Больше рецензий
2 мая 2021 г. 15:15
6K
4 Большое зло начинается с маленьких поступков
РецензияТам, сука, витиевато написано, чтоб нормальный человек не понял, но все по уму (С) Пелевин
Как-то в школе со мной приключился неприятный инцидент. Вернее, неприятный он для другой стороны. Не знаю, почему, вернее сейчас уже не помню доподлинно, но я взяла сапог одноклассницы (после урока физкультуры, чтобы вы не подумали, что сняла с неё), выставила в витрине шкафа в классе и нарисовала ценник. Что то в стиле "минус один миллион". Нормальный сапог был, и одноклассница не хуже всех, однако с этого моего поступка началась травля.
Я не считаю себя злой, и мои одноклассники, потешающиеся над жертвой, точно злыми не были. Однако меня НИКТО не остановил, вслух не прозвучало ни одного несогласия. Повторяю, девушка не была хуже всех, и объективных причин для моего поступка не было. Но я поступила прямо как по учебнику, дала жертве прозвище, таким образом её дегуманизировав, придумала какие-то объяснения для оправдания своих действий, ну и вовлекла ещё одноклассников, пользуясь своим авторитетом. Принцип коллективной ответственности никто не отменял, сапог был притащен в кабинет чужими руками.
Вам кажется это детскими забавами? Одноклассница рыдала, посчитав мои действия унижением. Этого достаточно. И повторяю - я не злой человек, помогаю людям, забочусь о животных и сортирую мусор.
И вот, 20 лет спустя, Зимбардо рассказывает, что я сделала так.
Это не опечатка. Книга с громким названием "Почему хорошие люди превращаются в злодеев" как та самая палка, у которой, как известно, два конца.
Это, конечно же, исследование громкого эксперимента с заключёнными и охранниками, со всеми деталями и выводами, учитывая практику тех десятилетий, что прошли с начала СТЭ (Стэнфордский тюремный эксперимент). Занудное чтение, залитое повторами и бесконечными извинениями и признанием своей вины в случившемся (что вообще с этим миром? почему всем и везде надо извиняться по делу и нет?). Но, в целом, полезное. Помимо СТЭ не слишком детально, но вполне достаточно, раскрыты другие опыты, проводимые с целью выяснить то, что людям о себе знать не очень хотелось бы, к примеру, достаточно известные эксперименты Милгрэма. Отдельно глава посвящена тому, что и породило книгу - пыткам и издевательствам в тюрьме Абу Грейб. Советую просмотреть фотографии, их выложили в открытый доступ, но не все, самая жесть до сих пор не обнародована. И, как по мне, то самая жесть там не в самих издевательствах, а в довольных лицах охранников со знаменитыми американскими улыбками и поднятым вверх большим пальцем. Виновата Система, говорит автор, но это не снимает ответственности с исполнителей её воли.
Конечно же, настоящие заключённые отнюдь не студенты-отличники из СТЭ, обычно в тюрьмах хорошие люди не сидят. Бывает, но редко. И такое отношение со стороны охраны понятно. Однако выводы однозначны - зло порождает зло, насилие - насилие, и иракские боевики вполне себе американцам отомстили невинными жертвами. А американцы давай героически мстить за невинных жертв и так по кругу.
А вот тут можно зайти к книге с другой стороны - это (не)краткое пособие по управлению массами и готовая стратегия для новых геноцидов, бунтов и революций, а также учебное пособие для начинающих охранников. Все базовые технологии описаны, детально раскрыты и снабжены примерами. Берите, товарищи, просвещайтесь, будете знать, как делать грязные дела и остаться с чистыми руками. Ведь натравить можно по какому угодно признаку, да хоть по самому факту вхождения/не вхождения в круг "избранных", достаточно помнить главные правила, которые в книге прям выделены под заголовком
2. Поручить человеку важную роль, имеющую для него положительную ценность и автоматически активизирующую определенные сценарии поведения.
