Больше рецензий

countymayo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 ноября 2012 г. 23:38

854

5

Женское образование! Как много в этом звуке... Вроде бы ещё недавно само собой разумелось, что право на семинары, коллоквиумы, сессию (только сейчас начинаю осознавать, какое благозвучное слово "сессия"...) и защиту диплома, что, в общем, есть право на пять-шесть лет самообучения за государственный счёт, не зависит от конфигурации половых органов, а вот поди ж ты. Снова раздаются голоса в защиту духовно-нравственных основ, семейных ценностей, внедрения в общеобразовательную систему религиозных традиций. Ведь без сопромата не погибнешь, а без духовности-матушки пропало дело. Вот пишет монахиня Нина (Крыгина), в миру кандидат психологических наук: "Современной Еве предлагается перевёрнутая система ценностей. Вместо подчинения мужу и помощи ему - горделивое, самодовольное равенство с ним (а на деле - нередко стремление к главенству над ним). Вместо рождения и воспитания детей... - безудержное желание заняться личностным и профессиональным самореализацией, которое при более пристальном рассмотрении чаще всего оказывается примитивным эгоистичным желанием пожить для себя."
...личностным и профессиональным самореализацией, которое... Чей туфля?! Моё. Но недостойно глумиться над бывшим профессором, тем более что бывший профессор - это как бывший медведь. А вот неплохо бы выяснить, как сама церковь воспитывала девиц духовного звания.
До 40- годов XIX века несоответствие образовательных стандартов в церковной среде как-то и не воспринималась проблемой. Считалось абсолютно нормальным, когда священник - ведущий культуртрегер и интеллектуал округи, а его супруга... что ей собственный папа преподал в свободное время, то и знает. Чаще всего вакуум: грамоте не разумеет, крестиком расписывается. Если бы Надежда и Елизавета Шиповы не создали проект, а Ольга, сестра царя Николая, этот проект не лоббировала, кто знает, как повернулось бы дело. Естественно, за образец взяли институты благородных девиц. Естественно, всякие там языки-музыки и прочие дворянские предметы вроде бальных танцев были вычеркнуты из программы - зачем это деревенской попадье или дьяконице?
А что нужно в деревне? Основы медицины? Забудьте! Ведь медицина предполагает знание хотя бы основ анатомии, а изучение анатомии нецеломудренно, постыдно для юной девушки. Выпускница епархиального училища сообщает, чем лечатся в деревне: "толчёный кирпич в водке - от поноса, у одного выходила кишка на полпальца - ему тоже закапали толчёный кирпич, от грыжи - ртуть пить грудному ребёнку, или пустить живого мышонка на грыжу - он её должен откусить..." И самой хоть кирпич пей. Радея о непорочности, при ученицах и не произносили слов "роды", "выкидыш", "понос". Уходу за скотом? Опомнитесь! Девственница - и вдруг будет заучивать, когда водить коров на случку или как быть, если свинья поросится... Кройке и шитью? Побойтесь Бога! Как это чистая дева будет учиться шить мужские штаны или подрясник?! Ещё скажите: кальсоны. Епархиалки худо-бедно обшивали сами себя, иногда осваивали вязание, а всего чаще - вышивали, так как детские ручонки считались самыми подходящими для тонкой работы. Этими вышивками потом одаривали друг друга жёны высшего духовенства и чиновничества. В маленьких вышивальщицах воспитывали бескорыстие, никогда не оплачивали их труд.
История с географией вырождались в проформу, математика с геометрией - в тупую механическую зубрёжку: "Нумерация - это та часть арифметики, в которой излагаются правила для изображения чисел знаком или для их выговаривания", а цифры потом. Учителя-мужчины епархиалок ни в грош не ставили, относились с брезгливой жалостью. Художественную литературу читать не позволяли: опасно для невинности. Прогулки и игры на свежем воздухе всячески урезались, и дети жили в училище, как боярышни в тереме, безвыходно. Сколько-нибудь вменяемо обучали: Закону Божию, русскому языку и... пению. В храме петь-то и регентовать надо.
Полуголодный паёк, недосып - пост и молитва превыше всего. Безобразная одежда, разваливающаяся обувь - женщина должна расти скромной и несуетной. О медицинской помощи я вообще молчу, ибо тошно. Разлука с родителями, братьями и сёстрами, полная социальная изоляция хуже монастыря, уродливое "обожание" пополам с ябедничеством, ханжество:

Ропот между воспитанницами почитается величайшим грехом.
- Роптала на начальницу. Роптала на наставниц. Роптала на учителей. Ленилась учить уроки и т.п.
- Господи! Сорок грехов! Этакая страсть! Экие мы грешницы!
- А у начальницы так поди ни одного греха...


