Больше рецензий

29 мая 2021 г. 15:34

3K

4 "Каково это — быть островитянином в толпе".

Физическое существование одиноко по сути своей: застрять в теле, что неумолимо движется к распаду, сжатию, растрате, поломке

Как те самые "Чудные плоды", да, Диги?
Привет, кстати, проходи, не стесняйся. Сегодня мы будем говорить об одиночестве. Ты улыбаешься? Почему? Давно тебя не было у меня в гостях. Впрочем, я и сейчас пишу больше по памяти наших вечеров, ведь ты почему-то приходишь лишь в тёмное время суток. Но без тебя мне пишется одновременно и в разы сложнее, и в разы свободнее. Надеюсь, ты не обижаешься? Была бы ты здесь - ты бы продолжала молча улыбаться и смотреть на меня, изредка вставляя свои ядовитые ремарки. Но хватит о нас, моя Диги.

Как же это чудесно — искать и, главное, находить братьев в своем одиночестве, при помощи искусства. Оливия Лэнг проделала громадную работу. И, что куда приятнее осознавать, она сделала это, как мне кажется, в первую очередь для себя. Чтобы избавиться от гнетущего чувства одиночества. И ей удалось. Посредством поисков своих "собратьев" в искусстве найти то, что она искала - себя в себе.

По правде сказать, беда состояла вот в чем: то, где я была, не находилось нигде.

Началось наше с Диги путешествие с картин Хоппера, воплощающих собой одиночество. Вы можете потратить пару минут свободного времени и тоже посмотреть, убедиться, что так оно и есть. Смотришь на эти картины - и тебя окутывает холодным ветром сквозящего одиночества. Автор книги рассматривает картины Хоппера и его личную жизнь. То бишь, рисует нам его и как художника, и как человека. Ведь творчество неотделимо от реальной жизни творца, даже если через свои произведения автор пытается бежать в другую действительность. И это интересно, писательнице удаётся сделать это ненавязчиво, даже красиво. Также ей в какой-то момент удалось убедить меня, что я читаю мысли образованного, мыслящего, читающего и интересующегося миром и людьми человека. Это было приятно.

Второй художник, с которым нас знакомит автор — Уорхол. Тут уж мне было не понять. Диги злобно с меня смеялась, а я лишь грустно вздыхала. Не вижу я в его творениях одиночества, не вижу в них ничего, кроме изобилия цветов. Тем не менее, читать про его жизнь было тоже интересно. Одинокий, жаждущий внимания и любви, но не знающий, как с ними обращаться.

Далее было про одиночество в толпе. Одиночество в словах. Неспособность говорить. Метаморфозы одиночества. Как твои правильно понятые слова помогают не чувствовать себя одиноким. Или хотя бы не настолько. Здесь Диги растворилась, покинув меня на какое-то время, словно ей претит эта тема. А я продолжала читать о том, как перекликалось личное одиночество автора и попытки его избежать с попытками бегства Энди (Дреллы - Синдерелла и Дракула) - о телевизоре и макбуке.

Затем был Войнарович. Нам с Диги понравилось о нём всё. Начиная с его биографии, пропитанной болью, все тем же одиночеством, непониманием, отверженностью, непринятием и саморазрушением, и заканчивая его творениями. Он, как и Уорхол, будет ещё часто упоминаться в тексте, то тут, то там - призраком шагая по тексту.

Про Генри Дарджера сначала было любопытно, потом стало раздражающе и даже подбешивающе. Здесь рассказывалось про опыты над макаками Харлоу. Психология. Интересно. Но подбешивало, что автор выбрала весьма неоднозначную и противоречивую личность, которую все заклеймили. Эдакая нотка оправдательности, геройства и тяги к "таким же изгоям". Оливия Лэнг, конечно, молодец, что отнеслась к попытке понять весьма ответственно и перелопатила очень много материалов об этом человеке и материалов от этого человека, но всё же...

Ещё здесь были Вивиан Майер. О ней я ничего почти не запомнила, а Диги, будь она здесь, укоризненно покачала бы головой.
Клаус Номи - Шпербер. похож на Витаса. С грустной биографией и весьма странным образом и голосом. С него началась довольно любопытная и вызывающая противоречивые эмоции тема СПИДа и стигматизации.

