Больше рецензий

20 мая 2021 г. 11:58

78

5 Видение сивиллы как литературный жанр

Мне было восемь, когда я увлекся вампирами. А оборотни, конечно, ползли за ними, не отставая. Тем более, что это были восьмидесятые, и славяне всех называли вурдалаками. Наши предки не делили на оборотней и вампиров нечисть, которая превращается в животное или другого человека, нападает, съедает и обращает жертву в такого же. Но время шло, нечисть перешла от общинно-первобытного строя к феодализму (исторические законы общества универсальны для любого общества. Маркс был прав и прав. Что же поделать, если реальность - марксист, как говорил Че Гевара). Они стали выстраивать свою примитивную иерархию - кланы, короли, вожаки, первородные. Ругаться, дружиться, создавать угнетающие законы.
Вот этого я, вообще, никогда не понимал. Ну почему, почему, даже если ты околовсемогущее существо, тебе уже всего хватает, еды, барахла, места, почему ты первым делом выбираешь создать какой-то такой закон, который бы мешал быть счастливыми твоим людям. Но ведь это главная цель любого существа - стать счастливым. Нет, надо запретить сношаться с кем-то из других кланов, заставлять с кем-то сношаться, что за манера ,все время лезть в постель других людей?! Постоянные эти игры в "Ромео и Джульетту", уж сколько раз твердили миру... А все потому что не читают, а если читают, то не оценивают, не сопоставляют. И вот все это игра детей в "контору", типа, серьезные все. Ну а про тысячелетних дураков всегда больно читать. Говорят, мудрость приходит с возрастом и грустно, когда возраст приходит один. Так есть надежда, что 70 лет просто мало. А посмотришь на все эти фильмы и книжки про вампиров-оборотней, которым 1000 лет, а ума нет, и подумаешь, ну вырожденцы же, прастихоспади. Как Габсбурги, чесслово, что вы делали всю эту тысячу лет?
Для меня, конечно, Интервью с вампиром стало началом конца. Как только вампиры начали ныть, что вечная жизнь их утомила, я понял, что приплыли. Никчемные вползли и сюда. В "мое" время оборотни были веселые, днем работали пастушками и портили девок, ночами бегали по лесу и… ну, в зависимости от сюжета. И вот это было искристо страшно. Ты читаешь про деревню, и не знаешь кто, кто оборотень? Васька? Муська? Ого! Главный охотник за оборотнями! Вот тот милый парень у которого загрызли невесту! Ну ничего себе.
В этой книге тоже кланы-вырожденцы. Но мне понравилось, что автор на этом и делает акцент. Они знают, что живут как-то растеряно и без цели, ну, просто живут, ругаются, все против всех. Вы читали про декаданс у оборотней, которые знают об этом? Воот. Это как 90-е в России, только у оборотней. Затянувшиеся на века 90-е. Отличная атмосфера постапа у оборотней. Вот знаете, меня очень удручает постап и за окном, и в книгах. И зачем вы только его пишете, писали бы лучше, как с него выбраться. Но признак постапа - это какие-то осколки того, что было до апа. Иногда это даже похоже на развитый мир, иногда это даже похоже на Алмазный век. А тут жуткое чувство, потому что это постап без апа. И без мира до. У них никогда не было мира до.
Тут все есть, и тысячелетний дурак (500летний), и полное, вопиющее неумение общаться, у всех. И вот эта месть тем, кто не имел к обиде никакого отношения. Месть за форму черепа, то есть, за принадлежность к расе. За такое, конечно, надо в дурочку прятать, отбирая все колю-режущие предметы и свистульки. Особенно свистульки. Ну как за 500 лет можно не понять-то, что все сдохли уже, кто там у тебя любовь отобрал? А можно не понять. Очень убедительно автор показывает, что точно можно. И прав же. Посмотрите на мир вокруг.
Книга удручающе правдоподобна. Автор, как всегда (я уже говорил, что Ма.Ко, рассказывает реальные истории вселенной, такая она автор, вселенская сказочница) рассказывает нам про то, что где-то есть. Прямо сейчас, вы читаете мой отзыв, а где-то ходит обиженка, которая мечтает вас пришибить, только потому, что ваша душа влезла в тушу человека. Потому что этой обиженке за что-то больно. А мозгов избавиться от боли, пойти к людям, нет. И за пятьсот лет не наросли. Потому что нет системного мышления, системного образования и навыка сопоставлять. Ну, скажем честно, такому только в Совке учили, да и то, как мы видим, не всем впрок.
