Больше рецензий

num

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 мая 2021 г. 15:15

6K

4 Большое зло начинается с маленьких поступков

Там, сука, витиевато написано, чтоб нормальный человек не понял, но все по уму (С) Пелевин

Как-то в школе со мной приключился неприятный инцидент. Вернее, неприятный он для другой стороны. Не знаю, почему, вернее сейчас уже не помню доподлинно, но я взяла сапог одноклассницы (после урока физкультуры, чтобы вы не подумали, что сняла с неё), выставила в витрине шкафа в классе и нарисовала ценник. Что то в стиле "минус один миллион". Нормальный сапог был, и одноклассница не хуже всех, однако с этого моего поступка началась травля.
Я не считаю себя злой, и мои одноклассники, потешающиеся над жертвой, точно злыми не были. Однако меня НИКТО не остановил, вслух не прозвучало ни одного несогласия. Повторяю, девушка не была хуже всех, и объективных причин для моего поступка не было. Но я поступила прямо как по учебнику, дала жертве прозвище, таким образом её дегуманизировав, придумала какие-то объяснения для оправдания своих действий, ну и вовлекла ещё одноклассников, пользуясь своим авторитетом. Принцип коллективной ответственности никто не отменял, сапог был притащен в кабинет чужими руками.
Вам кажется это детскими забавами? Одноклассница рыдала, посчитав мои действия унижением. Этого достаточно. И повторяю - я не злой человек, помогаю людям, забочусь о животных и сортирую мусор.

И вот, 20 лет спустя, Зимбардо рассказывает, что я сделала так.

Это не опечатка. Книга с громким названием "Почему хорошие люди превращаются в злодеев" как та самая палка, у которой, как известно, два конца.
Это, конечно же, исследование громкого эксперимента с заключёнными и охранниками, со всеми деталями и выводами, учитывая практику тех десятилетий, что прошли с начала СТЭ (Стэнфордский тюремный эксперимент). Занудное чтение, залитое повторами и бесконечными извинениями и признанием своей вины в случившемся (что вообще с этим миром? почему всем и везде надо извиняться по делу и нет?). Но, в целом, полезное. Помимо СТЭ не слишком детально, но вполне достаточно, раскрыты другие опыты, проводимые с целью выяснить то, что людям о себе знать не очень хотелось бы, к примеру, достаточно известные эксперименты Милгрэма. Отдельно глава посвящена тому, что и породило книгу - пыткам и издевательствам в тюрьме Абу Грейб. Советую просмотреть фотографии, их выложили в открытый доступ, но не все, самая жесть до сих пор не обнародована. И, как по мне, то самая жесть там не в самих издевательствах, а в довольных лицах охранников со знаменитыми американскими улыбками и поднятым вверх большим пальцем. Виновата Система, говорит автор, но это не снимает ответственности с исполнителей её воли.
Конечно же, настоящие заключённые отнюдь не студенты-отличники из СТЭ, обычно в тюрьмах хорошие люди не сидят. Бывает, но редко. И такое отношение со стороны охраны понятно. Однако выводы однозначны - зло порождает зло, насилие - насилие, и иракские боевики вполне себе американцам отомстили невинными жертвами. А американцы давай героически мстить за невинных жертв и так по кругу.
А вот тут можно зайти к книге с другой стороны - это (не)краткое пособие по управлению массами и готовая стратегия для новых геноцидов, бунтов и революций, а также учебное пособие для начинающих охранников. Все базовые технологии описаны, детально раскрыты и снабжены примерами. Берите, товарищи, просвещайтесь, будете знать, как делать грязные дела и остаться с чистыми руками. Ведь натравить можно по какому угодно признаку, да хоть по самому факту вхождения/не вхождения в круг "избранных", достаточно помнить главные правила, которые в книге прям выделены под заголовком