Я понимаю: не всякий сохранил добрые воспоминания о советской и послесоветской школе. Но стоит вообразить себя в обстановке такого псевдоучилища, как волосы на голове начинают шевелиться. Более-менее скрашивали епархиальный быт преподаватели-бессребреники вроде К.Э. Циолковского и толковые ученицы, которые помогали своим более слабым подругам. Но в общем и целом - слёзы. Ах, нравственность, ох, целомудрие, а на таблицу умножения плевать-плевать, Пифагор не православный.

...Каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить?.. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Другого пути нет.
Иеромонах Георгий (Шестун), 2001 год


Что ждёт наших дочерей?

1 2

Комментарии


Ох ты ж! Моя-то уже выучилась, а если у нее дочка будет...
Не хочется как-то так...


По поводу вашего риторического вопроса в конце рецензии.
Вот это ждет - http://evolution.powernet.ru/polemics/mamontov.html
Увлекательнейшее чтение. :)


Спасибо за ссылку. Ознакомилась. С такими сторонниками нашей РПЦ и противники не нужны :), сами себя гм,гм...А насчет внуков. Что ж, если школы не справятся, придется самим. А работы уважаемого С.Г. МАМОНТОВА помогут :).


Вы знаете, с вами согласен даже Кураев.
Цитирую с его форума:

Вот меня вот, что волнует: как так можно? Это же не профессионализм... Я понимаю, что нужо развивать Православие, но не ценой же делитантизма... Теперь атеисты будут плясать от радости доказывая вновь, что религия -мракобесие. А Вы считаете, что это нормально?

мне что-то Ловуд из "Джейн Эйр" напомнило, только в Ловуде все как-то лучше было даже при преподобном Брокльхерсте...
Это предлагается в 21 веке такое? Атас...


Надеюсь всё будет нормально и Россия останется светским государством.
Не хотелось бы, чтобы детям вдалбливали в головы "религиозные традиции". Особенно когда знаешь исторический путь всех этих церквей (не в обиду верующих говорю это).


Да уж. У некоторых выходит так: религия = дебилизм и зашоренность. Тут от такого не то, что атеистом станешь... :(


иногда именно из-за этого знака равенства теряешь веру в умственные способности людей. Потому, как если ты просто не веришь, то с чего бы так возбуждаться не на свою тему? А если ты действительно умен, что зачем передергивать?


Вы не правильно поняли мои слова. Я не про рецензию, а про разделение веры и знаний. Вот это меня и возмутило. Атеисты и так считают, что если вера, значит никакой науки. А верующие им еще и повод дают так о себе думать.


А, прости, значит это были лично мои мысли о рецензии. А начет "дебилизма" считаю, что умственные способности никак с верой не связаны. Глупым атеистам совершенно нечем гордиться перед глупыми верующими. У умных тоже самое)


Вот категорически против превращения светских школ в филиалы Воскресных, которые при церквях. Но знание основ основных мировых религий как сейчас предлагают - почему нет? Школьникам не помешает, я думаю, общие сведения для общего развития.
В самой рецензии меня вот что смутило:

Уходу за скотом? Опомнитесь! Девственница - и вдруг будет заучивать, когда водить коров на случку или как быть, если свинья поросится...



А это так уж необходимо именно девственнице водить скотину на случку? И помогать в родах? Больше некому? Наверное, некоторая доля здравого смысла в этом все-таки есть. Как и в том, чтобы не допускать детей вообще, не только девственниц к процессу убийства скота, птиц, да и в прозекторской тоже не место кому попало. Ну и за прочими процессами не всегда и не всем нужно знакомиться. ИМХО, конечно))


вот-вот.


