Больше рецензий

27 мая 2021 г. 16:31

3K

4.5 "Не каюсь и не оправдываюсь. Офицер СС."

"Если вы родились в стране или в эпоху, когда никто не только не убивает вашу жену и детей, но и не требует от вас убивать чужих жен и детей, благословите Бога и ступайте с миром." Это высказывание не потеряет актуальности в мирное время существования Земли.

Führerworte haben Gesetzeskraft, слово фюрера — закон. И этот закон заговорил умы целой нации, сломав им умы и жизни.

Книга написана от первого лица бывшего офицера СС. При чтении начальных страниц на меня накатила одна горячая волна гнева -- ОНИ зажили по всему свету прекрасно, после всего, что совершали. Ну и ладно, а на том свете будет Суд другой. Потом постепенно я растворилась в позе наблюдателя, словно была одной из присутствующих солдат.
Сходящий с ума герой сказал, что думать -- вредно, поэтому развлечения в виде телевизора, алкоголя и т.д. так популярны. Интересное суждение, ужасно то, что оно вполне может оказаться правдивым, но именно эти "не задумываться" и "додуматься до невесть чего" бывают, крушат всё.

1417 дней или 34 004 часа или 2 040 241 минута боли, ужаса, скорби, сумасшествия под названием Война фашистов с Советским Союзом (погибель для живых людей, цитата: Евреев, советских граждан, погибало около 109 677 в месяц, 25 195 в неделю, 3599 в день, 150 в час, 2,5 в минуту за тот же период. С советской стороны — 430 108 в месяц, 98 804 в неделю, 14 114 в день или 9,8 в минуту за тот же период. Средние суммарные показатели в моей задаче таковы: 572 043 погибших в месяц, 131 410 в неделю, 18 772 в день, 782 в час и 13,04 в минуту каждого часа, каждого дня, каждой недели, каждого месяца периода, длившегося, напоминаю, три года, десять месяцев, шестнадцать дней, двадцать часов и одну минуту.)
Так точно рассчитать мог только механический, ставшим хладнокровным мальчик из завода Третьего рейха. Все равно спасибо.
Кстати, теперь немного общей статистики -- за все время существования человечества (по крайней мере из известной истории), если суммировать все мирные минуты, смешать их из разных отрывков времени и эпох, всего получится около двести с небольшим лишком дней. А число только после 1945 года равняется 26 дням (Р.Джексон).

На протяжении всего прочтения книги и при составления рецензии я все думала, как и что написать. Я прошла этот нелегкий путь. Изучила сие произведение. И все это время пыталась разобраться, все расставить на места, понять, отсортировать по полочкам своего разума... Но, в конечном итоге я, читающая постепенно и вдумчиво, в своей прострации была похожа на некоторых чувствительных офицеров, что вели на истребление живых людей, таких же как они. Сначала агитация (а у меня -- мотивация на чтение), прикрытие и обман (в моём случае я давила на свою тягу к изучению истории, социологии и психологии) старания, подготовка, сортировка (я отделяла свои думы одну от другой так же, как фашисты делили имущество обреченных: документы, фото -- отдельно, вещи -- в другую кучу, сапоги -- в третью, драгоценности -- в четвертую; затем женщин, детей и стариков вместе ними в одну, а мужчин помещали в другую шеренгу.) Но этого моему мозгу было мало, я отделяла рой мыслей, подобно тому, как СС-овцы отделяли группки для "плодотворного" расстрела, я отделяла свои мысли, чтобы попытаться их переварить. И я была на той же грани, что военные со слабой психикой, у которых сдали нервы. Нет, я не рыдала (хотя очень хотелось) и не впадала в отчаянье, а просто впала в тупую неспособность думать. Обдумывать прочитанное. Нет, нет рационального зерна в этой свистопляске человеческого безумия достижения цели...

"Мертвые не слышат стенаний, а угрызения совести в карман не положишь" -- герой сразу говорит, что его книга это попытка показать, что на войне нет слов "этика" и "гуманность" (автор устами героя сказал -- "придуманная западом, а Сталин", говорит, "все прекрасно понимал и тешился над так называемой "справедливостью""). Максимилиан Ауэ сказал (довожу смысл), что ребенок врага и свой, убитый разными способами есть убитый и им, обоюдно мертвым, абсолютно не надо этого разбора полётов с доказыванием правоты и мерзоты.

"Я все делал осознанно, в твердой уверенности, что это мой долг, выполнять его необходимо, как бы неприятно и горестно это ни было. Кроме того, тотальная война стирает понятие «гражданское население»"
Я не согласна с героем в том, что никто из исполняющих приказы не виноват (пример с газовой камерой и ее работниками, другие примеры). Это чистой воды возмутительный цинизм, потому что выбор есть. Ценой собственной жизни? Есть выбор. И такая попытка сгребсти военных психопатов и простых обреченных на действия солдат под одну лопату мною не приветствуются. Есть противоречия в тексте, но их можно не обнаружить, если читать не углубленно.

Всевышний возлагает ответственность на каждого человека (например -- не продавать виноград виноделу, потому что и на тебя выпадет доля греха пьяниц). Если бы мы, люди, относились к этому предписанию ответственно и смело, меньше бы было несчастий.

"Государственная машина состоит из песка, крупинки которого она растирает в пыль. Она существует лишь потому, что все одобряют ее существование, даже — и довольно часто до последней минуты — ее жертвы." Люди и объединены, и разрозненны одновременно. На каждом есть доля ответа.

