Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 мая 2021 г. 00:43

2K

5 Всё смешалось в доме Ванюшиных

Полвека отделяет пьесу Найдёнова от «Грозы» А. Н. Островского. Но в изображаемой купеческой среде, похоже, мало что изменилось. Не случайно купечество было самым консервативным сословием русского общества.

Итак, действие снова разворачивается в городе на Волге, правда, на этот раз в городе безымянном. Снова показана патриархальная семья в состоянии кризиса. Семья, как известно и как ни банально это прозвучит, – ячейка общества, потому в ней, как в капле, отражается целое – общественный кризис начала ХХ века.

Купец Александр Егорович Ванюшин – глава большого семейства. Человек серьезный, строгий, требовательный. У такого не забалуешь! «В нем есть что-то подавляющее, гнетущее, исключающее впечатление человека доброго и простого, хотя этими качествами старик наделен природой в достаточной степени».
Во главу угла Ванюшин поставил деньги, пренебрёг иными ценностями. «Только торговля на уме-то... Бога забыл», – сетует его жена. Но, вместе с тем, человек он не жадный: постоянно кормит обедами Щёткиных, обрывает недовольного этим сына: «А тебе жалко?». Как и любому в его среде, Ванюшину очень важно общественное мнение. Поэтому-то надо и муку покупать не менее чем на 60 рублей, и скрывать ото всех, что у дочки семейная жизнь не заладилась, и при любых обстоятельствах делать вид, что в доме всё идёт хорошо. Ради успешной торговли, получения кредита и сохранения репутации старик готов даже пожертвовать судьбой сына.

Действительно, внешне в доме Ванюшина всё чинно и благопристойно. Но какие же там разыгрываются бури!

Арина Ивановна: Все у нас тихие и смиренные...
Алексей. При отце... а за пазухой ножи у всех... Противно дома жить.

Нет в семье тепла, душевности. Например, семейный обед проходит молча, в какой-то гнетущей атмосфере, и это при том, что глава семьи на сей раз в на редкость хорошем расположении духа. Ванюшин и хотел бы сказать ласковое, ободряющее слово дочери, брак которой потерпел крах, да не умеет, вместо этого только обижает ее, ведет себя бестактно. Вот почему дети побаиваются отца, при его появлении разбегаются, предпочитают не показываться ему на глаза.

Не радуют старика дети, совсем не радуют. А ведь старался для них, кормил, одевал, всем образование дал, обо всех позаботился, как мог, как разумел. Старший, Константин, «вечно хмурый, недовольный», – сплошное разочарование: у него нет ни малейшей склонности и интереса к отцовскому делу. Эгоистичный и озлобленный, он кичится своей образованностью, но образование не обеспечивает ему высокой нравственности. Как цинично он предаёт Леночку! И ни малейшего раскаяния. Младший сын, Алексей, изгнан из гимназии, волочится за недостойной, с точки зрения отца, женщиной. С дочерьми тоже не всё просто. Клавдию «пять лет замужества состарили и искалечили», ее муж, хамоватый чиновник, всё время требует с тестя деньги. Людмила вообще опозорила родителей, сбежав через неделю после свадьбы от пьяницы-мужа. Аня и Катя еще подростки, но и в них чувствуются дурные задатки: уж больно девчонки любопытны и непочтительны с матерью.

Ванюшин искренне переживает за детей, что «все врозь», не приспособлены к жизни: «Несчастные, все несчастные!.. Души у них у всех несчастные». Вовсе не злой он человек, и горько ему оттого, что не находит ни в ком понимания и сочувствия: «Для них старался, для них делал -- и всем врагом стал. (…) Грозен, боятся... А знают ли они, как смотреть-то на них жалко? Не чувствуют, ничего не чувствуют... Словно не отец я им». И для чего он тогда жил? Ведь все его старания и труды просто утрачивают смысл.

