Больше рецензий

21 мая 2021 г. 12:12

5K

5 Колодец Души

При чтении рассказа мне сразу вспомнилась пьеса о мировой душе чеховского персонажа-писателя Константина Треплева (из «Чайки»), единственную роль в которой сыграла начинающая актриса Нина Заречная. И эта общая мировая душа сравнивается в монологе героини с пленником, брошенным в пустой глубокий колодец. О Колодце Души идёт речь и у Брэдбери. Ведь именно так называет место своего обитания «тот, кто ждёт». А повествование у обоих авторов ведётся от имени некой нематериальной сущности.

Мне показалось интересным скомбинировать перекликающиеся цитаты из пьесы чеховского Треплева (Ч) и рассказа Брэдбери (Б) в один общий текст:

«Я живу в колодце. Я похож на дымок, живущий в колодце. Или на испарения каменного горла» (Б). «Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно» (Ч). «Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа» (Ч). «За десять тысяч лет я забыл, что такое вкус пищи» (Б). «Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая мировая душа — это я... я... Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню всё, всё, всё, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь» (Ч). «И я взмываю вверх, как в холодном колодце, я снова свободен» (Б). «Во вселенной остается постоянным и неизменным один лишь дух» (Ч). «Иногда я падаю вниз, в колодец, подобно дождю» (Б). «Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждёт» (Ч). «Он называется Колодец Души» (Б). «Я жду в холодной тишине и знаю, что наступит день, когда я перестану ждать» (Б). «Но это будет, лишь когда мало-помалу, через длинный ряд тысячелетий, и луна, и светлый Сириус, и земля обратятся в пыль… А до тех пор ужас, ужас…» (Ч).

Колодец Души, описанный в рассказе, действительно может внушать читателю ужас. Но с другой стороны – осознание того, что всё обречено на исчезновение, помогает человеку больше ценить жизнь, испытывать глубокое сострадание к людям и подлинную любовь к окружающему миру.

«Нагибаясь над колодцем, мы заглядываем в него. И видим шесть лиц: они смотрят на нас из холодных глубин»:

картинка Ludmila888

Способен ли смелый и пристальный взгляд на смерть прогнать тьму и побороть ужас? Например, Ларошфуко считал, что ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор. А вот Монтень говорил, что окна кабинета писателя должны выходить на кладбище – это делает мысли отчётливее. Кстати, и Чехов любил посещать кладбища. Скрываясь же от смерти, человек может скрыться и от самой жизни, мимолётность которой только увеличивает её ценность. Цицерон писал, что философствовать – значит готовиться к смерти, а святой Августин отмечал, что душа человека рождается только перед лицом смерти. Некоторые психотерапевты утверждают, что если внимательно вглядеться в это лицо смерти, то можно не только низвести острый страх перед ней до уровня житейской тревоги, с которой легко справиться, но и сделать свою жизнь более насыщенной и полноценной. Хоть неизбежность смерти порой лишает смысла всё наше существование, но её осознание может стать позитивным толчком к духовному развитию, преобразованию личности и изменениям жизненных приоритетов.

Благодарю Сергея boservas за наводку на рассказ.

Комментарии


Спасибо, рад, что понравилось...
И синтез текстов Чехова и Брэдбери интересный получился.
Единственное замечание, у Чехова - дух в чистом виде, а у Брэдбери, скорее, дух-охотник, дух-потребитель, у Чехова - дух, собирающий личности, ощущающий в себе и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона а у Брэдбери - дух, стирающий личности, ощущающий эмоциональное удовольствие, как ни странно, от процесса смерти. Он ведь ждет не конца мира, как чеховский дух, а новых живых..., чтобы сделать их мёртвыми...


Брэдбери, конечно, был знаком с русской литературой. Думаю, что и с чеховской "Чайкой" тоже.
Согласна, что дух в этом рассказе отличается агрессивностью.
Спасибо за дополнение, Сергей!


Спасибо за такую философскую рецензию, глубокую, как колодец.

осознание того, что всё обречено на исчезновение, помогает человеку больше ценить жизнь, испытывать глубокое сострадание к людям и подлинную любовь к окружающему миру.

Особенно понравилось. Перекликается со студентом-немцем в "огнях". Раз уж пошли сравнения с Чеховым. Но студент сделал обратный вывод - "раз всё обречено, то и ценить нечего и незачем"


Спасибо, Женя!
Да, реакции на одно и то же событие бывают разными. Столкнувшись со смертью, человек или становится лучше и добрее, или, наоборот, озлобляется и черствеет душой. Ведь, как известно, всё в глазах смотрящего. Как, например, стакан наполовину полон или наполовину пуст. Сам же Брэдбери считал, что "смерть — это форма расплаты с космосом за чудесную роскошь побыть живым".

Но студент сделал обратный вывод - "раз всё обречено, то и ценить нечего и незачем"

Студент из чеховских "Огней" был слишком молод и не имел ещё ни жизненного опыта, ни больших знаний, ни серьёзных страданий. И ведь сам инженер (оппонент студента) придерживался раньше подобных убеждений, но в зрелом возрасте он уже осуждает эту пессимистическую философию, мешающую решению нравственных вопросов. Кстати, старик-лесничий, о котором рассказывает инженер, тоже сознавал бренность всего сущего, но это привело его не к равнодушию и безнравственности, как бывает в юности, а к состраданию и жалости к людям.


Про лесничего не помню. В остальном согласен. А со студента что возмёшь? Его даже Чехов не любит


Людмила спасибо за рецензию! Было интересно читать весь текст. Хочу выразить мнение относительно данной мысли:

Хоть неизбежность смерти порой лишает смысла всё наше существование, но её осознание может стать позитивным толчком к духовному развитию, преобразованию личности и изменениям жизненных приоритетов.

Несмотря на попытки трансгуманистов убедить человечество, что смерть скоро будет побеждена, они не могут адекватно ответить на вопрос: "Как решать проблему "жизни" без осознания смертности?". Это уже совершенно другая реальность. Готовы ли мы к ней?!


Благодарю за внимание, Алексей!
И спасибо, что поделились интересным мнением.


Помню, учился в одном заведении. Была тема, по которой было уместно проанализировать фильм, название которого, конечно, уже не помню.
Там колодец - символ возвращения в материнскую утробу, наверное, символ такого же бегства, как и в случае пристанища души.


Мысль интересная! Колодец, конечно, имеет разные символические значения и ассоциируется с разными мирами. В мифологии колодец представляет собой путь сообщения между воздухом, водой и землей. Вода может и подарить жизнь, и отнять её. Колодец связывают и с жизнью, и со смертью, и с перерождением. И с женским началом, душой.

Спасибо, Саша, что заглянул на мою страничку!


Жуть, но захотел прочитать