Больше рецензий

4 мая 2021 г. 14:47

262

5 "... Зло таится повсюду..."

"... Всякое расследование похоже на вашу головоломку.
У вас есть куски, которые надо сложить в определенном порядке. Нечто вроде мозаики…
Перед вами лежат маленькие кусочки разных цветов и форм,
и как бы причудливо ни выглядел каждый кусочек, ему надо найти место среди других!.."

Примечательно, что последней прочитанной у Агаты Кристи книгой до того, как я взялась за "Зло под солнцем", была "Смерть на Ниле". И вот с первых страниц в этом произведении я встречаю множество отсылок к предыдущей книге, хотя хронологически в цикле они не следуют друг за другом, а отделены между собой немаленьким послужным списком из расследований Эркюля Пуаро. И дело не только в том, что одна из героинь этого детектива говорит знаменитому сыщику, что слышала о нем от Корнелии Робсон - непосредственной участницы драмы, разыгравшейся на Ниле, и поведавшей всем историю убийства Линет Риджуэй и о роли Пуаро в его расследовании. Намного больше эти книги между собой роднит обстановка, в которой совершаются преступления, вплетение в сюжет любовных треугольников и определенные действия преступников, свидетельствующие об их криминальных талантах и необычайной тщательности в подготовке преступлений. Если бы речь шла о каком угодно другом писателе, а не об Агате Кристи, я бы отметила это сходство со знаком минус. Но королева детектива на то и королева, что даже отчасти повторяясь, она создает непревзойденные литературные шедевры!

Мне даже несколько жаль беднягу Пуаро... Преступления витают вокруг него как пчелы вокруг бочонка с медом. Куда бы и с какой целью не отправился эксцентричный бельгиец, всюду есть потребность в работе его серых клеточек. Как будто бы в любом уголке мира Пуаро поджидают изощренные преступники и неспособные справиться без него полицейские! Казалось бы, ну что может приключиться на уединенном островке, где в гостинице "Веселый Роджер" собралась приличная публика, желающая понежиться на морском берегу? Но, как это заведено у Агаты Кристи, не все постояльцы приехали туда лишь с целью отдохнуть... Одну из гостей находят среди скал задушенной. И вот уже "Веселый Роджер" может смело отбросить из своего названия веселое прилагательное. Да и в принципе попрощаться со своей репутацией тихого и спокойного респектабельного отеля...

Детективный набор, используемый Агатой Кристи в этом романе, опять таки не пестрит разнообразием. Во-первых, это излюбленный прием писательницы, когда жертва оказывается не из тех, кого бы читатель мог пожалеть или кому бы мог посочувствовать. Во-вторых, это иллюзия того, что публика, собравшаяся в "Веселом Роджере", подобралась случайным образом - расследование показывает, что не все постояльцы видят друг друга в первый раз, в чем поначалу пытались убедить окружающих. В-третьих, абсолютная герметичность круга подозреваемых. В-четвертых, это то, что на первый взгляд практически каждый из персонажей имел мотив к совершению убийства и практически никто не имел возможности, поскольку обладал тем или иным алиби. В-пятых, это показания героев, которые Пуаро, как Золушке, нужно разобрать по разным корзинам, отмежевав между собой правду, незлонамеренное заблуждение и откровенную ложь. В-шестых, это след прошлого, который неожиданно обнаруживается в нынешнем убийстве. Можно было бы и дальше продолжать, но думаю, что даже эти 6 пунктов дадут Вам возможность, если Вы почитатель творчества Агаты Кристи, прийти к выводу, что сюжетный макет у книги вполне соответствует тем сценариям, которые писательница обычно использует в своих работах. И, как по мне, парадоксально то, что в который раз строя свой детектив на тех самых китах, на которых уже было построено огромное количество ее произведений, писательница получает в итоге абсолютно уникальный и интересный результат!

Преступника в этот раз я не угадала. Да и вообще тот уголовный симбиоз, который создала Агата Кристи, меня необычайно порадовал, а сами злодеи удивили тем, как хитро и заморочено они спланировали преступление. Но здесь как в поговорке о шутке, повторенной дважды, - не стоило снова проворачивать то, что когда-то удалось. Удача не всегда будет на стороне злодеев.... Полицейские архивы помнят все, а серые клеточки Эркюля Пуаро способны связать воедино даже то, на что другие бы никогда не обратили внимания... Правда, меня разочаровала линия с наркотиками, найденными в бухте Эльфов - почему-то эта история так и не получила логической развязки. Как-то на фоне остального расследования ее предали забвению. Отдельно хочу остановится на том, что в этой книги Агата Кристи создала весьма колоритных и запоминающихся персонажей - болтливую миссис Гарднер и ее немногословного супруга, рубаху-парня Хораса Блатта и майора Барри, способного любую тему свести к Индии. Поскольку книгу я то читала, то слушала в начитке Александра Клюквина, нельзя не отметить то, что в его исполнении эти персонажи вышли бесподобными! Как резюме - очередной первоклассный детектив от Агаты Кристи не оставил меня равнодушной и подарил мне несколько часов настоящего литературного наслаждения. Несколько жаль, конечно, Пуаро, отдых у которого снова пошел насмарку, но он видимо к этому уже привык...

картинка missis-capitanova