Больше рецензий

AntesdelAmanecer

Эксперт

весьма сомнительный

20 мая 2021 г. 04:12

3K

4.5 Крадучись*

Они приземлились на обочине космической дороги, отдохнули, оставили после себя мусор на поляне и улетели. На этом месте образовались шесть Зон Посещения. Это только одна из версий причин образования Зон Посещения. Есть и другие

Например, что никакого Посещения не было, что Посещение еще только будет. Некий высокий разум забросил к нам на Землю контейнеры с образцами своей материальной культуры. Ожидается, что мы изучим эти образцы, совершим технологический скачок и сумеем послать ответный сигнал, который и будет означать реальную готовность к контакту. Как вам это?



— Или вот. Посещение имело место на самом деле, но оно отнюдь не окончилось. Фактически мы сейчас находимся в состоянии контакта, только не подозреваем об этом. Пришельцы угнездились в Зонах и тщательно нас изучают, одновременно подготавливая к "жестоким чудесам грядущего.


Небольшой фантастический роман братьев Стругацких стал сразу популярным, он был переведен на многие языки, получил международное признание. Режиссер Андрей Тарковский, отложив все свои сценарии (он обдумывал возможность экранизации романа Достоевского "Идиот" и трагедии Шекспира "Гамлет"), попросил авторов написать сценарий для будущего фильма и приступил (не сразу и с большими трудностями) к съемкам. Первый отснятый фильм оказался на бракованной пленке и пришлось переписывать сценарий и снимать уже новый, по сути, фильм "Сталкер". Он снимался с такими трудностями, что читая об этом, съёмки можно приравнять к посещению Зоны, а Тарковского, Стругацких и всю съемочную группу, включая актёров, сравнить со сталкерами, которые в жизни, а не в романе преодолевали ловушки и мясорубки всевозможных начальств от культуры.

Б.Н. Стругацкий писал о сложностях работы над сценарием:

Борис Стругацкий о Пикнике на обочине и фильме Сталкер

Безвозвратно утрачены почти все варианты сценария фильма "Сталкер". Мы начали сотрудничать с Тарковским в середине 1975 года и сразу же определили для себя круг обязанностей. "Нам посчастливилось работать с гением, - сказали мы тогда друг другу. - Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения удовлетворил".

Я уже рассказывал и писал раньше, что работать над сценарием "Сталкера" было невероятно трудно. Главная трудность заключалась в том, что Тарковский, будучи кинорежиссером, да еще и гениальным кинорежиссером вдобавок, видел реальный мир иначе, чем мы, строил свой воображаемый мир будущего фильма иначе, чем мы, и передать нам это свое, сугубо индивидуальное видение он, как правило, не мог, -- такие вещи не поддаются вербальной обработке, не придуманы еще слова для этого, да и невозможно, видимо, такие слова придумать, а может быть, придумывать их и не нужно. В конце концов, слова -- это литература, это высоко символизированная действительность, совсем особая система ассоциаций, воздействие на совсем иные органы чувств, в то время как кино -- это живопись, это музыка, это совершенно реальный, я бы даже сказал - беспощадно реальный мир, элементарной единицей которого является не слово, а звучащий образ. Впрочем, все это теория и философия, а на практике работа превращалась в бесконечные, изматывающие, приводящие иногда в бессильное отчаяние дискуссии, во время коих режиссер, мучаясь, пытался объяснить, что же ему нужно от писателей, а писатели в муках пытались разобраться в этой мешанине жестов, слов, идей, образов и сформулировать для себя, наконец, как же именно (обыкновенными русскими буквами, на чистом листе обыкновеннейшей бумаги) выразить то необыкновенное, единственно необходимое, совершенно непередаваемое, что стремится им, писателям, втолковать режиссер.

В такой ситуации возможен только один метод работы - метод проб и ошибок. Дискуссия... разработка примерного плана сценария... текст... обсуждение текста... новая дискуссия... новый план... новый вариант - и опять не то... и опять непонятно, что же надо... и опять невозможно выразить словами, что же именно должно быть написано СЛОВАМИ в очередном варианте сценария...

Всего получилось не то семь, не то восемь, не то даже девять вариантов.

