Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 мая 2021 г. 04:54

682

5 ТАЙГА КАК СИМВОЛ

Хабаровский край, побережье Охотского моря, поселок Рыбачий (условное название), примерно, наши дни. Осень, плавно переходящая в зиму. Люди живут за счет незаконного промысла красной рыбы и икры, соболиной охоты. Весь этот бизнес контролируется органами правопорядка. Местные жители - свободолюбивые суровые люди, со своими взглядами на правду и справедливость. «В Богородицу Степан почему-то не верил. Может быть потому, что она, женщина и Мать, не могла наказать...»

Ключевые персонажи с одной стороны - начальник милиции подполковник Тихий, майор Гнидюк и капитан Семихватский (люди с говорящими фамилиями, согласитесь), прилетевшие «каратели» подполковник Миронов, майор Хапа (это прозвище), есть парочка "предателей". Им противопоставлены местные - Степан, Генка, Поваренок, дядя Саша, Студент, Балабан и др. Также есть и бывший банкир, а ныне охотник-любитель Жебровский, олицетворяющий крупный российский бизнес на распутье. Стечение обстоятельств и подковерные интриги взрывают ситуацию в поселке. «Любимая песня Поваренка была о парне, который искал любви и воли, а нарвался на продавшую его красивую девку. Это было очень русское, пьяное, кривое отчаяние, когда проблемы с девкой принимаются за неустроенность всего мира».

Роман написан журналистом, исследователем дикой природы, человеком, глубоко знающим и любящим дальневосточную тайгу и людей, с ней связанных. В советские годы в Хабаровском книжном издательстве выходила большая серия романов о Дальнем Востоке под общим названием «Мужество» - о первопроходцах, гражданской войне (а она здесь прошла огнем и мечом), созидательном труде, в целом пытающаяся описать феномен дальневосточника. Роман Ремизова на самом деле продолжает эту традицию, естественно, наполнив ее соответствующим времени содержанием. «Даже здесь, на ее (России) окраинах, куда уходили от разных притеснений и где никогда не было крепостного права, где на суровой природе жили более чем самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость ее действий». Красная икра здесь выступает в качестве политэкономического маркера - вместо нее могла бы быть нефть или газ в глобальном смысле - речь по сути идет о механизме присвоения природной ренты. «Нынешняя власть и вообще нынешнее положение дел довольно точно соответствовали желаниям и представлениям о благополучии абсолютного большинства российских граждан».

Конфликт, начавшийся с пустяка - инцидента на дороге, постепенно вовлекает в себя все большее количество людей - власть, опасаясь бунта, присылает ОМОН (московский и костромской). Поведение первой части омоновцев напоминает привычки "оккупантов", и местное население, исправно платившее до этого дань доморощенной милиции, попадает под пресс уже выездного произвола. Большая часть действия романа происходит в тайге и именно там и локализована развязка туго сплетенного автором узла характеров и противоречий. Каждый проявляет себя, зачастую оказавшись совершенно не тем героем, которым казался.

Дальневосточная тайга выступает сценой романа и одновременно его истинной сущностью. Как стояла она, так и будет стоять, считает Ремизов, отдавая должное прекрасной заповедной природе в противовес низменным человеческим страстям. Представление о тайге имею весьма отдаленное, хотя в юности дважды бывал на зимних учениях в уссурийской тайге, жил в палатке и искал (но не нашел, СБ) следы тигров:), и одно время частенько бывал на горной рыбалке (друзья-рыбаки насильно возили, как туриста). Являясь совершенно неприспособленным к диким условиям городским жителем, должен сказать, что ощущение от тайги Ремизов передает очень верно – подавляющее первобытной красотой пространство, игнорирующее сам факт существования человека.

Вывод: «Отлично». Дальневосточный роман (написанный жителем Подмосковья) о судьбе людей на краю света и, как и любой дельный роман – о выборе дальнейшей судьбы. Не все в романе гладко – стиль шероховат, некоторые персонажи явно упущены, не все доведено до конца, кое-где автор слишком прямолинеен, но в целом, книга состоялась, что, кстати, было отмечено и жюри премии «Большая книга», включившим роман в 2014 году в число финалистов. Сам Ремизов так говорит о своей книге: «Никакого политического контекста я в голове не держал. Политика и литература несовместимы. Роман складывался небыстро, и корни его в моем восхищении этими суровыми краями и любви, уважении к людям, которые там живут. Еще в жалости, что как-то по-дурацки у нас все устроено. Там это просто ярче видно». Но это автор так думает, а многие журналисты сразу же написали, что вот он – литературный аналог звягинского «Левиафана».