"На любой войне встречаются и чокнутые, и садисты, чья жестокость не поддается описанию... Наши спокойные пригороды кишмя кишат педофилами и психопатами, а наши ночлежки — страдающими манией величия." Война есть такая вещь, когда личность стирается, рамок приличия нет, осуждать некому и внутренний психопат, которого не нормальный индивидуум прятал в мирное время, выходит наружу, как блевотина, приносящая ему облегчение, но с этической точки зрения отвратительна... "По-настоящему опасны для человечества я и вы." -- Это трагедия и ужас, но это есть на самом деле. И это есть война, поэтому, люди, берегите наш хрупкий мир... Кстати, герой тоже видел тех скрытых тварей, которых на чистую воду вывело военное положение и его последствия.

Неординарный герой имеет неординарные предпочтения и философствует на эту тему -- "вообще-то он бы хотел быть женщиной, задыхающейся под телом наслаждающегося ею мужчины. Не женой и матерью!" И с разочарованием вставляет -- "вместо этого я стал оберштурмбанфюрером СС"... Макс говорит в свое оправдание:
"И среди них, конечно, есть не только бездари, но и неординарные, творческие натуры, интеллектуалы, гомосексуалисты, невротики, влюбленные в собственную мать, да мало ли кто, а почему бы нет? И в других профессиях встречаются те же типы."
Извините меня, здесь я тоже не согласна. Определенная профессия налагает определенные качества. Например, святой отец не имеет права в личной жизни быть извращенцем. Как и учителя. Военные тоже не имеют права. Уж слишком многое дозволенно этим профессиям. У них в руках -- слепое доверие, конфеденциальность, доминирование над психикой и власть там, где её нет у других. Поэтому, будучи не устойчивыми к отклонениям, эти трое, представители духовенства, учителя и люди военной власти превратятся в ужасающий мрак. Стоит почитать книгу тем, кто сомневается в моем мнении. Примеров в этих разновидностях диких танцев (глав книги о Богинях Мщения) много. Что и повлияло на общее развитие личности Максимилиана Ауэ.

Если Вы хотите подлатать свои знания о манипуляции и политике, ходе мировой истории и игре на ярости и желаниях тех или иных фанатов, кому интересны извращения разного рода а также шантаж, вербовка, картины ошеломляющей не мифической человеческой жестокости, несочувствия и пофигизма, (вставляю циничное определение: "пропасть, полное несоответствие между тем, как легко убивать и как тяжело умирать. У нас выдался всего лишь очередной гнусный день; для них он был последним."), кто хочет увидеть отвратительную рожу истинной войны -- кровь, одичавшие в страхе глаза безысходной неизбежности, физический аспект и продукты людской жизнедеятельности; кто хочет увидеть и потом задасться мучительным вопросом -- а почему в мире так много жестокости, о которой даже хищные звери не помышляли (это касается всех участников, а особенно глупых "аскеров", особенно безумной молодежи. Сам фашист, смотря на тех, кто принял их с распростертыми объятиями и стал им пособничать, размышлял так: "Я думал об этих людях: как они только дошли до такого? ...вот теперь они посреди леса, надев чужую военную форму, без какой-либо доступной их пониманию причины убивают людей, которые ничего им не сделали." Кто хочет усмотреть в действиях нападавших тезис -- "внушить всем, что мы справедливы"; показать всеобъемлющий террор в назидание, и конечно же, кто хочет постигнуть тонкости манипуляций и заговора зубов (в первой главе герой делает это с пошаговой инструкцией ради совращения взрослого офицера с целью однополых отношений), стоит также разобрать эпидемиальную реально существующую проблему интернатов и закрытых школ, а также узнать многие другие вещи, пусть прочтет роман "Благоволительницы".

Ауэ размышляет о том, почему евреям предначертали истребление: "Без сомнения, они превратились в наших заклятых врагов именно потому, что оказались слишком похожими на нас."

В книге показано развитие от Α до Ω людей, вовлеченных в войну. Офицеров. Их реакции, мысли и эмоции на всем тяжком пути от самого начала до самого конца.

Меня обрадовало в этом болоте реакции некоторых фашистов. Когда им давали очередной отвратительный приказ, они напивались и правда слетала с их бедных уст: "Отребья вермахта расстрелять, вот кого! Всех!"
А Гитлер ответил им всем наперед: "Офицеры должны пожертвовать для Германии своими сомнениями."
Макс Ауэ, спасибо за голую правду: "Я обманулся, моей доверчивостью воспользовались, чтобы совершать дела непотребные, грязные, я перешел через темные берега, и все это зло вошло в мою жизнь, и ничего уже не поправить, никогда."

Да, мы такие же люди. И мы не застрахованы от того, что и нами не воспользуются завтра новые вожди, которых мы посчитаем за спасителей душ и тел -- своих и любимых.

Я всегда думала, а вдруг новые поколения забудут об ужасе войны? И ошибки повторятся...
На этот вопрос правильно ответит уважаемый автор: "До тех пор, пока постепенно не растратится унаследованное, не сотрутся воспоминания, не смягчится боль, пока каждый не забудет о войне, и всё спишут на счет дедовских преданий, которыми не напугаешь детей, и тем более детей тех, кто погиб, или тех, кто хотел бы себе смерти." А ведь уже забывают... Не хочу войны, люди...

Конечно, эту книгу следует прочитать еще и за ее реалистичность, историческую достоверность и последовательный анализ всего, что только можно было вставить, за совокупность всего того, что есть в этом черном мире.