Больше рецензий

9 мая 2021 г. 11:31

Лучшее на Лайвлибе

2K

5

Я почему-то не ожидала, что о войне тут будут лишь вспоминать в прологе и эпилоге. В основном это история о взрослении, о том, как школьники сталкиваются со взрослыми проблемами. Война даже немного отвлекает. В первой половине книги я время от времени думала: а будет ли дальше автор описывать военные действия, покажет ли подвиги этих ребят? Хотя и без этого в повествовании немало переживаний.

Здесь идет война за детские души. Ребят воспитывают люди, прошедшие Первую мировую и гражданскую войны, и идеалы прививаются соответствующие: верность партии, ее неоспоримый авторитет, жажда подвига. Когда маму главной героини сравнили с Жанной д’Арк, Искра поправила: “Комиссар!” и подумала, что Жанна д’Арк – это, конечно, хорошо, но комиссар лучше.

Но дети взрослеют, сталкиваются с альтернативными взглядами и творчеством “упаднических” поэтов, и понимают, что жизнь не так проста, как казалось ранее. Кто-то начинает бунтовать осознанно, кто-то – интуитивно, но все неизбежно выходят из-под родительской опеки и начинают думать и поступать по-своему.

Столкновение казенщины и здравого смысла интересно показано на примере противостояния завуча и директора школы: Валентины Андроновны и Николая Григорьевича. Вроде бы оба преследуют одну цель: воспитание социалистической молодежи, но у одной воспитание строится на безусловном подчинении и авторитете, а другой стремится разбудить все лучшее, что есть в детях: и командный дух, и женственность/мужественность, и сочувствие. И так горько от того, что внешне побеждает казенщина – хотя дети прекрасно чувствуют, как нужно поступить в той или иной ситуации, чтобы это оказалось правильным – и так и поступают, несмотря на грозящие неприятности со стороны взрослых.

В общем, это прекрасное произведение о становлении личности, о честных и сильных подростках. Они сталкиваются с неоднозначными ситуациями, которые интересно обсудить. Поступок Вики выбивается из общего фона, и ее как раз сложно назвать сильной и принципиальной, и вообще не совсем понятно, как к ней относиться (воспитание сказывается, она слишком “другая”). Несомненно одно: ее одноклассники раз за разом выбирали верно, и сделали все, чтобы поддержать товарища в беде.

Прочитано в рамках Собери их всех!

Комментарии


Если есть желание обсудить,я за)Есть что-то, что не понравилось в книге?Как тебе поступок Вики?


Я пока перевариваю) В целом все понравилось, хотя немного странно было читать про зарождающуюся сексуальность девушек, эти сны с поцелуями. Хотя, почему же нет? Девушки во все времена +- одинаковые))

А самоубийство есть искушение рассматривать как трусость. Вика как будто даже не пыталась противостоять ситуации, по крайней мере, так казалось. С другой стороны, ее ведь не оставили бы в покое, на этом собрании наверняка бы и довели, и заставили или отречься от отца, или осудили бы похлеще того мальчика, которого директор назвал "средний род" за то, что девочку ударил. Но мальчика хотя бы судили за его собственный поступок, а тут - Вика-то ни в чем не виновата. (Я так, кстати, и не поняла: продавал ее отец чертежи или нет? Хотя в контексте осуждения Вики это ни при чем, ей в любом случае досталось бы ни за что, и это клеймо предателя останется навсегда).

Вообще ужасно такое давление. Причем я обратила внимание, что взрослеющие ребята все равно поступают вопреки этому давлению, стараются действовать в соответствии с велениями совести и разума. Это вот "Не рассуждать, а верить" - ужас, вопреки всей человеческой природе. Всегда власть старается загнать народ под иго. Местами это читается, как антиутопия))

Возвращаясь к Вике - стержня в ней, конечно, нет, и с ее характером я даже не придумаю, какой альтернативный выход она могла бы избрать. Искра бы наверняка выкрутилась в подобной ситуации, а Вика и так стояла особняком, и клеймо "врага народа" для нее было, наверное, лишь вопросом времени. Самоубийство - однозначно слабость, но иначе она бы смогла лишь склонить голову и так и проползала всю жизнь на коленях, даже озлобиться толком вряд ли смогла бы. Если бы не "казенщина", не собрание - наверное, как-нибудь выкрутилась бы. Ведь класс ее поддерживал. Но вся остальная школа однозначно осудила бы, наверняка, провокаторы нашлись бы, а толпой управлять легко. Получается, режим все-таки виноват?


