Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 ноября 2012 г. 22:16

6K

5

Если принять во внимание силу соблазна, кто может сказать о себе, что он лучше своего ближнего?
У.М.Теккерей ''Ярмарка тщеславия''

Золотые слова, я считаю. В этом романе я люблю всё: каждую строчку – от первой буквы до последней, сюжет, героев. Абсолютно всё. Но то, что я обожаю больше всего в этой книге, лежит вне сюжета – это взаимодействие читателя и автора, это внутренний диалог между рассказчиком и читателем. Теккерей становится Кукольником, достает из сундука своих ярко раскрашенных кукол и начинает творить на глазах читателя невероятную магию из слов – его слог легок, ироничен, порой саркастичен, он не манипулирует чувствами читателя, не выдавливает слезы, не сентиментальничает, не создает искусственные ситуации и образы, он предельно реалистичен, он позволяет читателю самому решить что такое хорошо и что такое плохо. А 800 страниц убористого текста пролетают практически незаметно, потому что я, глазами автора, становлюсь свидетелем совершенно реальной истории о живых и не идеальных людях, чьи поступки и желания лежат во вневременной плоскости. Это не роман без героя - это роман, в котором главной героиней стал отрицательный персонаж, в отличие от большинства викторианских романов, в которых главными героями становились исключительно суперположительные герои без страха и упрека, которые явно противопоставлялись резко отрицательным героям, да так, что сводит скулы от неправдоподобности (практически все романы Диккенса построены на таких вот диаметральных противопоставлениях). Но Теккерей, блестящий Теккерей, снова делает главным героем (как и в ''Барри Линдоне'') неоднозначный персонаж, который невозможно классифицировать ни как отрицательный, ни как положительный. Бекки Шарп - просто женщина, которая, как и большинство из нас, мечтала занять определенное место в обществе, и она знала как этого добиться. У нее был товар – лесть, интриги, легкость общения, прелестная внешность, напор и наглость, а у высших слоев был купец, который готов был купить предложенные на базаре житейской суеты (так звучал первый перевод романа Теккерея на русский язык и, на мой взгляд, это название более точно передает смысл романа) сокровища, а имя этого купца - Тщеславие. Все готовы слушать самые лучшие слова о себе, все готовы слушать как ловко высмеивают и копируют чужие недостатки. Бекки Шарп этим купцам и продавала то, что они хотели слышать. Взаимообмен. Положение на лесть.

И каждая кукла в этом представлении на Ярмарке имеет свое имя, очень похожее на кличку, Теккерей никого не пощадил и раздал каждому имена в зависимости от главной черты в характере куклы: Шарп – sharp (острый), sharpes (жулик, мошенник), Кроули – crawl (пресмыкаться), Доббин – dobbin (кляча), Стайн – stein (камень), Седли – sadly (печально, грустно, достойно сожаления). Восхитительно, правда? Теперь герои в руках Кукольника приобретают новые оттенки, а добродетель Эмилии оказывается очередным тщеславием, имя которому жалость к самой себе.

Судьба Бекки Шарп словно по вертикали проходит по всем слоям общества: из пансионата мисс Пинкертон для девочек среднего класса, далее в среду коммерсантов Седли и Осборнов, минуя попытки выйти замуж за Джоза Седли к титулованному дворянству в лице Кроули, и далее в высшее английское общество. Бекки как лакмусовая бумажка показала, что общество во всех слоях заражено одной болезнью – снобизмом, самообманом, тщеславием, себялюбием. Каждый персонаж романа, абсолютно каждый – от Бекки до Реглса - находится в плену самообмана: Бекки считает, что высшее счастье для нее занять соответствующее положение в обществе, Доббин в плену самообмана своей эфемерной любви к Эмилии, Эмилия в плену тщеславного самообмана любви к Джорджу, старик Осборн в плену самообмана собственной исключительности и ловкости и так далее. Но для меня Бекки и Эмилия не противоположности, они равно заражены тщеславием и себялюбием, только плоскости суетности у каждой из них разные – для одной деньги и положение в обществе, для другой – жалость к себе и самообман. И вопрос ещё в том, насколько бы каждый из нас был бы добродетелен, если бы был поставлен в определенные обстоятельства, когда нужно пробираться вверх. И Теккерей, словно играя с читателем, то оправдывает действие своих героев, то саркастически улыбается, предоставляя читателю самому решать в какой плоскости нравственности лежат поступки каждого персонажа романа, причем не факт, что через пару глав эта плоскость не перевернется на диаметрально противоположную, ставя в тупик: хороший ли персонаж или все-таки плохой. А вот у Теккерея так не делится: не хороший и не плохой, а просто живой человек. И роман ''Ярмарка тщеславия'' – это просто жизнь, описанная внимательным и мудрым Кукольником, подмечающим в каждом из нас наши крючочки - тщеславие, самообман, себялюбие.

Удивительно, времена меняются, декорации на базаре житейской суеты меняются из века в век, а Кукольник продолжает рассказывать нам ту же историю, но с другими героями, потому что времена меняются, но человек – нет.

Ах, vanitas vanitatum! Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего?..

Ветка комментариев


Вы знаете, Теккерей вердиктов не выносит, вердикт выносит сама жизнь. Бекки не на тех ставила. Поставила бы на сына - выиграла, но она его не замечала, он был ей помехой. Однако, Теккерей, именно сына авантюристки Бекки Шарп в конце делает бароном Кроули и чем не победа Бекки? Её крови над кровью аристократов, которые просто выродились?
Вот у Теккерея каждая ситуация имеет две стороны медали, поэтому и вердиктов в его рассказе нет. :)
А ''счастливое'' замужество ''положительной'' Эмилии?