Десять уроков экспериментов Милгрэма: как хорошие люди попадают в сети зла
1. Необходимо с самого начала добиться тех или иных обещаний, устных или письменных. Позже это позволит управлять поведением человека, требуя выполнения обещаний.
2. Поручить человеку важную роль, имеющую для него положительную ценность и автоматически активизирующую определенные сценарии поведения.
3. Изложить основные правила, которым нужно следовать и которые сначала кажутся довольно разумными, но затем могут использоваться произвольно и безлично, оправдывая бездумное подчинение. Кроме того, системы управляют людьми, создавая неопределенные правила и меняя их по своему желанию, но утверждая, что «правила есть правила» и поэтому их нужно соблюдать.
4. По-другому назвать «пьесу», актера и действие. Это помогает заменить неприятную реальность желательной риторикой, «золотит раму», чтобы замаскировать настоящую картину.
5. Создать условия для возникновения коллективной ответственности или отказа от ответственности за жестокие вредные действия: отвечать будут другие, а сам человек будет освобожден от ответственности.
6. Путь к абсолютному злу начинается с незаметного, на первый взгляд безобидного первого шага. Постепенно под давлением власти эти шаги становятся все больше, и скоро человек уже оказывается на скользкой дорожке.
7. Последовательные действия в заданном направлении, очень постепенные, которые едва заметно отличаются от предыдущего действия. «Чуть-чуть больше».
8. Поведение авторитетной фигуры постепенно меняется. Сначала оно «разумно» и «объективно», но постепенно его требования становятся чрезмерными, несправедливыми и даже иррациональными. Такая тактика позволяет с самого начала добиться согласия, а потом сбивает с толку, ведь от авторитетных фигур и от друзей мы ожидаем последовательного и предсказуемого поведения. Если мы не замечаем таких постепенных перемен в поведении, то продолжаем бездумно подчиняться.
9. Высокая «цена выхода» и сложный процесс ухода, позволяя выражать свое несогласие словами (что помогает человеку сохранить самоуважение), на деле вынуждают к послушанию.
10. Предложить идеологию или «большую ложь», оправдывающую любые средства достижения на первый взгляд привлекательной, важной цели. В социально-психологических экспериментах эту тактику называют «легендой». Она служит прикрытием для процедур, которые можно было бы поставить под сомнение, потому что сами по себе они не имеют смысла. В реальном мире это называется «идеологией».
свернуть

К счастью, для того, чтобы начать какие-то серьезные изменения, нужен или сильный лидер, или сильная идеология, а таких не так уж и много. Нацистская Германия, которой было достаточно много уделено места на страницах книги, имела и лидера, и все предпосылки для того, чтобы запустить "окончательное решение". Те же события в Руанде (очень советую почитать о них подробнее) - это пример современного геноцида, поражающий масштабами, и, ещё больше - политикой "белого" мира относительно того, что "чёрные режут чёрных, а это их внутреннее дело".
Однако, под шумок борьбы с реальной или надуманной угрозой можно провернуть весьма нехитрые манипуляции. Вот совсем недавно в Америке громили магазины (я специально опускаю иные аспекты всех этих BLM). Маски, толпа плюс полная безнаказанность - и бывшие более или менее добропорядочные граждане уже тянут телевизоры и сумочки с витрин.
В книге приводятся страшные, на самом деле, цифры. Зависимо от того, какой аспект "склонности ко злу" изучался, но от 60 до 90% легко подстраиваются под внешнюю ситуацию и делают так, как велит Система. И я легко в это могу поверить, потому как вижу примеры вокруг себя. Те самые 10%, которые устоят, так называемые "герои", возможно, обладают более критическим мышлением, не доверяют авторитетам вслепую или более устойчивы к чужим влияниям. А конце-концов, психологическую гигиену ещё никто не отменял.
И правила психологической гигиены должны вкладывать в головы начиная со школы, наравне с базовыми знаниями о внешнем мире. Эти правила просты, их можно сформулировать на совсем понятном уровне, и есть надежда, что цифры изменяться.

Признавайте свои ошибки.
Сохраняйте бдительность.
Учитесь брать на себя ответственность.
Цените и отстаивайте свою уникальность.
Не подчиняйтесь несправедливой власти.
Цените собственную свободу и независимость.
Будьте внимательны к обрамлению.
Отрегулируйте восприятие времени.
Не жертвуйте личными и гражданскими свободами ради иллюзии безопасности.
Будьте уверены, что сможете сопротивляться несправедливой системе.
(С) Ф. Зимбардо

Все же слышали про окно Овертона? Концепция наличия рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях политиков и активистов с точки зрения текущего дискурса (С) Википедия
К психологии зла это тоже относится, и технологии, которые расширяют эти рамки допустимого вполне понятны и заметны стороннему наблюдателю. Однако, находясь в системе, мы, как те лягушки, варимся постепенно и, незаметно для себя, оказываемся уже втянутыми по самые уши.

