Больше рецензий

26 мая 2021 г. 14:51

2K

3.5 Стокгольмский синдром и травушка-муравушка

Для нечитавших:

Это бодрая и неглупая смесь лёгкого детективчика, не менее лёгкого не-совсем-любовного-но-около-того романа и философского текста о проблемах менее банальных — любви и созависимости, бабле и самореализации, родственниках, увядании и смерти. И Стокгольмском синдроме. Популярную, но одинокую и запутавшуюся в себе блогершу похищает миллионер, сажает на огромный участок и требует возвести на нём райский сад, чтоб цветы цвели и птички порхали. И пока она в этой изоляции переваривает всё происходящее, мутит мутки и подглядывает за жизнью миллионера и его пассии, блогершу ищет один-единственный человек, который даже изначально не её подписчик.

Для читавших и просто любопытных:

Как-то у нас так негласно считается (не всеми, конечно, лишних обобщений делать не буду), что если уж ты пишешь что-то и издаёшься, то нужно непременно ваять великий русский роман, чтоб премия и масштабные думы о судьбах нашей родины, глубинах духа человеческого и всяких таких вещах, которые и с большой буквы написать не стыдно. А если пишешь что-то мельче, то уже шелуха какая-то, а не писатель, ну что это за жанровая проза, фантики какие-то и фуфуфу. Поэтому я очень рада, что в нише между обычной беллетристикой и всем вот этим величием появляются романы (реже — рассказы), которые и читать увлекательно, и содержат они в себе гораздо больше, нежели просто сюжет или полтора узнаваемых персонажа. «И это взойдёт» Анны Бабяшкиной — как раз из такой категории, и я не очень с автором знакома, больше ничего не читала, но надеюсь, что будет ещё что-то подобное.

Про сюжет я уже сказала в начале, и он довольно бодренький, хотя в середине и будет нас мариновать в томительном ожидании — но специально, потому что герои тоже томятся и маринуются. Так что спойлеры сюда пихать не буду. Герои мне всё равно любы больше, чем сюжет. Все они (или почти все) — какие-то недотыкомки, которые не очень удачно прошли, проходят или подходят к кризису среднего возраста. Есть в них что-то недореализованное, даже если наличествует статус и тонны бабла. И вот такие неразобравшиеся в себе полуфабрикаты толкаются друг с другом в стеклянной баночке жизни, не слишком приятны читателю (что, кстати, редкость для легкочитаемой литературы) и того и гляди закипят, как знаменитый стивенкинговский котёл. Вокруг детективного сюжета про садовницу легко заплетается метафора: кто-то вовсю разрастается, но скоро пойдут лепестки по закоулочкам, кто-то — увядает, а кто-то — пустоцвет, который не смог за всю жизнь дать плоды, хоть и сияет яркими красками. Кто-то и вовсе за нежными лепестками скрывает горький яд или высокоаллергенную пыльцу.

По контрасту с цветочками-листочками неожиданно идут госзаказы, коррупция и высокие технологии (но год 2014-2015, спокуха, это не высокоактуалочка, которая устареет через месяц, да и разбираться в этой теме глубоко совсем не требуется). Раньше были в рыцарских романах сталь и розы, мечи и лилии, а теперь дроны, гаджеты и веточки лаванды.

В общем, получилось приятное чтение, которое, с одной стороны, за счёт лёгкой жанровой составляющей катится весьма споро и читается на раз-два. С другой стороны — любимая блогерами мерзкая формулировка, что книга «заставляет задуматься». В том смысле, что тут предлагается сразу несколько тем для размышления и обкатывания в голове, и читатель сам волен решать, нужно ли ему это — и в каком количестве. То есть я это рассматриваю для себя, как литературу для отдыха, но не ту, при которой мозги вовсе отключаются и плавают в блаженной невесомости, а такую, при чтении которой ты сам себе задаёшь нужный градус эмоционального и рефлексивного подключения. Читаешь, отдыхаешь, но не тупеешь. Не жизнь, а — мва! — цветущий персик.

Околокнижное в телеграме