Далее мы плавно перешли к интернету, Джошу Хэррису и его опытам. Его проект quiet напомнил мне "Дом-2" на максималках. Только там была смесь битников и интернет-гиков. Про интернет и одиночество написано было много, Диги была видна неотчетливо, я не могла читать её эмоции. Наверное, мне в тот момент хватало своих - грусти, немного пустоты, интереса.

И последнее. Здесь была ещё Зои Леонард и её "Чудные плоды". С них начала, ими и заканчиваю.

Я немного соврала насчёт последнего. Мне также хотелось бы поделиться своими воспоминаниями и мыслями, рожденными во время чтения. Это будет быстро и, надеюсь, не утомительно. Во-первых, мне сразу вспомнилось, насколько часто ко мне подходят одинокие люди просто поговорить, стрельнуть сигарету или как-то ещё обратить на себя внимание. От этого воспоминания было, опять же, грустно. Во-вторых, я только читая эту книгу подумала о том, что Коробочка у Гоголя - просто одинокая старушка. Из-за темы о тяге к накопительству и тому, как это связано с одиночеством, поднятой в этой книге. Подумала ещё о том, что сама порой оставляю какие-то мелкие вещи (типа билетиков на концерт или из общественного транспорта), чтобы момент был жив, не умирал вместе с исчезновением этих предметов. А "в-третьих" - не будет.

Мы в этом вместе — в этом накоплении шрамов, в этом мире предметов, в этом физическом вре́менном раю, какой часто похож на ад. Важна доброта, важна общность. Важно оставаться чутким, открытым, потому что из миновавшего нам известно по крайней мере одно: время чувств — недолго.

Теперь уж точно конец. И напоследок...

Кем нужно быть, чтобы видеть мир вот таким?

Оливия Лэнг рассмотрела одиночество некоторых художников и людей так или иначе связанных с искусством (творить, видеть мир иначе), а я попробую кратко охарактеризовать одиночество некоторых писателей.
- Думаешь, у тебя получится? — с издевкой бросает свою первую фразу за все вечера Диги. Теперь уже я её игнорирую и продолжаю.

Сартр. Такое одиночество на грани, пританцовывающее под музыку, пунцовое одиночество.
Камю. Желтое. Идущее по морскому берегу. Лежащее на песке. Застрявшее между земным и абстракцией.
Воннегутушка. Голубое. Прикрытое смехом и сатирой. Летающее, сквозное, неуловимое одиночество.
Буковски. Коричневое. Пахнущее дешевым вином, мочой и пивом. Пропитанное звуком пишущей машинки.
Де Сад. Розовое. Чересчур украшенное и раздутое. Одиночество — вечный проповедник.
Жамиак. Серое. Одиночество — игра на нервах. Натянутые струны. Слова в пустоту, красивые слова.
Горький. Тоже жёлтое, но немного тусклее. Грязный желтый. Пахнущее сигарами и несбывшимися мечтами.
Чехов. Белый. Зигзагообразное одиночество.
Есенин. Черное. Одиночество, скрытое под маской веселости, клоуна. Слёзы по изнанке щёк.
Достоевский. Небесно-голубое, облачное одиночество.
Джек Лондон. Морское, утопающее одиночество.
Уайльд. Бронзовое. Острое. Деревянное.
Болдуин. Песочное. Рассыпное. Истекающее кровью.
Кафка. Волосатое. Затхлое. Безвоздушное и душное.
Фаулз. Зелёное. Летающее. Бородатое.
Набоков. Сложное, запутанное, тяжёлое.
Вирджиния Вулф. Захлёбывающееся. Нежно-голубое с примесью солнечного жёлтого. Звёздное. Ночное и тихое. Грани одиночества.
Мориак. Бордовое. Винное. Пахнущее хвоей.
Паланик. Цифровое. Современное. Кричащее.
Ремарк. Алкогольное.
Гоголь. Пыхтящее.
Кен Кизи. Анархистское. Свободное. Справедливое одиночество.