А это так уж необходимо именно девственнице водить скотину на случку? И помогать в родах? Больше некому?


Хм, а как вы предлагаете отделять их? Медосмотры устраивать перед процессом? Почему это вдруг самая естественная вещь в мире вдруг постыдна для некоторых категорий граждан.


Эта самая естественная вещь в мире слишком сильна для восприятия.Настолько, что может повлиять на неустойчивую психику нежных категорий граждан, к коим принято относить невинных девушек и детей. Зачем? Я за то, чтобы дети меньше видели "натурализма", как то: совокуплений животных и человека, процесса родов, вскрытия трупов и необходимого умерщвления животных. Ну, я уже писала).
Кстати, может Вы слышали о таком маньяке Сливко? Так вот, он объяснял свою страсть к убийствам тем, что в детском возрасте увидел аварию, где погиб челоек. И от вида крови, смерти, испытал сильнейший оргазм, который не сравнится ни с какими другими удовольствиями.
Что говорить о детской психике, когда не все взрослые выдерживают вид крови.
И студенты медвузов, подготовленные морально, падают в обморок на практических занятиях. Значит, не всё так просто и естественно?) Это не мужские портки шить, я полагаю.
Как определить, где невинная девушка, говорите?)) А на слово уже никому не верят?)
А, был еще такой способ проверки: бросали дамочку в прорубь. Коли всплывёт - значит соврала. Утонула - правду говорила. Но точно не помню - давно же было.


Дети ладно. Но "невинные девушки" - им что теперь, за забором с сиренами жить? Кто вообще будет проверять эту самую невинность, или это возрастной предел? Так его и нет сейчас. В деревнях девушка может сто раз быть невинной, но если телится корова и больше помочь некому, то никто и не заморочится.

Как определить, где невинная девушка, говорите?)) А на слово уже никому не верят?)



Дада, так и вижу, как дочка фермера говорит папаше, мол невинная я, не пойду в курятник, сам яйца собирай,а то стыдно!

При чём здесь девиации, маньяки и прочие вырожденцы? В огороде бузина у вас получается. Ещё и охоту на ведьм приплели.


Так многие маньяки маньяками не рождаются, а становятся в результате каких-либо потрясений. Зачем провоцировать?
О "невинных девушках" говорила, имея в виду нежный возраст прежде всего, а не физиологические особенности, на которые вы обращаете внимание уже второй раз. Наверное, невинность с возрастом проходит. Это как бы, в голове прежде всего)


Понятие нежный возраст - оно такое, очень размытое для каждого.
А что касается потрясений..я несколько раз видела сбитых животных и даже людей, вт.ч. насмерть. Опасаться развития наклонностей?


Опасаться развития наклонностей?


Возможно )) А еще не проявлялись "последствия"?)
Про "нежный возраст": не все суровые мужчины даже в зрелом возрасте способны курицу зарубить. Нежные. (Из личного опыта: племяннику надо было в больницу после операции принести куриный бульон. Ну не из магазинной же варить! Купила курицу, а зарубить не могу. Просила соседей-мужчин. Не могут. Боятся. Ранимые больно. Пришлось самой. Есть, правда, не могла.)
Кстати. куриные яйца, наверное, надо приравнять к уже рожденному чему-нибудь. Так что отговорка вашей девочки что стыдно, мол, папенька, сам иди собирай - не прокатит!)


Никаких "последствий" для здорового человека быть не может. Если кто склонен к истерии и т.д. - тогда чего уж.

Что касается курятника, то я имела в виду жанровые сценки с участием петуха. Неприлично!


То, что происходит в нашей стране вызывает у меня уже даже ненормальное изумление. Сильные мира российского (в том числе и церковь) делают все возможное для превращения народа в толпу необразованных, тупых скотов. А если ими можно будет еще и управлять, дергая за веревочки религиозных истин, то вообще прекрасно! Вещи, описываемые в подобных книгах (есть вот еще "Что необходимо знать каждой девочке" Алексия Грачева, "Что необходимо знать каждому мальчику" его же), на мой взгляд не могут представляться иначе как дикими нормальному современному человеку. Ох, простите, что-то я увлеклась. Не могу спокойно относиться к таким вещам) Рецензия и правда хороша, спасибо)


так в толпу необразованных и превращают, чтобы легче управлять было. суть религии именно в этом и заключается.
если бы было легче управлять, развивая интеллектуально - развивали. но развивать интеллектуально - дорого, долго и опасно для власти.