Я не очень хорошо знаю ту эпоху, поэтому в целом не понимаю,что Вике грозило кроме "позора". Друзья то были за нее, в целом стояла бы на своем, от отца не отреклась бы.Ну исключили бы из комсомола, из школы то вряд ли,за что?Ну даже и из школы, перешла бы в иную.
Конечно, это должна быть сила воли огромная, твердость,но она ведь не была одна,не стала изгоем, наоброт все ее поддерживали в классе.Так что мне ее поступок кажется слабостью несколько рафинированной, эгоистичной девочки, которая слишком идеализировала отца и поэтому его позор так по ней ударил.Она выбрала лёгкий путь не думая о нем, хотя ему в лагере ведь тоже нужна была живая дочь,уж не говоря про то,как все обернулось.
Поэтому поступок директора мне не понятен, тут я скорее мать Искры поддерживаю, а эта театральная ситуация мне не близка.Зачем надо было всю школу звать на похороны, провожать ее как героя? Писатель из слабой девочки сделал прям жертву репрессий,вложил в нее больше символов,чем реальности, как мне кажется.
А чертежи отец не продавал,иначе его бы не выпустили,имхо.
Для меня вообще самым интересным персонажем была Искра, а тебе кто понравился?


Тут, мне кажется, юный возраст сыграл роль. Может, ничего действительно страшного в этом позоре не было бы (хотя это и по карьере могло ударить, по идее), но в 16 такие вещи воспринимаются как настоящая катастрофа. И подсказать ей было некому. А тут еще весь класс за нее - она вполне могла решить, что не по-товарищески взваливать на них такую ношу)

А директор, мне кажется, не как героя ее провожал. По крайней мере у меня не возникло такой мысли. Школа проводила свою ученицу. Да, он там говорил про трагическую гибель, про казенщину и злое слово. Но этим он воспитывал всех остальных ребят: учил их состраданию, учил думать над своими словами и поступками, учитывать их последствия. Ведь, как ни крути, сама Вика не была виновата ни в чем, и ее смерть действительно была трагедией. А если бы хоронили втихаря, тогда как раз мог бы возникнуть ореол мученичества: сгубили, приказали забыть, окрестили врагом, а ведь у нее были друзья, которые говорили бы обратное. Так что директор правильно поступил, мне кажется.

Да, про то, что отца выпустили, я не подумала.


Ну как же Вика не виновата,если она сама себя убила? Смерть точно страшнее проблем с карьерой и осуждения публичного, вот на это автор не сделал упор. Директор вроде нигде не осудил ее, хотя как раз на ее примере можно было научить ребят стойкости,не сдаваться, не зависить так сильно от чужих слов.Если бы все были как Вика, то как победили бы фашизм, ведь люди такое выдерживали в войну,что в мирное время и представить нельзя.
Интересный у тебя взгляд про похороны, я задумалась.Но альтернатива ведь не была "втихаря", просто пошли бы только реально близкие друзья, без шествия всей школой.

Тебе вообще директор понравился?
А как тебе момент, когда Артем(не путаю я имя?)избивал старшеклассника,который слух пустил про арест отца Вики?


Извини, что поздно отвечаю, замоталась(

Не виновата - я имею в виду, в действиях отца. Ее ведь осуждают из-за его поступка.

А я даже не задумывалась о том, что можно было на примере ее осудить слабость и научить стойкости. Мне кажется, эти качества уже и так с детства воспитывались у всех почти детей, кроме, видимо, интеллигентных - там упор шел на другое. Да и не зависеть от чужих слов, когда против тебя одного сплотился весь коллектив (а я сильно сомневаюсь, что одноклассники твердо стали бы на сторону Вики, они бы только попытались смягчить удар - ведь Искра придумала сказать "осуждаю" по отношению к действиям отца).

А вот наглядно показать, к чему может привести формализм и жестокие слова - это ведь действительно важно. Это как дополнение к основному воспитанию, чтобы дети, исполняя свой долг, не зарывались. Это и к войне имеет отношение - ведь система в лице завуча учила их видеть врага в человеке, которого они знают с детства, с которым вместе учились и делили хоть не всё, но какие-то тревоги и радости точно. Фашист фашистом, тут все понятно в плане стойкости. Но если вот так без разбора видеть врагов во вчерашних друзьях (а, как выясняется, вину отца Вики не доказали) - то и воевать будет не за кого. И тогда уж точно сложно будет победить, если подозревать врагов во всех подряд. Мне кажется, именно этот урок пытался преподать директор.

Директор мне понравился, он, несмотря на систему, человечный. Вроде бы и придерживается основных "правильных" взглядов, не просто так же комиссар (или кто он там был)), но и не забывает, что перед ним - не винтики системы, а люди. Особенно мне понравилось его решение повесить в женских туалетах зеркала))) Все равно ведь природу не вытравишь)) А как тебе этот момент? Жалко, что его сломали и он, хоть и остался директором, но уже действовал с оглядкой.

