Больше рецензий

-273C

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 ноября 2012 г. 20:37

1K

5

Re:Re:Re: Комбре
"Осциллограф - это микроскоп времени," - сказал не помню кто и не помню где. Но что же в таким случае есть проза Марселя Пруста? Должны ли мы отнести ее к пытливому разглядыванию мельчайших воспоминаний, что и вправду сродни работе с микроскопом, когда посредством кропотливой и тонкой настройки мы внезапно заставляем возникнуть предмет нашего интереса из мутной пелены, или же наоборот, к большой и шумной охоте, где толпа метафор загоняет и настигает трепещущую крохотную деталь на бескрайних просторах памяти, невзирая на все выписываемые ею отчаянные петли и спирали? Да и так ли уж велика разница между этими двумя подходами, на самом-то деле? Наблюдая за своими героями из почти поднебесной и недосягаемой вышины, Пруст то и дело хищно пикирует на них, чтобы разъять своим безжалостным скальпель-пером очередную тончайшую деталь душевного механизма. Но поскольку глаз у него поистине орлиный, то читатель даже зачастую и не замечает этого, и ему кажется, что он все время и не покидал грешной земли, постоянно подслушивая из приоткрытого шкафа внутренние монологи героев или подглядывая за их душевным состоянием из-за занавески. Однако это своего рода анти-вуайеризм, практически полное отсутствие интереса к телесному в сочетании с невероятной наблюдательностью и поистине дьявольской фиксацией на деталях; пустая оболочка от поглядывания, наполненная новым, художественным содержанием. Плавно течет обычная жизнь, и в то время, как для стороннего наблюдателя может казаться, что в романе не происходит почти ничего, для персонажей происходит очень и очень многое. Они проживают свою жизнь, в то время как мы смотрим на них из-за стекла, вооруженные позволяющей видеть насквозь, назад и вперед оптикой. Но увидеть не значит почувствовать, и то, в чем нужно искать ключ к прустовской прозе - это в том, чтобы перестать быть сторонним наблюдателем и стать в некотором смысле тайным соучастником, поскольку время подвижно, и если не плыть в его ритме, то есть риск его утерять. Время здесь активный участник, хотя и никогда не показывается на сцене. И недаром этот цикл называется так, как называется, а не "Былое и думы". Удивительное сочетание действия с бездействием, мещанства с утонченностью, многословия с краткостью. Удивительный и неповторимый роман.

Комментарии


Хорошая рецензия. Резонирует с моим собрственным чувством, испытанным по прочтении В сторону Свана. Ибо, как говорил Мандельштам, нам нравится то, что мы способны узнать :)


Пруст то и дело хищно пикирует на них


Представила, как на меня пикирует усатый аристократ с утончённым лицом. Однако!


Вот взяли и опошлили Пруста и рецензию! Я теперь отделаться от этой чудной фантазии не могу.


Не опошлила, а визуализировала!


Спикирует, да как начнет пикироваться! Страшная картина.


Пруст очень помогает жить, а иногда и спать. Вот эта его способность к анализу очень терапевтична


И тот, кто с Прустом по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет)


Ваша правда


Читала последнюю часть- "Обретенное время"-, невероятно сложно для восприятия, судя по вашей рецензии, в этой части такой же стиль.
перестать быть сторонним наблюдателем и стать в некотором смысле тайным соучастником, поскольку время подвижно, и если не плыть в его ритме, то есть риск его утерять.- я предпочла быть соучастником автора, поэтому для меня прустовская проза оказалась... вневременной что ли, одной сплошной памятью. А само понятие "время" очень абстрактным, во всяком случае, не как линия, а как круг или сфера.
Очень хорошая рецензия, спасибо.


А само понятие "время" очень абстрактным, во всяком случае, не как линия, а как круг или сфера.


Да, это хорошее наблюдение, очень справедливое.


Да, Пруста читать действительно нелегко, но завораживает и притягивает невероятно


Пруст - это очень медленное чтение, безусловно. Его нельзя читать урывками, длинные затейливые фразы требуют долгой подстройки под ритм текста.