Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 ноября 2012 г. 22:16

6K

5

Если принять во внимание силу соблазна, кто может сказать о себе, что он лучше своего ближнего?
У.М.Теккерей ''Ярмарка тщеславия''

Золотые слова, я считаю. В этом романе я люблю всё: каждую строчку – от первой буквы до последней, сюжет, героев. Абсолютно всё. Но то, что я обожаю больше всего в этой книге, лежит вне сюжета – это взаимодействие читателя и автора, это внутренний диалог между рассказчиком и читателем. Теккерей становится Кукольником, достает из сундука своих ярко раскрашенных кукол и начинает творить на глазах читателя невероятную магию из слов – его слог легок, ироничен, порой саркастичен, он не манипулирует чувствами читателя, не выдавливает слезы, не сентиментальничает, не создает искусственные ситуации и образы, он предельно реалистичен, он позволяет читателю самому решить что такое хорошо и что такое плохо. А 800 страниц убористого текста пролетают практически незаметно, потому что я, глазами автора, становлюсь свидетелем совершенно реальной истории о живых и не идеальных людях, чьи поступки и желания лежат во вневременной плоскости. Это не роман без героя - это роман, в котором главной героиней стал отрицательный персонаж, в отличие от большинства викторианских романов, в которых главными героями становились исключительно суперположительные герои без страха и упрека, которые явно противопоставлялись резко отрицательным героям, да так, что сводит скулы от неправдоподобности (практически все романы Диккенса построены на таких вот диаметральных противопоставлениях). Но Теккерей, блестящий Теккерей, снова делает главным героем (как и в ''Барри Линдоне'') неоднозначный персонаж, который невозможно классифицировать ни как отрицательный, ни как положительный. Бекки Шарп - просто женщина, которая, как и большинство из нас, мечтала занять определенное место в обществе, и она знала как этого добиться. У нее был товар – лесть, интриги, легкость общения, прелестная внешность, напор и наглость, а у высших слоев был купец, который готов был купить предложенные на базаре житейской суеты (так звучал первый перевод романа Теккерея на русский язык и, на мой взгляд, это название более точно передает смысл романа) сокровища, а имя этого купца - Тщеславие. Все готовы слушать самые лучшие слова о себе, все готовы слушать как ловко высмеивают и копируют чужие недостатки. Бекки Шарп этим купцам и продавала то, что они хотели слышать. Взаимообмен. Положение на лесть.

И каждая кукла в этом представлении на Ярмарке имеет свое имя, очень похожее на кличку, Теккерей никого не пощадил и раздал каждому имена в зависимости от главной черты в характере куклы: Шарп – sharp (острый), sharpes (жулик, мошенник), Кроули – crawl (пресмыкаться), Доббин – dobbin (кляча), Стайн – stein (камень), Седли – sadly (печально, грустно, достойно сожаления). Восхитительно, правда? Теперь герои в руках Кукольника приобретают новые оттенки, а добродетель Эмилии оказывается очередным тщеславием, имя которому жалость к самой себе.

Судьба Бекки Шарп словно по вертикали проходит по всем слоям общества: из пансионата мисс Пинкертон для девочек среднего класса, далее в среду коммерсантов Седли и Осборнов, минуя попытки выйти замуж за Джоза Седли к титулованному дворянству в лице Кроули, и далее в высшее английское общество. Бекки как лакмусовая бумажка показала, что общество во всех слоях заражено одной болезнью – снобизмом, самообманом, тщеславием, себялюбием. Каждый персонаж романа, абсолютно каждый – от Бекки до Реглса - находится в плену самообмана: Бекки считает, что высшее счастье для нее занять соответствующее положение в обществе, Доббин в плену самообмана своей эфемерной любви к Эмилии, Эмилия в плену тщеславного самообмана любви к Джорджу, старик Осборн в плену самообмана собственной исключительности и ловкости и так далее. Но для меня Бекки и Эмилия не противоположности, они равно заражены тщеславием и себялюбием, только плоскости суетности у каждой из них разные – для одной деньги и положение в обществе, для другой – жалость к себе и самообман. И вопрос ещё в том, насколько бы каждый из нас был бы добродетелен, если бы был поставлен в определенные обстоятельства, когда нужно пробираться вверх. И Теккерей, словно играя с читателем, то оправдывает действие своих героев, то саркастически улыбается, предоставляя читателю самому решать в какой плоскости нравственности лежат поступки каждого персонажа романа, причем не факт, что через пару глав эта плоскость не перевернется на диаметрально противоположную, ставя в тупик: хороший ли персонаж или все-таки плохой. А вот у Теккерея так не делится: не хороший и не плохой, а просто живой человек. И роман ''Ярмарка тщеславия'' – это просто жизнь, описанная внимательным и мудрым Кукольником, подмечающим в каждом из нас наши крючочки - тщеславие, самообман, себялюбие.

