Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 мая 2021 г. 10:56

296

4 БЕЛКИ НЕ ТО, ЧЕМ ОНИ КАЖУТСЯ

Второй роман Джона Вердона, автора неплохой дебютной книжки «Загадай число», в которой отставной полицейский Дэвид Гурни расследовал преступления маньяка, неплохо владеющего статистическими методами. В новом произведении автор себе не изменяет, и его герой вновь якшается с очередным маньяком, также семи пядей во лбу. Опять преступление рассматривается как интеллектуальная игра и опять большое значение предается внутреннему миру героя, в частности его сложным взаимоотношениям с супругой, с которой имеются фундаментальные разногласия: «Например, белки отнюдь не казались ему забавными хулиганами. Его раздражали их резкие, вороватые движения и постоянная одержимость едой». Или вот эта, так знакомая многим, реакция женщин: «Она пожала плечами и не ответила». В пику подобному поведению постоянно отмечается определенное внимание (совершенно умозрительное) героя к чувственным женщинам, попадающим в его орбиту. Сам Гурни называет это «докучливым влечением».

Перевод производит впечатление торопливого, так, про нескончаемые «французские двери» (у нас их почему-то принято называть «окнами») уже писали, а еще «Хардвик уехал перед рассветом, отказавшись от не слишком искреннего предложения задержаться на ужин» (наверное, все же перед закатом).

Из удивившего: потрясенно прочитал в тексте, что туфли Marconi стоят две штуки баксов - а у меня они были (из змеиной кожи) и намного дешевле (знал бы, не сносил бы их до дыр, а в рамочку поставил:)

В предыдущем романе Вердон в качестве дополнительно привлеченной информации использовал технологии игрового взаимодействия, рассказывая о тех образах, которые применяется на себя человек в зависимости от ситуации. Здесь автор использует тот же прием, только теперь его герой не слушает, а сам читает лекции - в полицейской академии - о работе под прикрытием. В этих отступлениях есть смысл - ясно, что преступник почти всегда не тот человек, за которого себя выдает. «Люди с манией контроля одержимы порядком снаружи, поэтому у них хренов бардак внутри».

Иногда чувство вкуса немного изменяет автору, как в случае со сбитым олененком на дороге - параллели с судьбой героя настолько прямолинейны, что просто диву даешься, как это у него рука поднялась, но, в целом, это общей картины не портит. Роман разворачивается неспешно, много внимания уделяется личной жизни героя, где-то две третьих текста мы наблюдаем рутинные процедуры расследования жуткого убийства невесты на собственной свадьбе, постепенно догадываясь, что речь идет о чем-то большем - о кровожадном заговоре, не меньше. «Даже кости не ломаются с таким треском, как иллюзия неуязвимости». Находится место и для описания обольщения Гурни славой и большими деньгами. Как и большинство из нас, герой легко поддается уговорам о собственном величии и исключительности. Не понравилось, что автор шутливо называет собаку, откопавшую труп на грядке «расхитительницей гробниц». Из достоинств отмечу точно прописанные характеры героев, даже второго плана. Мадлен, Хардвик, Соня, прокурор и капитан – все живут своей жизнью.

Вывод: «Хорошо». Неплохое продолжение удачного первого романа, хотя мне показалось, что автор по прежнему ходит вокруг да около идей, найденных в дебюте, так, например, финальные сцены разборок с серийным убивцем написаны как под копирку. Очевидно, Вердон первый роман писал долго, а добившись успеха, был вынужден срочно кропать продолжение. Тут бы ему бы остановиться, отдышаться и сочинить что-нибудь натурально кровестынущее. Но нет, еще три книжки изданы, как пирожки...