Больше рецензий

Gauty

Эксперт

Диванный эксперт Лайвлиба

30 мая 2021 г. 19:40

1K

3.5 Просто вскрой этот чёртов замок!

Впервые с автором я познакомился в сборнике - Книга мечей , рассказ назывался "Дым золота - это слава", помню, что взял автора на заметку с желанием прочитать нечто покрупнее. Цикл Gentleman Bastard обо всём, что я так люблю в фэнтези - воровство, сники-пики, трикстерство, выдумка и поиски выхода в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Простите за тавтологию. Нельзя не отметить отличную игру слов в оригинале - главного героя зовут Locke. И сразу ясно всё, о чём написано выше - замОк и Локи в одном лице, просим любить и жаловать. Первую книгу цикла рекомендую всем без исключения любителям фэнтези. Мне кажется, её легко можно прочесть отдельно от остальных без вреда для истории - Линч на редкость быстро и умело чередовал флешбэки и текущий таймлайн, расставил фигуры на доску, слегка описал характеры и пустил историю на самотёк. Да так, что герои, кажется, были только рады и понеслись вскачь даже без понуканий автора.

Сейчас я уже не тот, что прежде, циклы запоем не читаю, продолжения отлёживаются и ждут неких оказий, когда звёзды встанут в правильный ряд. И вот я закрыл вторую часть (цикл ещё не окончен, кстати). Первая реакция однозначная - что это за нудная ерунда? В этот раз цель грабежа очень претенциозная, подготовка к ней ведётся нешуточная, завязка великолепная, а потом начинается дичь. Повод, по которому Локку и Жану придётся выйти в море, надуман и ничтожен, если начинать его разбирать с точки зрения логики. Не буду спойлерить для нечитавших, буду рад вашим мыслям в обсуждении, однако для меня это пример очень дикого натягивания совы на глобус фабулы. Вся вторая часть книги - бесконечное перечисление морских терминов, названий мачт, такелажа, парусов. Этого настолько много, что начало в какой-то момент дико раздражать. Я люблю истории про пиратство и корабли, но у Стивенсона, Сабатини, Пауэрса и Сальгари такого внимания к терминам не было, к счастью. Я словил синдром Туретта, выкрикивая как попугай Сильвера: "Пиастры! Курс на зюйд-зюйд-вест!" и прочую дребедень. Не дело советовать писателю, но показалось, что лучше уделить внимание внутренней логике конфликта, чем внешней шелухе, показывая как глубоко твои герои погрузились в тему.

Теперь о хорошем. У Линча на мой взгляд отлично получаются сильные женские персонажи, разные, притягательные иногда даже в своем отталкивающем поведении. Им я поверил. Также наконец-то (или мне так показалось) начало уделяться внимание раскрытию персонажа Жана, который был на вторых ролях в первой книге. Мы видим его отдельно от напарника, разбираемся с его чувствами, желаниями и видим в нём личность, а не боевитый придаток Локка. Отношения между людьми могут внезапно дать трещину, это было отлично продемонстрировано. Я не стал перечитывать первую и пишу по воспоминаниям, потому отдаю себе отчёт в том, что могу ошибаться. Со вторыми томами циклов легко попасть во временную ловушку. Некоторые читали первую книгу пару дней назад и сразу взялись за продолжение, а кто-то - спустя пару лет. А кое-кто и вовсе не читали первую. Обычно циклы разгоняются от начала к концу, каждый персонаж - это раскрывающаяся постепенно тайна, и путь к глобальной цели ведёт через тернии к звёздам. У Линча всё скомканнее. Мне не кажется, что был какой-то изначальный план на серию, потому что первый том слишком хорош, обособлен и закончен. А вот второй пристёгнут куда-то дальше, по крайней мере, в третьем мы должны увидеть неуловимую Сабету из воспоминаний Локка и Жана. И я снова жду сильной женщины-манипулятора, кстати. К достоинствам и сильным сторонам писателя я отношу и умелую работу по переключению между прошлым и настоящим. В первом томе флешбеки шли до самого конца книги, в этом - лишь до выхода в море, чтобы разъяснить два года подготовки к великому дню ограбления. Признаюсь, мне не хватило воспоминаний, Линч в них силён, картина получается ярче.

Если внимательно вчитываться в диалоги, то можно заметить, как почти все персонажи книги несут отпечаток "джентельмено-ублюдства". Ну серьёзно, как будто автор наделил каждого прощелыгу частичкой робингудства, за счёт чего можно проводить параллели между самыми разными персонажами. Они не говорят на один манер, нет-нет, но привести к общему знаменателю можно. И я не знаю, к сожалению, переводчик ли так причёсывал или автор изначально так задумал. При этом заметен рост персонажей. Локк и Жан взрослеют, теряют близких, учатся выкручиваться, когда их взяли за жабры и быстро соображают. Они почти как Сэм и Фродо, только другие. Жан и его история вообще прекрасна в этой книге. Мне понравилось, как он справился с депрессией Локка. Оба сильно изменились в этой книге, но с потерей товарищей он справился совершенно иначе, чем Локк, это подкупило. Он лучший друг, который несмотря на горе, никогда не терял надежды. В конце показалось, что Жан хочет покоя, но, похоже, это не в их силах. Я не сильно поверил в финальный твист по облому с кражей, но жду третий том, Сабету, горы флешбеков и боли.

Во славу Анархоптах, снова в 1А класс
Прочёл с клубом Хранители Меча и Магии
Спасибо JewelJul за компанию

Комментарии


У Линча на мой взгляд отлично получаются сильные женские персонажи, разные, притягательные иногда даже в своем отталкивающем поведении

вот тут соглашусь с тобой, тоже нравятся его девушки)


В третьей должна быть наконец любовь Локка. Надо будет как-нибудь проверить, какой её выписали.


Я осенью читать буду, присоединяйся))


Пихни меня, плиз, когда будешь.


оки, запишу себе)


Пихаю, как обещала) присоединишься?)


Знаешь, я пока пас с фэнтези, переел, только Меекхан вот прочёл, Батчера до того. Так что пока просто подожду твоих впечатлений :)) Сел вот рецку на Меекхан писать


Понимаю, тоже предпочитаю чередовать жанры)