Причину сложившейся ситуации объяснит ему Алексей:

Вот в том-то и дело, папаша, что мы жили наверху, а вы внизу. Внизу вы работали, трудились, чтобы нам жилось спокойно наверху… и мы жили как кто хотел, как бог на душу положит (…) Вы знали, что мы чему-то учимся, что-то читаем, где-то бываем, но как мы воспринимаем, где бываем -- вы этого не знали. (…) Вы рождали нас и отправляли наверх. Редко мы спускались к вам вниз, если не хотелось пить и есть, а вы поднимались к нам только тогда, когда находили необходимым ругать нас и бить. И вот мы выросли, мы сошли сверху уже взрослыми людьми со своими вкусами, желаниями и требованиями; и вы не узнаете нас; вы спрашиваете -- откуда мы такие? Как, должно быть, тяжело вам!

Финал пьесы мне показался несколько «чрезмерным», что ли, не соответствующим общей «температуре» действия. Но вот оглушающее одиночество отца семейства в многолюдном доме, его драму автор дал возможность прочувствовать в полной мере. Ванюшин очень поздно осознал, что время упущено, что дети выросли не такими, как ему хотелось, сформировались фактически без его отцовской заботы, без интереса к ним, к их жизни, мыслям, надеждам. Заботясь о материальном достатке, он никогда не задумывался, кто чем дышит, что любит, о чем мечтает. По-своему любил детей, но совершенно не умел проявить свою любовь (драматург неоднократно акцентирует на этом внимание). И вот теперь он чувствует свою вину, жгучее раскаяние, но уже ничего не переиграть. Его уже не волнует, «что люди скажут», как в начале пьесы. Теперь важнее, что с душами детей, а там «тьма, корысть да вражда. Деньгами тут не поправишь». Думаю, вот это прозрение и острое переживание своей вины и подтолкнуло его к последнему поступку. А «событием-откровением» стала для него исповедь и последующее причастие в храме, во время которого он плакал так, что «на всю церковь слышно было». Не случайно автор показывает, что дом Ванюшина окнами обращен к храму: для старика оказывается возможным внутреннее очищение.

С. Найдёнов обличает купеческий уклад, косный, замшелый, тёмный, основанный на домостроевщине. Причина распада семьи, разрыва связей между поколениями видится не столько в характере ее главы, сколько в той надличностной силе, жертвами которой становятся абсолютно все герои пьесы. Силе, определяющей жизнь купеческого сословия, побуждающей служить «золотому тельцу», жить с оглядкой на людское мнение, ради торговых интересов жертвовать счастьем своих близких.

Пьеса прочитана в группе «Драматургия».

Комментарии


Только торговля на уме-то... Бога забыл», – сетует его жена.

Жизнь так сетует...
Фильм хороший по этой пьесе. Кайдановский там...

но, вместе с тем, человек он не жадный: постоянно кормит обедами Щёткиных,

Улыбнули)

пример, семейный обед проходит молча, в какой-то гнетущей атмосфере, и это при том, что глава семьи на сей раз в на редкость хорошем расположении духа. Ванюшин и хотел бы сказать ласковое, ободряющее слово дочери, брак которой потерпел крах, да не умеет

Как то в деревне бывал на таком обеде у знакомого. Жуткая тишина, да.
И хорошо вы подметили: не умеет...
Точнее, забыл, как это делать.

Людмила вообще опозорила родителей, сбежав через неделю после свадьбы от пьяницы-мужа.

Во времена были.. дочку не жалко а мнение незнакомых людей жалко.

Надличностная сила...
Хорошо сказано. Прям древнегреческий рок.
Спасибо за рецензию и хорошего, тёплого дня вам)


Саша, это Вам спасибо за неизменное внимание к моим заметкам и всегда тёплую оценку))
Экранизацию с Кайдановским, Гурченко и Соловей я видела, она действительно снята неплохо, по крайней мере, бережно по отношению к первоисточнику.
И да, Вы совершенно верно заметили: та самая надличностная сила чем-то сродни року древнегреческой трагедии, человеку с ней не совладать, он оказывается ею раздавлен.
И Вам тепла и света))