3. Изложить основные правила, которым нужно следовать и которые сначала кажутся довольно разумными, но затем могут использоваться произвольно и безлично, оправдывая бездумное подчинение. Кроме того, системы управляют людьми, создавая неопределенные правила и меняя их по своему желанию, но утверждая, что «правила есть правила» и поэтому их нужно соблюдать.
4. По-другому назвать «пьесу», актера и действие. Это помогает заменить неприятную реальность желательной риторикой, «золотит раму», чтобы замаскировать настоящую картину.
5. Создать условия для возникновения коллективной ответственности или отказа от ответственности за жестокие вредные действия: отвечать будут другие, а сам человек будет освобожден от ответственности.
6. Путь к абсолютному злу начинается с незаметного, на первый взгляд безобидного первого шага. Постепенно под давлением власти эти шаги становятся все больше, и скоро человек уже оказывается на скользкой дорожке.
7. Последовательные действия в заданном направлении, очень постепенные, которые едва заметно отличаются от предыдущего действия. «Чуть-чуть больше».
8. Поведение авторитетной фигуры постепенно меняется. Сначала оно «разумно» и «объективно», но постепенно его требования становятся чрезмерными, несправедливыми и даже иррациональными. Такая тактика позволяет с самого начала добиться согласия, а потом сбивает с толку, ведь от авторитетных фигур и от друзей мы ожидаем последовательного и предсказуемого поведения. Если мы не замечаем таких постепенных перемен в поведении, то продолжаем бездумно подчиняться.
9. Высокая «цена выхода» и сложный процесс ухода, позволяя выражать свое несогласие словами (что помогает человеку сохранить самоуважение), на деле вынуждают к послушанию.
10. Предложить идеологию или «большую ложь», оправдывающую любые средства достижения на первый взгляд привлекательной, важной цели. В социально-психологических экспериментах эту тактику называют «легендой». Она служит прикрытием для процедур, которые можно было бы поставить под сомнение, потому что сами по себе они не имеют смысла. В реальном мире это называется «идеологией».
К счастью, для того, чтобы начать какие-то серьезные изменения, нужен или сильный лидер, или сильная идеология, а таких не так уж и много. Нацистская Германия, которой было достаточно много уделено места на страницах книги, имела и лидера, и все предпосылки для того, чтобы запустить "окончательное решение". Те же события в Руанде (очень советую почитать о них подробнее) - это пример современного геноцида, поражающий масштабами, и, ещё больше - политикой "белого" мира относительно того, что "чёрные режут чёрных, а это их внутреннее дело".
Однако, под шумок борьбы с реальной или надуманной угрозой можно провернуть весьма нехитрые манипуляции. Вот совсем недавно в Америке громили магазины (я специально опускаю иные аспекты всех этих BLM). Маски, толпа плюс полная безнаказанность - и бывшие более или менее добропорядочные граждане уже тянут телевизоры и сумочки с витрин.
В книге приводятся страшные, на самом деле, цифры. Зависимо от того, какой аспект "склонности ко злу" изучался, но от 60 до 90% легко подстраиваются под внешнюю ситуацию и делают так, как велит Система. И я легко в это могу поверить, потому как вижу примеры вокруг себя. Те самые 10%, которые устоят, так называемые "герои", возможно, обладают более критическим мышлением, не доверяют авторитетам вслепую или более устойчивы к чужим влияниям. А конце-концов, психологическую гигиену ещё никто не отменял.
И правила психологической гигиены должны вкладывать в головы начиная со школы, наравне с базовыми знаниями о внешнем мире. Эти правила просты, их можно сформулировать на совсем понятном уровне, и есть надежда, что цифры изменяться.
Признавайте свои ошибки.
Сохраняйте бдительность.
Учитесь брать на себя ответственность.
Цените и отстаивайте свою уникальность.
Не подчиняйтесь несправедливой власти.
