Больше рецензий

3 мая 2021 г. 12:03

635

0.5 "По-моему, хорошее стихотворение живет куда дольше, нежели сотня таких людей, вместе взятых."

Хочется начать данную рецензию со слов, что данная книга к прочтению не рекомендуется, вне зависимости от душевного состояния в котором вы находитесь – в депрессии или на пике радости. Более тяжелой, я бы даже сказал «душной» книги я никогда в своей жизни не читал. С момента прочтения книги и до написания рецензии прошел почти месяц. Размышлять о данном деструктивном произведении не было ни малейшего желания. Но обо всем по порядку…

Сильвия Плат – весьма посредственная поэтесса, из-под пера которой вышел разве сборник депрессивных исповедальных стишков и полуавтобиографическое нечто под названием «Под стеклянным колпаком». Возможно, Плат бы и дальше продолжила радовать эстетов «такой» творческой направленности, если бы не один казус. После публикации роман «Под стеклянным колпаком» не снискал славы у широкой публики. На фоне провала Плат не нашла иного выхода – только самоубийство. Причем выбор «выхода» очень оригинален. Признание и Пулитцеровская премия пришли к Плат посмертно, т.е. уже после того как она засунула голову в духовку (хотя версия об удушении в гараже продуктами сгорания двигателя кажется мне более вероятной, как минимум она менее идиотская нежели «голова в духовке»).

Пару слов об аннотации. Она лжива, вводит читателя в заблуждение. Конечно я понимаю, что, если б написали правду о книге или хотя бы кусочек сюжета, книга бы мало кого заинтересовала, как и в 1960 году. Приведу фрагмент аннотации:

«Но за красивым фасадом – показы мод, коктейльные вечеринки, знакомства с интересными людьми – скрываются равнодушие окружающих и проблемы новой, взрослой, жизни.»

В общем ничего из вышеперечисленного вы не увидите. Никаких попыток города сломать пустышку Эстер Гринвуд, никаких коктейльных вечеринок и никаких интересных людей. Максимум этой книги – это рассуждения о рвоте, о способах покончить жизнь самоубийством (лично я насчитал 8 попыток, даже специально загибал уголки книги в этих местах), о пустых главных героях, копирующих эмоции и увлечения окружающих, чтобы:

«Если и не стать счастливее, то стать крупицей умения среди других крупиц.».

Главный герой книги – Эстер Гринвуд, ее имя уже упоминалось в аннотации, человек-зеркало. Именно так ее и хочется охарактеризовать. От Дорин (лучшей подруги, сакцентируем на этом внимание) ей досталась циничность и раскованность, от матери маразм, навыки стенографии и религиозная чушь оставившая неизгладимый след. От друга Бадди (туберкулезного бойфренда) повальное увлечение к ботанике и химии, но такое же надуманное, ведь когда дело дошло до изучения этих наук, Эстер все спустила на тормоза, ведь

«так и голова может лопнуть, от сухих формул.»

Не знаю, что меня больше пугало в Эстер – маниакальное желание лицезреть "критические происшествия", отвратительные и пугающие вещи, ее синдром отличницы, психическая неустойчивость или желание во всем быть на ступень выше простых обывателей. Что же стало причиной событий, разворачивающихся в книге: Скупое детство, излишнее самокопание без объективных на то причин, ее незаинтересованность в том, чем она занимается? А может быть первопричина – «золотая клетка», когда есть все возможности для самореализации, но ты просто их не используешь и совсем не знаешь, чего хочешь сам. Зачем чем-то заниматься, если не испытываешь к этому тяги, какой бы то ни было заинтересованности. Синдром отличницы во всей красе? Смысла об этом задумываться нет, а тем более нет смысла пропускать через себя эмоции главной героини. Как в той поговорке про бездну, лучше даже не пытаться понять главную героиню, поверьте.

Книга по своей сути напоминает анамнез и исторический путь от невротика с иррациональным поведением и взглядами до критического проявления неврастении с маниакальным желанием что-либо сделать со своим телом или жизнью.

Я бы еще много что мог разобрать, но я поистине не люблю писать длинные полотна ни о чем. Скажу лишь о финале… Да-да, финала в книге нет, но многие воздыхатели по такому творчеству скажут иначе. Дорин (Альфа и Омега, человек на ступень выше по мнению Эстер) заканчивает жизнь самоубийством повесившись на суку в лесу. И первая мысль Эстер –

А чего стоит жизнь если даже такие люди решаются из нее уйти?

После лечения в психоневрологическом центре с реабилитацией главная героиня выходит из клиники… а куда, зачем? Разве это финал?

Данная книга - это испорченная невротиком бумага с кратким описанием способов самоубийства – аля пособие. Никаких изменений в главной героине за всю книгу и не было. Вот какой она была в начале книги, такой же она останется и в ее конце. Но спасибо хоть живая.

Комментарии


Только покончила с собой не Дорин, которая ее подруга, а Джоан, с которой они в клинике лежали, с ней еще раньше этот ее медик встречался)