Больше рецензий

27 мая 2021 г. 13:34

567

4 Она решила, что если нить её не приведёт к любимому — что ж, не страшно; на ней всегда можно повеситься.

Действие романа происходит во Франции в первой четверти 20 века и затрагивает события, связанные с Первой мировой войной.

Матильда Донней с детства прикована к инвалидной коляске. Её жених Жан Этчевери, которого все называли Манеш, в восемнадцать лет ушёл на фронт и не вернулся. В похоронке значится лаконичное: «Убит врагом». Сержант Эсперанца рассказывает Матильде что Манеш был «самострельщиком» — так называли тех, кто наносил сам себе ранение, чтобы получить увольнение. Его и ещё четверых солдат осудили и приговорили к смерти, но расстреливать не стали, и в ночь на 7 января 1917 года выбросили на нейтральную территорию между французами и немцами, "предлагая" неприятелю исполнить приговор.

В завязавшейся на следующее утро бойне все пятеро приговоренных, должно быть, погибли, — так считает сержант Эсперанца. Однако что-то в его рассказе вселяет надежду в сердце Матильды. Она уверена и чувствует: её жених не погиб, он жив и только ждёт, когда Матильда найдёт его.

Себастьян Жапризо не приукрашивает ни тогдашних событий, ни солдатского быта, ни изображаемых им героев.

До войны он был иным, совсем не похожим на сегодняшнего... Он был таким бесстрашным, таким благородным в своей молодости, что всей родне казался способным обмануть смерть... Но однажды летом перед Бюскуром какой-то шальной снаряд упал в нескольких метрах от той самой траншеи, по которой он пробирался теперь. Взрывом его не задело, только подбросило вверх. Очнувшись весь в крови товарища, изуродованного до такой степени, что его невозможно было узнать, он в ужасе кричал, выхаркивая этот ужас вместе с набившейся в рот землей, смешанной с чужой кровью и плотью... На другой день он успокоился. Только иногда беспричинно вздрагивал, и все.

Книга пронизана антивоенной направленностью. Эти пятеро солдат, приговоренных к смерти - человеческие букашки в месиве войны. Нужно ли писать многотомник о жизни букашек и каждой погибшей букашке воздвигать надгробие с её полным именем латиницей? Достойна ли любви каждая человеческая букашка из миллионов безымянных, полёгших в Первую мировую войну? Каждый решает сам.

Матильда разыскивает Манеша - маленького жалкого Манеша, солдатика, Василька, для всех букашку, - все убеждают её, что искать ТАК - абсурд. Просто они не видят целого мира в "букашке". А Матильда видит. И Жапризо доказывает, что она права, что Манеш достоин, тысячу раз достоин таких поисков. Для всех Маниш один из многих - для неё величайшее сокровище.

Слезливая и сентиментальная история. Детективная линия в романе не особо выражена, автор больше раскрывает характер и мотивы каждого своего персонажа. Неоднозначные образы героев.