Прочитано в рамках ДП-2021.
картинка Femi

Комментарии


А почему у Вас "раздражение" над "ноль интереса", а не наоборот?
А Вы на каждую книгу такой график чертите?
Вы извините за глупые вопросы, я просто инженер и впервые вижу такой научный подход к книгам. Или это такое у Вас одиночество?
Угловатое и в клетках.
Всё это так необычно.
Спасибо


А почему у Вас "раздражение" над "ноль интереса", а не наоборот?

Потому что для меня "ноль интереса" хуже раздражения.)
И совсем не то, что "пустота", кстати, да.)

А Вы на каждую книгу такой график чертите?

Нет.))
Это по игре дополнительное задание такое, чтобы балл дополнительный получить. Вот и рисовала.

Но Ваша трактовка с угловатым одиночеством, запертом в клетках, очень даже неплоха.)
Вам спасибо.
Сами графики не чертите?) Интересное занятие, кстати, заставляет покопаться в своих ощущениях ещё больше.


Нет, как-то не доводилось чертить.

Потому что для меня "ноль интереса" хуже раздражения.)
И совсем не то, что "пустота", кстати, да.)

Но тогда и "подбешивает" должно быть выше :) Всё-таки, любые эмоции лучше чем никаких


Не, для меня "подбешивает" хуже всего.)


Ты улыбаешься? Почему? Давно тебя не было у меня в гостях.

Тоже соскучился по ней)
Хотя..

Смотришь на эти картины - и тебя окутывает холодным ветром сквозящего одиночества.

Хорошо выдержала мысль..
Что то блоковское есть в этом.
И в Хоппере. Помнишь ту картину: девушка у окна?
Бессознательно не ловила себя, что утром или вечером - словно позируешь для этой картины?

Это было приятно.

Такой хвостик мыслей твоих)
Мило. Тебя по этому хвостику можно узнать)

Одинокий, жаждущий внимания и любви, но не знающий, как с ними обращаться.

Помнишь же обилие цветов в одежде у подростков? Ну, так или иначе.
Порой в этом и есть одиночество и жажда внимания..

Как твои правильно понятые слова помогают не чувствовать себя одиноким. Или хотя бы не настолько.

Знаешь, а в этом что то есть.
Хотя.. есть и боязнь быть понятным, и.. ревность, что тебя поймут и отымут что то твоё, и уйдут с ним, толком не зная что с этим делать.
Пойду догоню Диги...

Ещё здесь были Вивиан Майер. О ней я ничего почти не запомнила, а Диги, будь она здесь, укоризненно покачала бы головой.

Заинтриговала)

Подумала ещё о том, что сама порой оставляю какие-то мелкие вещи (типа билетиков на концерт или из общественного транспорта), чтобы момент был жив, не умирал вместе с исчезновением этих предметов. А "в-третьих" - не будет.

Мило) пуантилизм накрапывающих мгновений..
Вспомнил, как в детстве была такая коробочка у меня.. такой нежный и грустный хлам.
А сейчас.. как то перебирал ящичек, и наткнулся на грусть и нежность: коготок моего умершего кота. Синее пёрышко попугая..
Билетики.. здорово)
Про Коробучку -тонко. С твоей то любовью к Гоголю, это не удивительно)

финиш рецензии с радугой одиночества - блеск.
Я так не умею. А у тебя талант.
Порадовало ещё эховое дополнение. Рядом с Камю - голубой цвет Воннегутушки)
Там ещё много таких дивных совпадений (?).

График.. я тебя женский почерк ( пойми правильно, вспомни кое что и улыбнись)

Прекрасная рецензия, Надюш.
Спасибо большое)


Тоже соскучился по ней)
Хотя..

Что за загадочное "хотя"?)

И в Хоппере. Помнишь ту картину: девушка у окна?
Бессознательно не ловила себя, что утром или вечером - словно позируешь для этой картины?

Если подумала о правильной - я всегда задвигаю вечером шторы. Чтобы не быть девушкой у окна. А ты?)

Помнишь же обилие цветов в одежде у подростков? Ну, так или иначе.

Да не только у подростков же.

Пойду догоню Диги...

Надеюсь, не догнал.