полковник, подхватив маленькую Джейн, которую он любит больше всего в мире, больше даже, чем "Историю Пенджаба". "Больше, чем меня", - думает Эмми и вздыхает. Но он ни разу не сказал ей неласкового или недоброго слова и старается выполнить всякое ее желание, лишь только узнает о нем



Это же такая ирония, учитывая всю болезненную любовь Доббина к Эмми ))))
Вот этой неоднозначностью и прекрасен Теккерей. Живыми людьми.


ну Теккерей, как кукловод, как автор книги и вершит судьбы своих героев, хотя, я не спорю, в романе все как в жизни. Но, тем не менее

Бекки не на тех ставила.



как можно "ставить на сына" - или уж есть материнский инстинкт или его нет: дети все равно очень чутки к тому, как к ним относятся. Вы совершенно правильно заметили в комментариях, что причина ее отношения к собственной семье в том, что нормального детства и родителей не было - ее холодность к сыну ничто иное как производная ее сущности. Он был в том числе и средством к достижению цели - для она знала, что для леди Джейн главное - это ее дети, и оказывать на нее влияние по-другому было бы просто не мыслимо, правда, да, в конечно итоге разыгрывать любящую мать уже стало не нужным. Гавным ее просчетом стал случай со Стайном, после этого расставание со своим вожделенным положением в обществе неминуемо.

Однако, Теккерей, именно сына авантюристки Бекки Шарп в конце делает бароном Кроули и чем не победа Бекки?



По мне так это у нее получилось как-то по инерции, это безусловно победа Бекки, но раз самой Бекки собственный сын был абузой, каким образом лично для нее это может быть важно? считает ли она своей победой удовлетворяющей ее амбиции? врят ли.
Думаю, жизни гораздо чаще вот таким особам удается удержать свое место под солнцем, хотя нет такого человека, который поступал бы все время мудро и с необходимым минимумом моральных качеств.


Я абсолютно согласна, что материнского инстинкта у Бекки не было. Просто не было. Было патологическое стремление завоевать место под солнцем любыми путями, любыми средствами. Но вспомните, все, кого она обманывала, сами были готовы обманываться: леди Кроули с радостью выслушивала кривляния Бекки, аристократы во Франции были очарованы англичанкой превосходно говорящей на французском, Стайн был готов растекаться перед очаровательной Бекки, потому что был стар и тщеславен, а она молода и амбициозна - её внимание ему льстило! Единственный человек, который не купился на Бекки была леди Джейн Кроули и то, только потому, что она увидела не любовь матери к ребенку, углядела в этом неестественность Бекки.
В итоге все куклы у Теккерея получили по заслугам: Бекки оказалась на дне общества, хотя стремилась на самую вершину; Эмилия оказалась в плену картонного брака.
А ирония Теккерея заключается в том, что сын авантюристки, который по всем правилам жанра не должен был родиться, ибо брак был не равный и вообще не должен был состояться, стал бароном! )))
А Бекки не могла быть другой, потому что помните Теккерей в самом начале написал, что она не была ребенком, у нее не было детства, не было материнской любви и поддержки, она вообще не знала, что такое любовь и семейные узы. Она не могла быть иной.


Единственный человек, который не купился на Бекки была леди Джейн Кроули


по поводу такой исключительности леди Джейн я сомневаюсь, тетушка Кроули принимала лесть и кривляния Бекки как должное, решив с ней якшаться до начала сезона, но так и не оставила ей наследство, она не дала себя обвести вокруг пальца; Стайн занимает такое положение что его молоджостью и красотой не так уж удивишь - его прельщало безусловное общество Бекки, но он не мог не восхищаться прежде всего ее умом, помните он так и сказал свом родственникам, которые были против что он с ней проводит время - что все вы против нее глупы. Леди Джейн сначала тоже приняла ее с распростертыми объятиями, Беккс смогла ее использовать так как задумала: она добилась того, чтобы ее представили при дворе.
С леди Джейн произошла оплошность, но покровительство Стайна могло бы быть гарантией если не прочного, то стабильного положения в обществе.

А вот то, насколько люди рады обманываться, с какой готовностью летят в омут собственных иллюзий я считаю главной идеей романа, для меня именно эта мысль стала ключевой. Ну на то это и классика, что можно трактовать все по-разному;-)


А вот то, насколько люди рады обманываться, с какой готовностью летят в омут собственных иллюзий я считаю главной идеей романа, для меня именно эта мысль стала ключевой.


Именно об этом я и написала в своем отзыве ))) Остальное, это уже то, что каждый из нас видит в произведении со своего угла обзора и это здорово видеть как по-разному произведение открывается каждому из нас. Да, это классика )))


А Бекки не могла быть другой, потому что помните Теккерей в самом начале написал, что она не была ребенком, у нее не было детства, не было материнской любви и поддержки, она вообще не знала, что такое любовь и семейные узы. Она не могла быть иной.


Напротив, если образ, сложившийся в детстве, несчастливый, то с ним борются. Если бы ей было в детстве плохо без матери, то она бы приложила все усилия, чтобы ее ребенок получил мать. Просто она вспоминала свое детство позитивно - могла быть сама собой.


Не соглашусь. Ребенок чаще всего воспринимает модель собственной семьи, как норму,особенно если ребенка никто не обижал. Бекки вполне нормально воспринимала модель семьи своих родителей и именно эту модель перенесла и в свою семью: она порхала, а ребенком занимался либо муж, либо никто. Материнской любви было неоткуда взяться - её не любили в детстве, не баловали, она не была ребенком, она сразу стала взрослой.
Бекки для меня неординарный и интересный образ, не пресный :)


Не понял - с чем Вы не согласились, если повторили мои слова)) Бекки - это мой тип женщины