Зачем Артем пошел бить этого старшеклассника, я не особо уловила. Ну то есть понятно, что за трёп, просто можно же было как-то иначе решить. Тем более, что для старшеклассника Вика была вообще никто, Зиночка тоже не уточнила, что про это лучше молчать. Мальчишек не понять)


Поняла твою точку зрения, но мне ближе Макаренко)У него в книге тоже было самоубийство,но он явно отрицательно прошёлся по этому случаю.Хотя там ситуация иная была,несчастная любовь. Я просто оч не люблю в книгах самоубийства, особенно юных, без реальных причин.Одно дело болезнь или грозящая смерть мучительная, но иначе по мне это очень плохой пример решения проблемы, а уж пышные похороны это вообще мечта многих подростков.Из серии вы меня не цените, обижаете, вот потом будете плакать на похоронах (как у Вики вышло) .Мне понравился момент смерти Эммы Бовари,в том смысле что автор показал,что это боль, грязь и никакой красоты не будет.

Насчёт стойкости -может вначале века она и была у детей, но точно не в наше время, мне кажется сейчас дети более мягкотелые, хотя это может и не плохо.

А насчёт ее вины - когда папа Вики был в фаворе, она пользовалась благами,которые сама не заслужила, отношение к ней было лучше, чем к обычным детям (у завуча точно) Поэтому,как только отца забрали, все с тем же преувеличением вернулось,но уже с отрицательной стороны.Хотя конечно это ужасно,вина отцов на детей не должна ложиться в любом случае.

То что ты пишешь про формализм,жестокие слова и врагов совершенно правильно,но опять скорее утопия,времена меняются,а это неизменно:( Поэтому единственный вариант учить стойкости детей, но не знаю как это делать,только быть рядом и подставить плечо.

А мне директор не оч нравится, хотя он такой весь положительный.Он моментами жесток, говорит гадости завучу, учит ненавидеть.у меня даже в рецензии есть его цитаты, умейте ненавидеть врагов.Вот может как раз благодаря умению ненавидеть завуч и ненавидела его,Вику (предположим просто)
Врагов народа ненавидели по той же причине.

Зеркала это удобно,он вообще молодец, например смешанные этажи для школьников.Но для меня зеркало это не признак кокетства,это просто инструмент гигиены,как раковина.Надо быть опрятным,как без зеркала увидеть что внешность не в порядке, грязь на лице,в беспорядке волосы и проч.

Но мне вообще позиция автора о женщинах не оч понравилась,такая устаревшая)


Хотела сказать, что автору после войны, наверное, не хотелось показывать излишне много страданий, а потом посмотрела дату написания - 1984 год =) Вообще я согласна, что самоубийство - никогда не выход. Но для Вики вся эта ситуация явно была ударом, и ее выбор я понять могу.

Дааа, Флобер отлично все описал) Наверное, у Васильева действительно не хватает чего-то подобного, ведь книга для подростков в основном. А то правда получается, что уснула крепким сном и всё, слава и почет. Об этом я не подумала, акцентировала внимание на другом. А ведь подростки могут совершенно иначе смотреть, и, скорее всего, воспринимают именно красоту этого момента, а не трагичность и бессмысленность(

А ненависти учат нас все, мне кажется. Большинство, по крайней мере. О той же войне когда рассказывают, так неизбежно звучит "фашисты", "вероломно" и прочие громкие слова, вызывающие сугубо ненависть. Читала нон-фикшн по истории Воронежского края 1968 года издания, так там встретилось выражение "белогвардейская нечисть". Эта ненависть, наверное, в подкорку вбивалась. По крайней мере, необходимо было выражать ее публично. Грустно, конечно, и в директоре эта черта нехороша, просто доброго в нем больше.

А какая позиция о женщинах устаревшая? Мне показалось, что автор выступал против лозунга, что женщина - равноправный товарищ и что отношения между мужчиной и женщиной должны строиться чуть ли не как в армии) Вообще видится какой-то протест против жесткой структуры в сторону чувств. Не только в отношениях мужчина-женщина, но и в целом между людьми (поэтому, мне кажется, и включена именно такая сцена похорон, душевная). Не знаю, что у нас в стране в эти годы происходило, в 80е. Может, тут какая-то реакция на актуальное время? Хотя оттепель уже прошла, не должно бы так жестко все быть.

А вообще, что плохого в чувственных отношениях?) Или думаешь, автор переборщил с бедрами и губками?))


А так в чувственных отношениях ничего плохого)


Мне кажется,у автор именно на это упор,что женщины не равны мужчинам.Может он реально на что-то тогда понятное всем отвечает,может тогда женщины как лошади были, а он хочет женственности. Но все эти советские мудрости,типа дело женщины - любовь,забота о мужчине, а мужчины -работа, мне как то режут глаза) Что разве мужчине не нужно любить,заботиться?Не люблю разделение: ты девочка, ты должна то,а это мальчик,он должен то. Такая установка,типа будь девочкой,знай свое место, манипулируй губками, хитростью мужчину заставляй камни ворочить и прочее мне личные не нра)


Ну да, женственность женственностью, но автор перестарался))


Искра, наверное, и есть самая интересная) Практически символ эпохи, трудовая лошадка социализма. Сложно сказать, кто понравился. Искра лучше всех раскрыта, ну кроме Зиночки - но та слишком легкомысленная какая-то.