Про Коробучку -тонко. С твоей то любовью к Гоголю, это не удивительно)

Всё равно грустно за нее резко стало. И не поняла, как раньше этого не увидела. И тут не "любовь" к Гоголю помешала, а, скорее, недостаточный анализ произведения. Впрочем... Тогда я видела мир иначе. Это нормально.)

А сейчас ты не увлекаешься "пуантилизмом накрапывающих мгновений" (сложная фраза)?

Там ещё много таких дивных совпадений (?).

Не знаю.))
Думала, ты поделишься, как видишь одиночество некоторых писателей ты.
Например, я не трогала Платонова, специально для тебя.

График.. я тебя женский почерк ( пойми правильно, вспомни кое что и улыбнись)

Он уже стал андрогинным.)) Быстро, однако.
Так какой по итогу?)

Тебе спасибо, СС.)


Что за загадочное "хотя"?)

Помню твою историю с Диги. Чудесная.
В некоторой мере знаю твои отношения с ней.
Платонов писал в письме: тёмная воля к творчеству - муза.
И через строку: муза - мой пол в душе.
Вот Диги у тебя почти то же.
С ней сложно, но без неё почти невозможно)
А может.. как солнце, она должна быть где то недалеко?

Если подумала о правильной - я всегда задвигаю вечером шторы. Чтобы не быть девушкой у окна. А ты?)

Помнишь, я тебе рассказывал о Привете, который частенько будит меня, сидя на фонаре возле окна моего?)
Он и будит меня своим каром. Тогда я в точности как на картине)
Шторки задвигаешь.. прелестно!

Да не только у подростков же.

Да это понятно, Надик. Не буду же я всех перечислять?)
Но у подростков это дивно. Таам такое брожение и весна.
Там и яркость чувств и пустота и всё так намешано дивно..

Надеюсь, не догнал.

Догнал. Спросил у неё про ключи..
Такое смеха я не слышал давно...

всё равно грустно за нее резко стало. И не поняла, как раньше этого не увидела. И тут не "любовь" к Гоголю помешала, а, скорее, недостаточный анализ произведения. Впрочем... Тогда я видела мир иначе. Это нормально.)

У Нади Тэффи есть один рассказ, чем то смутно напомнивший мне трагедию Коробочки.

А сейчас ты не увлекаешься "пуантилизмом накрапывающих мгновений" (сложная фраза)?

Только в плане чувств. Впрочем, как и ты)

Думала, ты поделишься, как видишь одиночество некоторых писателей ты.
Например, я не трогала Платонова, специально для тебя.

Надик, у меня мозг в этом плане устроен идиотически сурово.
Я со сладким головокружением смотрел на твоё перечисление одиночеств.
Смотри: если бы я писал о писателе вот так, мне пришлось как бы пройти мысленно всё его творчество и судьбу, и я вернулся к началу седой и весь измождённый.
Мне пришлось бы в одну строчку вместить всю душу писателя. А это для меня абсурд.
Ну как я в одну строчку смогу уместить, например, то, как я тебя дружу?
Безумие...
Потому с удивлением и завистью смотрю на такие таланты у других, у тебя это шикарно получается.
А ты хотела о Платонове?)
Ох.. импровизационно если только, мимоходом: тоскующие пространства. Жёлтый шорох травы и оборвавшийся крик в синеву.

Он уже стал андрогинным.)) Быстро, однако.
Так какой по итогу?)

Он как цветок у тебя, гелиотропный почерк)
Днём один, а вечером другой.
Андрогинный, Надя)

Тёплого вечера, СМ.)


Не буду же я всех перечислять?)

И чейта?)

Там и яркость чувств и пустота и всё так намешано дивно..

Почти все мы в душе (читай: где-то внутри) - те же подростки, так что...)

Спросил у неё про ключи..
Такое смеха я не слышал давно...

Она злюка. Это факт.)
Такая... Немного НФ.

У Нади Тэффи есть один рассказ, чем то смутно напомнивший мне трагедию Коробочки.

Что за он?

Спасибо за Платонова, мне понравилось.)

За расшифровкой уже постучалась.)
Доброй ночи, МС.


Что за он?

Рассказ Тэффи, с прелестной сартровской оскоминкой в названии: За стеной.
Но это апокриф Коробочки)

p.s. да.