Цените собственную свободу и независимость.
Будьте внимательны к обрамлению.
Отрегулируйте восприятие времени.
Не жертвуйте личными и гражданскими свободами ради иллюзии безопасности.
Будьте уверены, что сможете сопротивляться несправедливой системе. (С) Ф. Зимбардо
Все же слышали про окно Овертона? Концепция наличия рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях политиков и активистов с точки зрения текущего дискурса (С) Википедия
К психологии зла это тоже относится, и технологии, которые расширяют эти рамки допустимого вполне понятны и заметны стороннему наблюдателю. Однако, находясь в системе, мы, как те лягушки, варимся постепенно и, незаметно для себя, оказываемся уже втянутыми по самые уши.
За свой поступок я понесла наказание. Меня, самодостаточного подростка, поставили в угол, вместе с ещё двумя подельницами. Мы были героинями в глазах класса. Моей ошибкой могло было то, что я не привлекла на свою сторону учителей. Но вы же понимаете, да? Я знала, что никто меня серьезно не накажет. Что такое урок музыки в углу против насмешек и унижения, которые испытала моя одноклассница?
Комментарии
Очень тонкое замечание.
Помните Карамазовых Достоевского, как там перед распятым на стене мальчиком, человек пил ананасовый компот?
Тут уже не равнодушие а шаг в пустоту в себе, наслаждение этой болью и силой своей.
А может... бегство от своей пустоты?
Спасибо отдельное за весь тон рецензии и за ваш рассказа о той девочке в школе.
А вы не думали, что было бы, если бы эта девушка прочитала вашу рецензию?
Спустя года... интересно, какая реакция была бы? Улыбка грустная? Или нет?
Я как то в история описал один чудовищный момент из юности, с девушкой.
До сих пор стыдно. Хотя я то как раз и против всех пошёл. Но самый момент малейшей запинки моей и молчания и допущения другими.. слов и поступков - ад. Даже спустя время.
Спасибо вам за прекрасную рецензию и доброго дня, вечера вам)
Вы знаете, я думала, что будет если прочитает. Всё таки 20 лет прошло, может это я запомнила, а она предпочла забыть, а может, и через годы помнит свои чувства. Но, к счастью, мы уже никак не можем повлиять на жизни друг друга.
А вот относительно рецензии и американских солдат, знаете, сидела смотрела фото и было жутко даже от этих американских (в плохом смысле) выражений лица. Полная пустота и полное непонимание того, что они вообще творят. Им можно делать всё что угодно со своими пленниками, и оправдываться Системой тут нет смысла, эти люди и есть Система во плоти.
Что значит быть внимательным к обрамлению?
Позволю себе процитировать автора:
Спасибо)
Несколько раз перечитала. Так и не поняла, с какой целью вы привели пример с девочкой, которую унизили? Вы не написали, чем все закончилось? Если вы понимали, что ваш поступок ужасен, то вы исправили ситуацию или же нет? Не было ваших извинений и покаяния, и реабилитации жертвы? Или вы рассказали это только для демонстрации того, что вы хороший человек, совершивший плохой поступок?
Отличная рецензия!) Я считаю, что у каждого один-два поступка, как минимум, наберется за которые стыдно.
Как мне кажется, тут главное четкая цепочка *проступок - наказание*. Когда наказания нет и человек знает, что ничего ему со стороны властей и закона не будет, то открываются адские ворота.
И опять же, как мне кажется, что отличает хороших людей от плохих - хороший человек даже если когда-то сделал что-то не совсем подобающее потом раскаивается, помнит всю жизнь и не повторяет. Урок пошел впрок) А плохой или забывает, или не считает, что сделал что-то не так.
Вот-вот! Именно неизбежность наказания играет решающую роль! Свобода хороша до определённого момента.
Там, сука, витиевато написано, чтоб нормальный человек не понял, но все по уму (С) Пелевин
Классный автор, народный, блядь!