Уже можно продемонстрировать результат, достигнутый за последние годы. :)


Кажется, Вы несколько путаете понятия религии и церкви.


суть религии именно в этом и заключается


Бред.


Делают, да. Но только делают это, пытаясь подражать не воскресным школам, а западным системам тестирования. Это именно такие системы вышибают из детей способность размышлять и превращают их в быдло, а не молитвы или что там еще "страшного" дает религия. А главная проблема спорящих все в том же: путают Христа с каждым приходским священником, верующих людей с церковными управленцами, веру с обрядовостью и т.д. Книги Грачева -- это церковный фольклор, личное мнение одного, сильно ошибавшегося человека. На такие книги с серьезностью реагируют читатели, которые не знакомы с Евангелием. Потому что такие книги как раз отрицают Христово учение, а не преподают его.
Врач Лука Войно-Ясенецкий написал чудесную книгу "Наука и религия". Нет противоречий между ними. Люди и их дела, продиктованные личными (часто корыстными) целями -- вот что управляет, видоизменяет суть Истины и создает противоречия.


Поддерживаю Вас, Martovskaya .
К такому взвешенному комментарию даже сложно что-либо добавить.
Жизнь святителя Луки может заставить задуматься о многом как верующего человека, так и не верующего. Но о нем и его книгах не часто услышишь. Отрицательный же пример обычно распространяется активнее, поэтому весьма странные творения Грачева обсуждаются шире, чем они того стоят. К сожалению, к сожалению... Вообще, печальная складывается ситуация из-за неверных знаков равенства и большой путаницы в головах.


Спасибо! И полностью согласна с добавлением. Путаница в головах. Как жаль, что не читают то, что помогло бы ее распутать, и поносят религию, не зная содержания ее главной Книги.


В хорошее всегда верится с трудом( И ещё - ведь гораздо легче впасть в крайность, чем разбудить всё своё чувство меры. Люди не безгрешны, в крайности порой стремится и та, и другая сторона. К тому же, чтобы прочитать и попытаться понять Книгу нужны усилия; спор людей, приложивших эти усилия, - это же другой уровень дискуссии. А для болтовни не нужно ни напрягаться, ни время тратить; болтать и сплетничать мы все любим.
Плохо, что тема-то серьезная, на такие темы надо вести серьезный диалог с теми, кто "за" и "против", выработать компромисс. Ведь ситуация с нравственностью в школе и правда хуже некуда.


Да, с нравственностью плохо, факт. Потому что слишком много агрессии и насилия проповедуется отовсюду. Пожалуй, если бы нашлись люди (пусть и не церковь!), которые прекратили бы так сильно культивировать насилие и разврат, как у нас в стране сейчас делается, все потихоньку выправилось бы.
А насчет поболтать -- мне кажется, пусть наши кулуарные по сути разговоры и не помогут выработать концептуальное что-то, но вдруг они помогут хотя бы одному человеку что-то почувствовать, пересмотреть, понять, стать добрее. Помните, как в Евангелии сказано о радости пастуха, нашедшего всего одну потерявшуюся овцу, когда у него все стадо было за спиной. Даже один человек Богу ценен. Один даже больше ценен, чем толпа)) Кому-нибудь да помогут приблизиться к Богу -- и рецензия, и дискуссия. Я верю в хорошее))


Может быть) Церковь потому и берется за дело, потому что мало кто выражает активное желание вплотную заняться проблемой.
Я скорее под фразой "мы все любим" имела в виду общеинтернетную манеру переходить к бессмысленной перепалке по любому поводу, в случае же livelib`а, да, похоже, здесь как раз и идет именно "другой уровень дискуссии". И с точки зрения "помогут хотя бы одному человеку что-то почувствовать, пересмотреть..." - верю, что здесь так и происходит=)


