Больше рецензий

sergei_kalinin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 ноября 2012 г. 12:51

282

3

Книга про вечно актуальный для любого бизнеса вопрос - как увеличить прибыль?

В принципе, все элементарно :) Любой бизнес - это такая денежная труба, в один конец которой денежки втекают, а из другого конца которой - постоянно утекают. Трубу эту надо любыми способами превратить в воронку: чтобы втекало МНОГО, а утекало из неё - МАЛО... А где-то посередине чтобы оседали в карманах у собственников заветные сверхприбыли :)

Сразу хочу предупредить, что книга - хорошая. В принципе, ей можно поставить твердую "пятерку". Правда, содержит она не 78 обещанных способов увеличения прибыльности бизнеса, а явно меньше :) Но даже если выбрать 10-20 из этих способов и довести до ума (т.е. внедрить) - то ощутимый эффект уже будет получен!

Для тех, у кого свой малый или средний бизнес (собственников, управленцев), и кто редко задумывается над оптимизацией / непрерывным повышением эффективности своего бизнеса, книга, несомненно, станет откровением :) В ней описаны все основные (но только основные :)) моменты снижения издержек и повышения прибыльности:

- прибыль должна стать главной целью организации не на словах, а на деле. Оценка и вознаграждение сотрудников должны учитывать не то, чем они занимаются вообще, а только на том, сколько реально прибыли они заработали для бизнеса

- вести жёсткие переговоры с поставщиками и смежниками, "прессовать" их, пока не скинут цены до миниммума

- последовательно избавляться от всех явных и скрытых нестратегических затрат: дорогой оргтехники и канцелярки, поездок бизнес-классом и т.д. и т.п.

- неприбыльных сотрудников безжалостно сокращать (по мнению автора, в любом бизнесе можно смело уволить 25-30% людей, без потери его эффективности)

...и т.д. В принципе, 95% предложенных автором способов сокращения затрат / увеличения входного cash flow для любого менеджера с образованием и со стажем работы от 3 лет будут простыми банальностями :) Но если вы "академиев не заканчивали" :) , и вообще "сам себе предприниматель" - книга будет очень полезна!

Теперь почему я поставил "тройку"... Два основных "минуса":

1) Книга проповедует "жёсткий" подход - построение сверхэффективной потогонной бизнес-машины, выдающей "на-гора" максимум прибыли. Эдакая соковыжималка-доилка прибылей из сотрудников и прочих доступных ресурсов...

Можно ли такую аццкую бизнес-машину построить на практике? Да легко! Но с некоторыми оговорками: а) это легко сделать на Западе, а не у нас. Ментальность другая. Многовековой опыт партизанской войны у населения опять же. Чем больше прессинг на наших работничков, тем изощреннее методы саботажа. И лично наблюдал множество ситуаций, когда очень правильные способы увеличения прибыльности просто буксовали и вязли в этом подпольном сопротивлении.

б) Майкл Портер в своей модели 5 факторов конкурентоспособности предложил замечательный термин "сила" (поставщика, клиента и т.д.). Это я о том, что "прогибать" под максимальную эффективность (прибыльность) своих поставщиков, своих собственных сотрудников и т.д. можно только в условиях очень развитого рынка. Иначе говоря, пока к вам (на вашем отраслевом рынке) не стоит очередь из жаждущих работать с вами поставщиков, персонала и проч. - гайки особо не закрутишь...

в) Увольняя людей, азартно сокращая и ужимая затраты на сотрудников, работодатель карму портит :) (или, как это нынче модно называется - свой HR-бренд :)). Проблема в том, что всякие "неприбыльные" статьи расходов (вроде отказа выписывать прессу на организацию, от представительских расходов и проч.) могут быть на самом деле серьезными (для сотрудников!) факторами нематериальной мотивации. Если их убрать, то сотрудники начнут искать эти самые факторы уже где-нибудь в другом месте...

Автор нематериальную мотивацию отрицает :) Считает, что это баловство, и что важно только денежное вознаграждение. Ну-ну... Так можно рассуждать, если вы лидер в своей отрасли, и ваши зарплаты раза в 1,5-2-3 выше тех, что по отрасли. Если зарплаты "как у всех", то людей удерживают на работе исключительно нефинансовые факторы. Так что, попробуйте - сократите их! :))))))))

От себя добавлю: любой бизнес - это определенная смесь эффективности и неэффективности, пропорция в определенных долях. Я фанат эффективности, но я против 100% эффективности :) Эффективными на 100% могут быть абстракции, механизмы, господь бог - но не живые сущности (люди, организации)!

Какова будет доля неэффективности в вашем бизнесе? В чём именно и почему вы её допускаете / разрешаете? Как вы будете контролировать / удерживать / разумно уменьшать данный уровень неэффективности? Объективных ответов на все эти вопросы нет. Ответом является философия бизнеса. Ценности более высокого порядка, чем тупо прибыль :)

2) Положа руку на сердце, предложенные автором советы, конечно, практичны... Но по сути - детский лепет! Всё очень "по верхам". Есть серьезные методологии (и в умелых руках - очень практичные :)), позволяющие действительно эффективно снижать затраты и увеличивать прибыль - бюджетирование, контроллинг, ABC costing, Lean, управление качеством, управление дебиторской задолженностью и т.д., и т.п.

В качестве резюме: неплохая книжка для начинающих руководителей/предпринимателей.

Главный "плюс" книги - действительно много идей, на что в своем бизнесе надо обратить внимание, чтобы снизить затраты / увеличить прибыльность. Некоторые из этих идей (для меня 5%) довольно оригинальны.

Главный "минус" книги - агрессивная идеология (сокращать всё, что только можно хирургическим путем, отрезать всё направо и налево!) на фоне довольно поверхностного изложения (нельзя "резать", не понимая правильного рыночного и организационного контекста, удобной ситуации, долгосрочных последствий и т.д.).

Из-за своей поверхностности книга получилась довольно провокационной. Я уверен, что найдутся предприниматели, которые, проникнувшись идеологией книги, с азартом начнут "резать" расходы в своём бизнесе. После чего поимеют кучу проблем... Ну что же, вот тут и нам, консультантам, работа будет ;)

Комментарии


Книга пока в планах к прочтению, но вот это показалось веселым-
"это легко сделать на Западе, а не у нас. Ментальность другая. Многовековой опыт партизанской войны у населения опять же. Чем больше прессинг на наших работничков, тем изощреннее методы саботажа. И лично наблюдал множество ситуаций, когда очень правильные способы увеличения прибыльности просто буксовали и вязли в этом подпольном сопротивлении"
1. Можно ли их назвать правильными, если они не принесли результата или принесли отрицательный?;-)
2. Вы долго работали и жили заграницей чтобы судить о западной ментальности? Во всех компаниях заграницей все работники легко прессуются? Западная это американская или европейская, или и та, и та?
3. Почему многие наши "работнички" успешно работают зарубежом? Получается наши работодатели не могли их заставить работать, а те смогли? Как так?