Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

8 мая 2021 г. 13:30

1K

3.5 История — это колесо.

Все повторится на этом пути
И ультиматумы и компромиссы...
(Ундервуд)

Мир Энтони Бёрджесса.
Писатель разделил земной шар на два Союза: СОАНГС (Союз Англоговорящих Стран) и СОРГОС (Союз Русскоговорящих Стран) и перенаселил его по максимуму. Действие происходит в так называемом Лондоне, границы которого расширились, а вся территория застроена впритык стоящими небоскрёбами. При подобной плотности населения и недостатке продуктов питания, главная цель правительства - сокращать рост, уменьшать рождаемость, одобрять однополые браки и стерилизацию.
Герои.
Для более близкого знакомства с системой и образом жизни писатель выделяет семейную чету Фоксов: Тристрама, учителя новой истории в Единой мужской школе южного Лондона, и Беатрису-Джоанну, "женщину до мозга костей, занимающуюся своим делом и социально, и биологически", а также их ближайших родственников. Второстепенных героев, изображающих толпу, много - в представителях народа наблюдается смешение черт всех рас.
Устами историка озвучивается идея цикличности человеческого существования.

Пелфаза, Интерфаза, Гусфаза; Пелфаза, Интерфаза, Гусфаза и так далее, и так далее – всегда, вечно. Что-то вроде непрерывного вальса…
спойлер
1. В Пелагийской фазе, или Пелфазе, великая либеральная мечта кажется близкой к осуществлению. Греховная жажда стяжательства отсутствует, грубые желания находятся под разумным контролем. Владельцу частного капитала, например, алчной личности в цилиндре, нет места в пелагианском обществе. Следовательно, Государство контролирует средства производства, Государство является единственным боссом. Но воля Государства является волей гражданина, следовательно, гражданин работает на себя. Нельзя представить себе более счастливой формы существования!
2. Правители разочаровываются, когда обнаруживают, что люди совсем не так хороши, как они о них думали. Упоенные своей мечтой о совершенстве, правители приходят в ужас, когда печать сломана и они видят людей такими, какие они есть. Возникает необходимость попытаться силой заставить людей быть добропорядочными. Законы переутверждаются, грубо и поспешно, на скорую руку сколачивается система проведения в жизнь этих законов. Разочарование открывает перспективу хаоса. Возникает бестолковщина, паника. Когда разум уходит, просыпаются животные инстинкты. Жестокость! Избиения. Секретная полиция. Пытки в залитых светом подвалах. Приговоры без суда. Вырывание ногтей клещами. Дыба. Пытка водой. Выдавливание глаз. Команда палачей для расстрела промозглым утром… И все это из-за разочарования. Интерфаза.
3. Правители шокированы собственными крайностями. Они обнаруживают, что мыслят еретическими категориями, думая о греховности человека чаще, чем о его врожденной добродетели. Они ослабляют меры принуждения, а результатом является полный хаос. Но к этому времени разочарование достигает крайней степени. Оно не может больше подталкивать государство к репрессивным действиям, в результате чего развивается некий философский пессимизм. Другими словами, мы втягиваемся в Августинскую фазу, в Гусфазу, где ортодоксальной является точка зрения, представляющая человека греховным созданием, от которого нельзя ждать ничего хорошего.
Со временем становится ясно, что в социальном смысле человек ведет себя гораздо лучше, чем вправе был ожидать любой пессимист–августинец, и поэтому начинает появляться что-то вроде оптимизма. И снова восстанавливается пелагианство. Мы опять в Пелфазе. Колесо совершило полный оборот…
свернуть

Сюжет.
А сюжет как раз и развивается по описанной Тристрамом окружности: Пелфаза, Интерфаза, Гусфаза... Нам остаётся только следить за сменой событий и декораций.
Пелфаза - почти коммунизм, да только женщина не имеет права рожать больше одного раза, независимо от результата, на руководящих должностях приветствуются castrato, при выборе кандидата изучается семейная родословная (если имеются братья и сёстры, то забудьте о повышении, безразлично, сколько у вас степеней или как хорошо вы справляетесь со своими обязанностями). Соболезнования в эти дни имеют чисто финансовое выражение, Беатриса-Джоанна как раз получает деньги за умершего ребёнка - этим эпизодом начинается книга. Она не из тех женщин, которые могут смириться с "несовместимыми притязаниями прямой и круга". "Коробка спальни, гроб кухни, ванная, в которую нужно было втискиваться почти как в платье", скудность питания - это её не беспокоит, а вот потеря ребёнка толкает на преступление...
Интерфаза изображена беспорядками, убийствами, разгулом преступности во всех проявлениях. Особенно красочно писатель изображает каннибализм, который становится привычной составляющей действительности. Человеческое мясо жарят на открытом огне в парках, на дорогах, не прячась и не смущаясь, из него готовят сосиски и консервы. Те, кто выковыривает это из консервной банки, считают себя цивилизованными каннибалами...
Анархия не может длиться вечно. Вот уже появились первые театральные представления, печатаются газетные листки, Министерство Бесплодия изменило вывеску на Министерство Плодовитости, мелкие капиталисты лезут со всех щелей как крысы - Гусфаза приближается...
Тема.
Отдельная повесть семейства Фоксов не так уж впечатляюща на общем фоне - измена Беатрисы-Джоанны, тюремное заключение Тристрама, рождение близнецов, война... - именно фон, изображающий течение истории, её ключевые моменты, лозунги, отношения человека и общества является основной темой книги.

Святой Пелагий, святой Августин или святой Аноним — кто? Узнаем сегодня вечером.

Впечатления.
"Вожделеющее семя" Энтони Бёрджесс написал в 1962 году, если бы я об этом не знала, то предположила бы, что написана она современным автором - слишком правдоподобно изображены гомосексуальные отношения.
Как антиутопия произведение показалось слабым, излишне быстро вращается колесо истории и происходит смена политических фаз. Эмоционально роман тоже не зацепил - сцены людоедства, убийства, войны и хаоса мелькали бездушными картинками.

Книга прочитана в игре Собери их всех! и группе Читаем классику вместе (игра "Цепочка")