самоуправление (способность переключаться между задачами, организация и планирование, способность отделять эмоциональную реакцию от требующихся интеллектуальных усилий. Ключ: сохранять спокойствие, отделять «я» от мимолетных эмоций);
2) речевые навыки (язык определяет образ мышления — если наступить на хвост собаке, то она поступит одним из доступных ей вариантов: зарычит, укусит или убежит. С этой точки зрения ругань то же что и рычание — то, что делают люди, когда не могут обратиться к более внятному способу выражения мыслей и эмоций);
3) контроль эмоций (навык быстрой саморефлексии и проекции своих импульсов на ситуацию);
4) интеллектуальная гибкость (способность видеть ситуацию шире чем бинарное черно-белое восприятие, умение воспринимать промежуточные варианты как градиент компромиссов);
5) социальные навыки (опыт правильного понимания слов, реагирования на вербальное и невербальное общение, для которого требуются быстрота реакции, гибкость и широта мышления).

Ошибка считать, что пять упомянутых навыков являются данностью («должны как-то развиться сами»), и что проблемы, к которым приводит их отсутствие, являются якобы следствием того, что ребенок «не хочет», «капризничает», «вредничает», «поступает назло» и т.д.

Надо определить дестабилизаторы (определенные обстоятельства, которые сводят на нет работу «стабилизаторов») и говорить о них. Часто дестабилизатором являются действия или слова родителя. Дестабилизаторы аккумулируются и последней «каплей» может стать любая мелочь, вроде колющейся бирки на майке (но проблема, конечно же, не в ней одной).


Все вышеуказанное работает как стартовая точка и инструментарий для последующей совместной работы по нахождению компромиссного варианта разрешения критической ситуации. При этом, акцент идет на то, чтобы «предупреждать» критические ситуации тем же способом, который автор называет план «Б»:

- План А: через слезы и истерики родитель настаивает на своем решении.
- План В: родитель идет навстречу ребенку (т.к. лень, устал, неважно).
+ План Б: родитель и ребенок путем активного общения и слушания (пресловутое «ты раздражен и не хочешь спать») пытаются найти промежуточное компромиссное решение. Важным критерием Плана «Б» является то, что обе стороны приходят в разговор с «открытым» умом и без готового решения — оно должно появиться путем совместной работы. Порядок действий: сочувствие (и его подтверждение) — выявление проблемы — приглашение к разговору.


Это, примерно, первые 50% книги. Остальная половина текста про практическую реализацию «плана Б» и более подробное развертывание материала на примере ситуаций и диалогов. В самом конце книги есть несколько глав с более конкретными рекомендациями по работе с врачами и медикаментами, а также общению в семье и школе.