Последний мы написали в приступе совершеннейшего отчаяния, после того как Тарковский решительно и окончательно заявил:

"Все. С таким Сталкером я больше кино снимать не буду"... Это произошло летом 1977-го. Тарковский только что закончил съемки первого варианта фильма, где Кайдановский играл крутого парня Алана (бывшего Рэдрика Шухарта). Фильм при проявке запороли, и Тарковский решил воспользоваться этим печальным обстоятельством, чтобы начать все сызнова.

АН был с ним на съемках в Эстонии. И вот он вдруг, без всякого предупреждения, примчался в Ленинград и объявил: "Тарковский требует другого Сталкера". - "Какого?" - "Не знаю. И он не знает. Другого. Не такого, как этот". - "Но какого именно, трам-тарарам?!"

- "Не знаю, трам-трам-трам-и-тарарам!!! ДРУ-ГО-ГО!"...

Это был час отчаяния. День отчаяния. Два дня отчаяния. На третий день мы придумали Сталкера-юродивого. Тарковский остался доволен, фильм был переснят. И вот именно тот сценарий, который мы за два дня переписали и с которым АН помчался, обратно в Эстонию, был положен в основу фильма.

свернуть


Борис Стругацкий о придуманных словах
"Сталкер" - одно из немногих придуманных АБС (Аркадий Борисович Стругацкий) слов, сделавшееся общеупотребительным. Словечко "кибер" тоже привилось, но, главным образом, в среде фэнов, а вот "сталкер" пошел и вширь, и вглубь, правда, я полагаю, в первую очередь все-таки благодаря фильму Тарковского. Но ведь и Тарковский не зря же взял его на вооружение - видимо, словечко получилось у нас и в самом деле точное, звонкое и емкое. Происходит оно от английского to stalk, что означает, в частности, "подкрадываться", "идти крадучись". Между прочим, произносится это слово, как "стоок", и правильнее было бы говорить не "сталкер", а "стокер", но мы-то взяли его отнюдь не из словаря, а из романа Киплинга, в старом, еще дореволюционном, русском переводе называвшегося "Отчаянная компания" (или что-то вроде этого) - о развеселых английских школярах конца XIX - начала XX века и об их предводителе, хулиганистом и хитроумном юнце по прозвищу Сталки.
свернуть

Моё чтение было похоже на попытку прокрасться в Зону, только это было совсем не опасно, а увлекательно и интересно.

Я прониклась этой книгой. Меня Зона притянула и уже не отпускает. Теперь со мной навсегда Рэд, его жена Гута и дочь с ласковым прозвищем Мартышка, Кирилл и Артур.

Зоны Посещения необитаемы, в них не могут жить люди и животные. Многие из тех, кто не успел вовремя эвакуироваться из Зон, пострадали - ослепли, перенесли неизвестные человечеству болезни. Зона содержит в себе большое число аномалий, в том числе и различных ловушек, опасных для человека. Расположение аномалий в зоне постоянно меняется, поэтому передвигаться по ней чрезвычайно опасно. Но эти аномалии не проникают в город.

Сталкеры проникают в Зону, в основном с целью подзаработать на продаже найденных артефактов, а ученые, изучая найденные предметы, совершают определенный прогресс в науке. Но что-то мало это изменило в жизни людей.

А вот город меняется, от близости к Зоне, в нем появляются странные новые жители (ожившие покойники), дети сталкеров все больше теряют человечность. И в то же время, когда я читаю о Мартышке, склонившей голову к деду (ожившему покойнику), мне она кажется более человечной многих других персонажей книги.

Зона - это таинственное место, посещая которое можно найти опасные для человека предметы, и они могут погубить, а могут послужить во благо. Зона выявляет темные и светлые стороны человеческой души, кто-то становится алчным и корыстолюбивым, а кто-то совершает несвойственные ему гуманные поступки.

С преодолением каждой ловушки - смертельной для человека жары, серебряной паутины, мясорубки можно приблизиться к Золотому шару и попросить исполнить самые сокровенные желания. Какими они будут зависит от человека, шар сам при обращении к нему может понять спрятанное на глубине.

Что символизирует Золотой шар, каждый может определить для себя сам. Об этом немало написали литературоведы и критики, я их не читала.

Новый город Хармонт, новые персонажи, новые впечатления, совсем не те что в фильме, но мне кажется, что сценаристы сумели гениально вытянуть один из основных посылов романа, а то что написал Тарковский о героях своих фильмов, я могу легко отнести и к персонажам книг братьев Стругацких, а именно к противоречивому Рэду Шухарту.