Удивительно, времена меняются, декорации на базаре житейской суеты меняются из века в век, а Кукольник продолжает рассказывать нам ту же историю, но с другими героями, потому что времена меняются, но человек – нет.

Ах, vanitas vanitatum! Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего?..

Ветка комментариев


Почему Вы тщеславие размениваете на лесть? Почему не воспринять тщеславие просто как самоуспокоение, ведь не обязательно компенсацией есть лесть?
"Определенно, тщеславие - мой самый любимый грех!" (с) фильм "Адвокат дьявола"


Я не увидел в Ваших словах негативной оценки тщеславию, но я её почувствовал.


Тщеславие - совершенно нормальное состояние любого человека. Только у каждого тщеславие свое. И дело в том, что не переходит ли искорка тщеславия в патологический пожар, когда суетность и желание добиться исполнения этого желания вопреки всему, вытесняет какие-то человеческие чувства. Как в случае с Бекки Шарп её личное тщеславие вытеснило материнские чувства к сыну. Хотя, она изначально, с детства не знала что такое любовь и родительская ласка. Возможно корни в этом.


Почему бы и нет, если, человек, например, ученый (в смысле профессии), то тщеславие может простимулировать и со знаком плюс :)
А гении так вообще в быту дикие, и тут даже поправкой на тщеславие не обойдёшься :)
Хотя, с другого взгляда, Вы правы: никогда не угадаешь где граница между "Ок, я могу больше" и "хватит, достаточно тщеславия, это уже нарциссизм" :)) Только не всегда сам угадаешь, а других после уже услышать тяжело :)


Тщеславие - один из двигателей человека, то есть здоровое и нормальное тщеславие заставляет человека чего-то добиваться в жизни: в профессии, в быту, где угодно.
Но человек такое существо, что ему почти всегда мало и хочется большего...и большего...и большего. Но тут и вправду очень сложно провести границу между: я могу больше и я хочу больше, но не могу. ))


зы: честно говоря, хотелось бы в Ваших рецензиях обсудить некоторые утверждения до попадания их (рецензий) на главную, но Вы всегда успеваете прочесть что-нибудь еще :)


Тут дело в том, что Бекки Шарп точно знала кому нужна была лесть, кому легкое пресмыкательство, кому нужно было просто слышать гадости про других. У каждого свое тщеславие :)) И жажда лести в свой адрес одно из них.
Но в контексте романа я бы скорее не тщеславие назвала, а суетность житейскую. Мы все суетимся, у нас у всех есть свои желания и представления о социальном положении. Это нормальное состояние. Как писал Бальзак: ''нет добродетели, есть обстоятельства''. Сила соблазна может быть такова, что человек будет не в силах устоять, кто знает что будет каждый делать в сложившихся обстоятельствах.


Сила соблазна может быть такова, что человек будет не в силах устоять, кто знает что будет каждый делать в сложившихся обстоятельствах.


Достойно само по себе цитирования :)
Только в случае Бекки дело не просто в попытке удовлетворения чей-нибудь тщеславности, я вижу скорее стремление конъюктурных соображений :) Это, на мой взгляд намного хуже, чем удовлетворение чьих-то там тщеславных амбиций


Я думаю, что в случае Бекки Шарп есть двустороннее движение: для удовлетворения собственных тщеславных амбиций она ловко удовлетворяла некоторые запросы чужого тщеславия )) Ей было нужно положение в свете и она добивалась этого всеми возможными средствами, для этого у неё был талант, красота и наглость. Да, она использовала людей. И это само по себе хуже просто тщеславия слышать о себе, что ты красив, талантлив, умен и прочее. Однако, человек такое существо...''и сам обманываться рад''...)))