Вроде бы никто и не говорил, что только церковь участвует в оболванивании. Светские власти прилагают, конечно, большую часть усилий в этом направлении) Западные системы тестирования, рассчитанные вообще непонятно на кого - это тихий ужас, согласна с вами. Но все-таки... Я не путаю веру и религию) для меня различия между ними очень ясны. Религия есть догмы и обрядовость, которые, на мой взгляд (прошу прощения, если кого-то задену данным высказыванием) превращают верующего человека в фанатика, зацикленного на соблюдении норм, но не понимающего их суть. К сожалению, церковь себя дискредитирует в последнее время, слишком сильно и слишком часто, что не может не вызвать отторжения. А против молитв, убеждений, соблюдения заповедей, которые я сама считаю справедливыми и верными, я ничего против не имею. К сожалению, не знакома с книгой "Наука и религия". Но знаю, что Лука Войно-Ясенецкий был выдающимся человеком. Жаль, что таких сейчас немного.


Спасибо, что разъяснили, и совсем не злобливо. Я отвечала вам в контексте рецензии.
Фанатизм -- сложное явление, особенно фанатизм религиозный. Он спутник агрессивных религий. Христианство проповедует Любовь к Богу и ближнему. Поэтому фанатов в христианстве не бывает, если это, конечно, не фанаты бессребренного и беспрерывного служения людям (и через них Богу) всей своей жизнью. Все, кто кажутся фанатами христанства на том основании, что соблюдают только обряды, а не служение людям -- это фарисеи, о них немало сказано в Евангелии.
Дискредитирует себя не церковь, мне кажется, а ее отдельные деятели (так же как, например, не Россия дискредитирует себя сама, а ее дискредитируют отдельные личности, по которым увы, и судят о всей стране).
А церковные догмы - это не синоним мракобесия или глупых бессмысленных обрядов, как сейчас принято думать. Подмена понятий, увы. Догмы содержатся в Евангелии и в текстах богослужений, они просто излагают суть религии, ход событий, но не дают никаких технических правил, не требуют их исполнения.
Святитель Лука кратко определил религию как "общение с Богом".


Христианство проповедует Любовь к Богу и ближнему. Поэтому фанатов в христианстве не бывает, если это, конечно, не фанаты бессребренного и беспрерывного служения людям (и через них Богу) всей своей жизнью.


...


простите, а в Германии, где в гос школах религиозное обучение считается норой, там тоже мракобесы?


Читая ткую рецензию невольно перейдешь "на личности".
В нашей предыдущей школе был введен факультатив "Закон божий", дети ходили сами, по собственному желанию, вел школьный учитель, не церковник. Но потом преподаватель сменился, и дети покинули факультатив полным составом - неинтересно ,не трогает.
В школу , где обучение выстроено на религиозной основе, своего ребенка я бы не отдала.
Относительно того ,как учили девочек , может быть по поводу ухода за скотиной - ладно, не всем пригодится (хотя деревенские дети знают об этом не понаслышке), а вот чтобы не пили толченый кирпич, не лечились мышами -надо же что-то знать.
Выше Qui-aspira приводит в пример опусы

"Что необходимо знать каждой девочке" Алексия Грачева, "Что необходимо знать каждому мальчику" его же,


- это же ужас. Женщинам - рожать и с детьми сидеть (просто сидеть,не развивать, не закаливать, не заниматься уроками, спортом, творчеством) ,а мальчикам - блюсти себя в чистоте ,и стараться радовать родителей и мириться с окружающим миром.

Вместо рождения и воспитания детей... - безудержное желание заняться личностным и профессиональным самореализацией, которое при более пристальном рассмотрении чаще всего оказывается примитивным эгоистичным желанием пожить для себя


- а кто у нас здесь без греха? кто здесь не живет в удовольствие - не читает разное, не умствует?
Вы написали прекрасную рецензию, отлично показывающие куда будет стремиться религиозное воспитание у нас.
И , добавлю, Origenes - а Вы уверены , что в Германии воспитание в гос школах строится именно таким ,как предлагается профессором, образом?


и это мы сейчас живём в светском государстве, ага..

1 2