Сюжет хороший, не рваный, масштабный. Как вы себе представляете, погрузиться в мир оборотней и что там у них, любовь, месть, зло, тайные общества, еще тайные общества. И про то, что бывает, если у каждого свой план изменить строй, и никто его с другими не обсуждает. Важный посыл книги для меня (и для Человека, вообще), что если в любой стае не обсуждать, не говорить, не договаривать, ничего нельзя решить. Зло - необщение, зло - недоверие, зло - неумение объединяться. Это и рождает кукловодов, озлобленных ведьм, и прочих скорбных мозгом. Ведь любого социопата, любое "зло" можно применить во благо обществу. Вон, как в сказках СССР, всякие водяные-водолазы, лешие-егери. А вы знаете, что реально в СССР использовали пауков, как диагностов? Они по капле крови для разных заболеваний плетут разного узора паутину. Как они с ними договорились, мне интересно?.. Ну ладно. Суть в том, что если ты Человек, то ты и с пауком договоришься. И все бы могли. Со всеми договориться. Если бы разговаривали друг с другом, если бы не слушали эту гнусную идею - молчи, молчи, никому ничего не рассказывай, какое тебе дело. Всегда это кончится злом.
Ну, конечно, мне сильно понравился разум Храмового дерева, я, вообще, люблю разумные воплощения природы. Знаете, был сериал, который мне был о больно смотреть, Кайл ХУ, американский Электроник. Только наш Электроник сразу стремился стать Человеком, то есть, частью человечества, стремился научиться дружить, а Кайл… ну, что с них взять, с американской мысли? Ну и там был страшный для меня момент. Кайл не умел спать и не нуждался во сне и его научили спать. Зачем? Ну зачем? Зачем делать всемогущее существо слабее и зависимее? И поэтому, мне нравится, когда душа не становится зависимой от физической дурости. Поэтому я люблю живые города и живые места.
Еще в Оборотнях есть хорошая идея, она же в дурковатом фильме Мученицы (идея сильная, исполнение в фильме так себе), этой же идеей обосновывают индийские веды приход Кали-Юги. Кали-Юга, темный век мракобесия и невежества, в котором мы живем сейчас, на самом деле, юга настоящего освобождения. Есть две мои любимые индийские легенды. Одна про то, как беседовали боги и мудрец, и все говорили, что у них любимая юга это Сатья-юга, алмазный век, а мудрец сказал, что у него любимая юга - это юга Кали, потому что в алмазном веку развиваются только самые лучшие и сильные, а те, кто попроще, зачем им развиваться, им и так хорошо живется, а Кали-юга настолько невыносима, что душа возвращает себе всемогущество, чтобы вырваться из этого ужаса. А вторая легенда, про то, как последние боги уходили с земли в Благодатную землю, а им навстречу шел Кали (да, в этой старой-старой легенде Кали был мужского рода, я тоже удивился, но рассказываю, как знаю), и один из богов остановился и досадливо сказал: зачем же ты идешь мучить людей, Кали! Ведь так ужасно будет жить, что и жизнью это не назвать! А Кали ответил удивленно: я не мучить людей иду, а освободить их, научить их отличать добро от зла, научить их быть богами. И тот бог устыдился и склонился перед Кали: самый добрый ты их нас, Кали, иди, и покажи людям дорогу к свету.
Ну, а у дурачков масштаба поменьше, эта идея приобретает аберрированные формы, они считают, что если взять кого-то и долго его бить (ну или мучить), то он захочет освободиться, вырвется из ловушек физического тела и обретет могущество. И в целом-то они правы. Но при этом, они почему-то думают, что это свободное существо будет их слушаться. С чего они так думают - я бы спросил. Освободившееся существо, вероятно, не возненавидит мучителя, который стал освободителем, с того уровня не ненавидишь людей в ловушке, а жалеешь, но и помогать ему не станет. Так что, господа злодеи, подумайте об этом хорошо, прежде чем подобная светлая мысль вам в бестолковку придет. Только искренняя любовь может заставить существо вас слушаться. Ключевое - искренняя. А если вы на нее не способны, то оставьте свои мысли по завоеванию миров. Не выйдет.
Очень красиво было наблюдать, как существо освобождалось. Прямо душевное наслаждение, так чисто и точно оно описано. Когда Элла (героиня, для меня - главная) освобождается от сущностей тела, и заново, без боли, без враждебности, без травм и обид переоценивает тех, кто вокруг нее, как круто она разговаривает со своим отражением, отказываясь принимать, что она имеет к телу какое-то отношение. Вы даже не представляете, какая это сильная сакральная и реальная тайна жизни.