картинка Moon-Is-Up

______________________________________

* stalker - преследователь, to stalk - подкрадываться

Персона грата
Книжное государство
Уютная кофейня

Комментарии


Название хорошее и в цель.
Помнишь стих Цветаевой - Прокрасться?

Все версии зон на самом деле могут быть верны.)
Вик, смотрела фильм - Прибытие? Там про контакт с инопланетной расой.
Чудесный фильм.
А, вспомнил, ты говорила что смотрела..
Там тоже эта трудность общения, скорее общение - всем прошлым своим и душой.

он обдумывал возможность экранизации романа Достоевского "Идиот

Кстати, в своём последнем фильме - Жертвоприношение, Тарковский во многом исполнил свою мечту об Идиоте.
Там обыгрывается, во всяком случае этот роман.
Да и есть что то эховое от "Пикника".

Моё чтение было похоже на попытку прокрасться в Зону, только это было совсем не опасно, а увлекательно и интересно.

Здорово)
Как зона?

Что символизирует Золотой шар, каждый может определить для себя сам. Об этом немало написали литературоведы и критики, я их не читала.

И правильно, что не читала)
Иногда такие "вумные" теории отвлекают от интимного общения с текстом.
А по твоему, что это за шар золотой?

Спасибо за прелестную рецензию, Викуш)


Помнишь стих Цветаевой - Прокрасться?

ага, вот именно так хотелось)
"Пройти, чтоб не оставить следа,
Пройти, чтоб не оставить тени"

Но моя задумка не получилась, к сожалению.

смотрела фильм - Прибытие? Там про контакт с инопланетной расой.

Да я помню фильм, хороший фильм. Саш, я почему-то в фантастике не очень интересуюсь контактами, инопланетянами, сверхспособностями. Интересен только человек как и в любой другой литературе.

Там тоже эта трудность общения, скорее общение - всем прошлым своим и душой.

вот-вот, трудность общения со своей душой, с самим собой, с ближними и дальними, большими и маленькими, со всем миром и природой.

Кстати, в своём последнем фильме - Жертвоприношение, Тарковский во многом исполнил свою мечту об Идиоте.

надо пересмотреть, я помню, что все ждут апокалипсиса и поливают сухое дерево.

Как зона?

Судя по моей рецензии, мне удалось вынести какую-то пустую "пустышку")) Перечитала и поняла еще раз, что я не могу донести свои мысли и впечатления, как будто кто-то или что-то меня сдерживает))

А по твоему, что это за шар золотой?


ой) шар или комната из Тарковского это же тайна. Я не могу однозначно сказать, что это. Ближе всего мне что-то типа нашей совести, место в котором ты можешь увидеть самого себя, свою душу. Почти страшный суд получается)
Саша, спасибо тебе за доброе внимание к моему отзыву)


но моя задумка не получилась, к сожалению.

Брось, всё получилось, для внимательного читателя)

надо пересмотреть, я помню, что все ждут апокалипсиса и поливают сухое дерево.

Здорово. Прям описала человечество в наши дни)

Судя по моей рецензии, мне удалось вынести какую-то пустую "пустышку")) Перечитала и поняла еще раз, что я не могу донести свои мысли и впечатления, как будто кто-то или что-то меня сдерживает))

Перечитал твою прелестную рецензию.
Вик, удалась рецензия. В ней много тонкого. У кого есть вкус и голова - тот всё поймёт. А разжёвывать для них.. уволь.

Ближе всего мне что-то типа нашей совести, место в котором ты можешь увидеть самого себя, свою душу. Почти страшный суд получается)

Кстати, можешь это в рецензию вписать. Дивная мысль.

Хорошего дня. Вик)


Саша, кто-то наши комментарии минусует) Хоть бы написали, что не понравилось, я бы почитала. Критика это интересно.
Вообще забавно, что минусуют, значит читают. Это неожиданно для меня)
Ты слишком добр к моим попыткам рецензий. Но это приятно, спасибо)
И тебе, Саш, хороших выходных)


С удовольствием почитала ваши комментарии и заплюсовала всё :) Интересные рассуждения и сама рецензия тоже.


Спасибо!:)


Может у тебя тайный поклонник появился?)
И ничего я не добр к твоим рецензиям.
Разве я виноват что они мне нравятся? )