За свой поступок я понесла наказание. Меня, самодостаточного подростка, поставили в угол, вместе с ещё двумя подельницами. Мы были героинями в глазах класса. Моей ошибкой могло было то, что я не привлекла на свою сторону учителей. Но вы же понимаете, да? Я знала, что никто меня серьезно не накажет. Что такое урок музыки в углу против насмешек и унижения, которые испытала моя одноклассница?

Долгая прогулка, апрель, основное. Размышляла ради вас, Meredith , Ctixia , Sotofa ! Гоу строить новое общество!

Комментарии


И, как по мне, то самая жесть там не в самих издевательствах, а в довольных лицах охранников со знаменитыми американскими улыбками и поднятым вверх большим пальцем.

Очень тонкое замечание.
Помните Карамазовых Достоевского, как там перед распятым на стене мальчиком, человек пил ананасовый компот?
Тут уже не равнодушие а шаг в пустоту в себе, наслаждение этой болью и силой своей.
А может... бегство от своей пустоты?
Спасибо отдельное за весь тон рецензии и за ваш рассказа о той девочке в школе.
А вы не думали, что было бы, если бы эта девушка прочитала вашу рецензию?
Спустя года... интересно, какая реакция была бы? Улыбка грустная? Или нет?
Я как то в история описал один чудовищный момент из юности, с девушкой.
До сих пор стыдно. Хотя я то как раз и против всех пошёл. Но самый момент малейшей запинки моей и молчания и допущения другими.. слов и поступков - ад. Даже спустя время.

Спасибо вам за прекрасную рецензию и доброго дня, вечера вам)


Вы знаете, я думала, что будет если прочитает. Всё таки 20 лет прошло, может это я запомнила, а она предпочла забыть, а может, и через годы помнит свои чувства. Но, к счастью, мы уже никак не можем повлиять на жизни друг друга.
А вот относительно рецензии и американских солдат, знаете, сидела смотрела фото и было жутко даже от этих американских (в плохом смысле) выражений лица. Полная пустота и полное непонимание того, что они вообще творят. Им можно делать всё что угодно со своими пленниками, и оправдываться Системой тут нет смысла, эти люди и есть Система во плоти.


Что значит быть внимательным к обрамлению?


Позволю себе процитировать автора:

Обрамление – это то, что служить рамочкой или фоном каких-то важных мыслей, передаваемых с помощью изображений или звуков. Обрамления создают художники, рекламодатели и также мошенники. Обрамление создает определенные эмоции, которые могут заглушать голос рассудка. В ход могут идти яркие цвета, приятная или раздражающая музыка, тон голоса, определенные слова.
Необходимо учиться отделять главное от фона и здраво анализировать то, что мы видим или слышим. Это не всегда легко. Нужно тренироваться. Можно это делать во время просмотра рекламы. Попробуйте оценивать критически каждый товар или услугу, которые предлагаются по телевизору. Определите, что в каждом ролике служит в качестве обрамления и какие эмоции это вызывает. Соответствует ли фон тому, о чем говорится в рекламе? Со временем вы заметите, что вам все легче удается видеть методы манипуляции, которыми пользуются другие люди, пытаясь заработать на нашем доверии.

Спасибо)


Несколько раз перечитала. Так и не поняла, с какой целью вы привели пример с девочкой, которую унизили? Вы не написали, чем все закончилось? Если вы понимали, что ваш поступок ужасен, то вы исправили ситуацию или же нет? Не было ваших извинений и покаяния, и реабилитации жертвы? Или вы рассказали это только для демонстрации того, что вы хороший человек, совершивший плохой поступок?


А ничем не закончилось, не было продолжения. Для меня это был так, один момент из жизни, хорошо иллюстрирующий книгу. 



Отличная рецензия!) Я считаю, что у каждого один-два поступка, как минимум, наберется за которые стыдно.
Как мне кажется, тут главное четкая цепочка *проступок - наказание*. Когда наказания нет и человек знает, что ничего ему со стороны властей и закона не будет, то открываются адские ворота.
И опять же, как мне кажется, что отличает хороших людей от плохих - хороший человек даже если когда-то сделал что-то не совсем подобающее потом раскаивается, помнит всю жизнь и не повторяет. Урок пошел впрок) А плохой или забывает, или не считает, что сделал что-то не так.


Вот-вот! Именно неизбежность наказания играет решающую роль! Свобода хороша до определённого момента.


Там, сука, витиевато написано, чтоб нормальный человек не понял, но все по уму (С) Пелевин
Классный автор, народный, блядь!