Во-первых, мне сразу вспомнилось, насколько часто ко мне подходят одинокие люди просто поговорить, стрельнуть сигарету или как-то ещё обратить на себя внимание.

Не думал в таком формате. Что, мол, у меня постоянно стреляют сигареты... одинокие люди. Забавно) Теперь, наверное, вспомню твою рецензию, как только у меня кто-то спросит сигарету. Поделюсь и скажу - от одиночества, бро.

Развивая дальше... Вот все эти люди, которые навязывают свою болтовню в транспорте, в очередях и т.д. Тоже одиноки.

Хотя о чем это мы? Все же одиноки.

Буковски. Коричневое. Пахнущее дешевым вином, мочой и пивом.

Старине Буку, как всегда, не везёт.)

Достоевский. Небесно-голубое, облачное одиночество.

Я бы еще церковную свечку добавил.

Чехов. Белый. Зигзагообразное одиночество.

Сможешь объяснить, почему именно такое? Белое с зигзагами, а не серое и не прямое, например.

Есенин. Черное. Одиночество, скрытое под маской веселости, клоуна. Слёзы по изнанке щёк.

Черный и плаксивость?) Ну ладно.

У меня расцветка была бы чуть другой.
Твоя мне нравится.)


Что, мол, у меня постоянно стреляют сигареты... одинокие люди. Забавно) Теперь, наверное, вспомню твою рецензию, как только у меня кто-то спросит сигарету. Поделюсь и скажу - от одиночества, бро.

Это, конечно, забавно, и я улыбнулась, но есть одно "но".
Только те, кто использует это как начало для диалога, считаются мною бегущими таким образом от одиночества. Есть те, кто видит в сигарете просто сигарету - и всё.

Хотя о чем это мы? Все же одиноки.

Это да.

Старине Буку, как всегда, не везёт.)

Почему же?)

Я бы еще церковную свечку добавил.

А я не лезу в его отношения с верой. Вообще.

Сможешь объяснить, почему именно такое? Белое с зигзагами, а не серое и не прямое, например.

Вспомнила то, что у него читала, нарисовалось такое. Объяснить не могу вот вообще - всё на уровне ощущений.

Черный и плаксивость?) Ну ладно.

Не плаксивость. А просто скрытая за улыбкой грусть.

У меня расцветка была бы чуть другой.

Поделишься?)

Твоя мне нравится.)

Благодарю.)


Есть те, кто видит в сигарете просто сигарету - и всё.

А сигарета?
Прочитал бы рассказ от лица сигареты, которую то дастают из пачки, то уберают вновь. И так на протяжении одного дня.

Почему же?)

Запахи какие-то не очень)

Поделишься?)


Сартр. Оттенок синевы. Ветер. Пыль.
Буковски. Тёмно-коричневое. Затхлый запах, на полу бумаги и пустой стакан. Грязные окна и лучи солнца, которые падают на пыльный стол. Утро.
Чехов. Цвет песка. Деревенская дорога, серое небо, старые дома и люди вокруг.
Достоевский. Чёрное. Свеча. Тишина ребенка.
Джек Лондон. Белое - скорее, цвет снега. Спички в кармане.
Набоков. Липкое. Жёлтое.
Паланик. Цвета пакате из магазина
Ремарк. Мокрое

Как-то так.)


Так напиши такой рассказ про сигарету.) Нашёл проблему.

Запахи какие-то не очень)

Это же Бук.

Почему Ремарк - мокрое?) Сможешь объяснить?

Мне нравится. Спасибо большое, что поделился.
Особенно Буковски и Чехов зашли.


Так напиши такой рассказ про сигарету.) Нашёл проблему.

Так не работает.) Это как разница между "сделать сок" и "осушить стакан сока".

Почему Ремарк - мокрое?) Сможешь объяснить?

Плак, плак, плак.
Кап, кап.
Прям как в песне старенькой. Вспомнилось.
Было и прошло, так всегда бывает.
Больше не со мной ты в любовь играешь.
Кап, кап, кап слезы высохли давно..)

Спасибо большое, что поделился.

Всегда пожалуйста.)