"В какой-то момент я начала думать, что я всего лишь обычный наблюдатель, которому просто не посчастливилось оказаться в теле этой несчастной, что испуганно смотрела по сторонам, стоило только раздаться какому-либо шуму."

Застрявшая в теле душа становится наблюдателем, как же это красиво! Она начинает видеть нити жизни, они разных цветов (что так и есть! Потоки внимания действительно разных цветов, посмотрите, при случае), она проживает бесконечное количество жизней за несколько мгновений (квантовая суперпозиция), читает прошлое за человеком. Про те же нити жизни так же расписано в книге "Надежда" Натальи Ильиной, реальность-то одна! Всегда красиво видеть, как реальность прорывается через книги. Вот почему нельзя переоценить важность книг и чтения - все тайны жизни, все пути к счастью и свободе в них есть. Прекрасно, что Оборотни - одна из Ключей.
Очень удручало наблюдать простую истину, что если существо необразованное, если у существа нет базы решений, отношений, оценок, то оно не сможет воспользоваться обретенным всемогуществом. Сначала, таки, учиться, учиться и еще раз учиться. Увы. Дедушка Ленин, таки, умнее всех нас, вместе взятых. Без этого беда.
Эту беду можно с ужасом наблюдать в "Оборотнях", там страшный момент, как в "Цветах для Алжернона", когда могущественный разум угасает, снова запутываясь в ловушке физического тела и физической вселенной. И знаете, так правдоподобно опять печально... из-за одиночества, из-за того, что это прекрасное существо одно.
Ужасы пыток мне бы хотелось подробнее и поизощреннее, ну, я садист, так что это субъективщина, конечно. Да и не способен был тот мучитель на них. Дурковат он для этого.
В книге одна красивая женщина - Элла-оборотень, но ни одного мужчины. Одни мальчики. Это меня всегда удручает. Хотя вот, у Охотника Александра там какие-то "зайчатки" мужского начала есть. Но он немотивирован и поэтому равнодушен, а так красивый, конечно. Но он еще трава, былинка одинокая. Говорят, будет продолжение, может, там Элла останется с Александром, и друг ему найдется… ну, мне бы хотелось так романтично помечтать. Ну, или, может, появится ян для Эллы.
Финал отличный, гимн Человеку - это лучший финал. Такие же повороты в любимом рассказе Днепрова "Уравнение Максвелла", ну, а если попроще нужен пример, то в Первом правиле волшебника - моя любимая фраза оттуда:
"Скажи всем […], что если они предпочтут следовать прежним путем, то в конце их будет ждать Искатель с белым Мечом Истины."
Но травмяшки-злодеи, вероятно, не читают годных книг, и никогда не думают о том, что никто не будет вписываться за их травму.
Стиль. Я уже неоднократно говорил, что на #лит_риде собрались авторы, которые являются представителями новых стилей и новых жанров. Возможно, это плохо, непонятно и сложно для читателя, возможно, это ранимо и грустно для писателя, но как же это круто и здорово, и важно для развития литературы! Она должна развиваться, чтобы не умереть.
В Оборотнях тоже стиль очень самобытный. Может, потому и сложный для читателя, привыкшего к клише.
Это стиль оракула.
Ма.Ко слушает историю, ловя ее из эфира вселенной, и рассказывает нам. Слушает, что говорили герои, что делали, видит, как выглядели или как кто-то видел других героев, что думали. И всматривается, всматривается в историю. Прямо по ходу чтения можно наблюдать, как она ловит эту историю, как из осколков собирает ее. Возможно, если бы, собрав ее, она переписала ее привычнее, расставив акценты, выстроив понятную структуру получилась бы крепкая книга с оборотневселенной. Вероятно, даже культовая.
Но тот вариант, в котором книга сейчас, дарит уникальный, конечно, читательский опыт.
Мы словно становимся наблюдателями того, что видит автор. Именно поэтому иногда появляются герои посреди книги, без вводных данных, в воспоминаниях и мыслях основных персонажей. Конечно, кого-то только вот-вот вспомнил герой, кто-то только вот-вот ворвался в историю. Она записывает видение, поэтому где-то ярче видно одежду, где-то местность, где-то мысли, где-то действия. Если герой думает о событии и смотрит на героиню, то мы слышим мысли только героя, хотя, конечно, автор мог бы написать и мысли героини. И автор напишет, только сильно позже, когда сможет обратить внимание именно на это. То есть, вы читаете прямо само видение сивиллы, не книгу, а живую историю, которая записывалась с ритмом увиденного, тут же.
И язык. Я лингвист, я знаю структуры очень многих языков, знаю их строй. Это никакой из местных языков, по крайней мере, существующих. Возможно, это перевод с языка того мира, где происходят события. Герои думают так. Герои рассказывают так. Нам непривычно, на наш язык звучит местами громоздко, местами оборвано, местами устаревше или противоречиво. Но попробуйте почувствовать стройную логику этого языка. Она есть. Это такой язык.
Поэтому искушенному и пресыщенному читателю рекомендую, нет, не тому, кто много шлака ест, и считает себя поэтому многочитающим, а тому, кто действительно умеет в литературные удовольствия. Ну, а кто попроще, вы, эта, читайте тысячи оттенков серости. Благо, для вас сейчас вся графоманская индустрия строчит, некоторые даже нобелевки берут.
Иные же, кто не только лишь все же (как говорит современный И.О Черномырдина) добро пожаловать в новую колыбель литературы.

лит_рид

Литмаркет