Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2021 г. 03:21

1K

4.5

Читая ужасающе однозначные отзывы на эту книгу я, во-первых, опечалилась из-за своего выбора, а, во-вторых, подумала: "ну и ладно, отыграюсь потом в рецензии, чем книга хуже, тем веселее получится". И, закрыв последнюю страницу, я понимаю, что не примкнула к большинству, роман мне скорее понравился, и даже тот факт, что некоторых тайн нам так никогда и не раскроют, меня вовсе не коробит.

Юная Нелла, полностью готовая к началу семейной жизни и исполненная надежд, приезжает в столичный дом своего новоиспечённого мужа-купца из родной провинции. Однако, молодую хозяйку встречают крайне безразлично и прохладно, муж так и вовсе не торопится увидеться с новобрачной, а его сестра, похоже, не собирается уступать права хозяйки дома. В итоге на подушечках и покрывалах красуются инициалы Неллы, золовка уступает ей лучшую комнату, муж вежлив и щедр на дорогие подарки, но даже выпустить любимую птичку полетать по комнате Нелла не в праве, да и постель её остаётся девичьей, а сама Нелла - нетронутой.

А ведь чаяния у Неллы были самые простые - крепкая семья, дети, сытая и спокойная жизнь за спиной мужа... но всё оказалось не так просто, и Нелла, бродя по огромному мрачному дому, разглядывая картин на стенах и подмечая детали, будет постепенно разбираться в хитросплетениях взаимоотношений хозяев дома, слуг и прочих действующих лиц. Тайн здесь немало, и "Миниатюрист" с его детальными описаниями, с этакой "вещественностью" - шуршанием бархата, перестуком шагов, игрой света на серебре приборов, запахом сальных свечей, - мог стать прекрасным камерным психологическим романом о сложностях адаптации в новом обществе, о тяготах жизни некоторых социальных групп, о том, вправе ли один человек, заботясь о собственных интересах, вводить в заблуждение и рушить жизненные планы другого... да мало ли ещё о чём. Но автор решила добавить мистику, которая её и сгубила.

Потому что это только так кажется, что мистику вписать легко - мрачные коридоры, семейные тайны, и можно сюда смело сыпать что-нибудь эдакое. В этом жанре автор должен сказать или прямо почти всё, или очень мало, чтобы оставить немного пространства для воображения, но не чересчур. А Бёртон хватила с этим лишку, качественно нагнетая атмоферу и просто потерявшись в конце, сказав уже слишком много, чтобы оставлять читателю аж столько пространства. И у читателя в конце только одна мысль: "а зачем всё это было?".

И, тем не менее, несмотря на странную и оборванную линию миниатюриста, роман вышел неспешно красивым, загадочным, психологически достоверным и погружающе атмосферным. Его настроение похоже на крик внутри, при внешнем спокойствии. Если приготовиться к тому, что мистика здесь будет только ради самой мистики, и никакого расследования ждать не стоит, то и отношение читателей, привыкших к экшену, будет другим.