Больше рецензий

21 мая 2021 г. 22:53

797

5 Не верь. Не бойся. Не проси.

(записки по ходу чтения)
Читая книгу, не испытываешь удовольствия. Обилие архитектурных терминов, творческих направлений, их борьба. Такое впечатление, что автор переписала свои студенческие конспекты. Для объёма? Или это всё таки помогает нарисовать и ту эпоху, и тех героев? Наверное. Но стоит ли овчинка выделки? Может покороче бы?
Хочется дать автору совет её же словами из её же романа, где она анализирует книгу своего героя Эллсворта Тухи:

Далее автор признавался, что мечтает чтобы "средний человек рассуждал об архитектуре так, как он рассуждает о бейсболе". Он не утомлял читателей техническими подробностями о пяти принципах архитектурной композиции, не вдавался в описание стоек и перемычек, несущих опор и свойств железобетона. Страницы книги были заполнены доступными, простыми описаниями быта обычных людей: что они ели, как умывались, где делали покупки и какое воздействие на их существование оказывали здания, в которых они жили и которые их окружали. Но при этом Тухи создавал в читателях уверенность, что они знают всё, что следует знать и о пяти принципах, и о железобетоне; что нет и не было никаких вопросов, достижений, устремлений мысли, сколько-нибудь обособленных от обыденной жизни людей. Научная точность Тухи была безупречной, эрудиция поразительной.

Читая детальные описания всего, на что только упадёт взгляд, вспомнила Бальзака. Тот же принцип. Бальзаку платили за количество слов.
Не буду ввязываться в споры по эгоцентризму, но не согласна, что писательница возродила эту тему в литературе. Эта тема всегда была ведущей и в мировой, и в русской литературе. И самые любимые герои у читающего народа, самые запоминающиеся - это эгоисты, яркие индивидуалисты. С тех пор, как психология отделилась от философии в отдельную науку, и там Эго стало основным направлением.

Что касается чисто литературы, то и там ничего нового. В центре повествования два героя-антипода - Рорк и Китинг. Писательница, как и её герои, - чертёжница по стилю. Всё в чёрно-белых тонах, без полутонов, оттенков. Или да, или нет. Или плохо, или хорошо. Рука не дрожит. Рисунок в чётких и прямых линиях, контраст безупречный.
С женскими образами то же самое, племянница Тухи и дочь Франкона. Белое и чёрное. Милашка и стерва.
В книге множество важных героев с подробными биографиями, психологическими характеристиками, но главный герой один - архитектор Говард Рорк. Я не сомневаюсь, что это авторский портрет, её авторское кредо. Да и книга её похожа на его архитектурные проекты. Сначала они вызывают отталкивающие впечатление, отрицание, но потом к ним возвращаешься, чтобы перечитать отдельные страницы, отдельные цитаты, любая и которых может стать темой для дискуссии.

Самой большой удачей писательницы является создание образа Эллсворта Тухи, этого чудовища в тщедушном человеческом теле, нравственного урода. Символ универсальной подлости, не имеющей границ. И так было приятно, что Гейл Винанд сумел-таки подрезать ему крылья. Ещё один монстр мечтающий о безграничной власти. Но не так всё просто в этом лучшем из миров. Гейл Винанд - скрытый романтик, бунтарь. Можно с этим не согласиться, можно поспорить, но по всем канонам литературного направления романтизм он выписан как романтический герой. Легко представить такого корсаром на палубе корабля, нелегко на городских улицах, за деловыми бумагами. Но это так. Он умеет любить, умеет дружить, готов самоотверженно бороться за други своя.

Начиная с середины книги забываешь о всех её недостатках, она становиться близкой, затягивает. Я очень рада, что флешмоб не оказался бесполезным, и я нашла свою книгу. Настольная книга, как Библия. И такая же толстая, как Библия. Книга близкая по тематике. И герои, близкие по духу. Непростая по содержанию, но заставляет мыслить. Ни о чём не просить. Ни на что не надеться. Ни от чего не зависеть. Такую программу заложили в себя любимые герои писательницы. И это называется свободой. Легко ли таким людям жить? Неимоверно трудно. Поэтому их не так много.

Если бы я нашла работу, дело, идеал или человека, который мне нужен, я бы поневоле стала зависимой от всех. Всё на свете взаимосвязано. Нити от одного идут идут к чему-то другому. И мы все окружены этой сетью, она ждёт нас, и любое наше желание затягивает нас в неё.

Тебе чего-то хочется, и это что-то дорого для тебя. Но ты не знаешь, кто пытается вырвать самое дорогое у тебя из рук. Знать это невозможно, всё может быть очень запутано, очень далеко от тебя. Но ведь кто-то пытается сделать это, и ты начинаешь боятся всех. Ты начинаешь раболепствовать, пресмыкаться, клянчить, соглашаться - лишь бы тебе позволили сохранить самое дорогое. И только посмотри, с кем тогда придется соглашаться!

Отсюда бескомпромиссность, такая неудобная для всех. Страдают любимые герои, страдают люди, связанные с ними. Одни потому, что не могут по-другому. Другие потому, что им некуда деться. Но тем не менее: никто не лишен свободы выбора.
Если вам интересно ломать голову над такими проблемами и множеством других подобных, книга для вас.

За ту самую умную книгу, которую я просила во флешмобе, спасибо jump-jump .