Больше рецензий

1 мая 2021 г. 22:30

723

3.5 Спойлер Первое знакомство с Виктором Гюго

Долго я подбиралась к «Собору Парижской Богоматери». Как-то пролистала ещё в детстве страниц 30 и меня отпугнуло начало, которое показалось ну очень тягомотным и занудным. Тогда я его закрыла и отложила на полку в библиотеке, а вернулась только сейчас, в 23 года, с мыслью «классика же, надо ознакомиться». К этому ещё подстегнуло и любопытство после просмотра диснеевского мультфильма 96-ого года, остальные же фильмы и мюзиклы по мотивам книги я не смотрела.

Итак, сразу скажу, что осилила я книгу с трудом. Эти бесконечные описания каждого камешка Парижа, нагромождение непонятных терминов (мне пришлось постоянно лезть в Википедию), толпа персонажей, которые тут ни к селу, ни к городу. Добили две главы, в которых на страниц десять сначала описывался Собор, а затем «город с птичьего полёта». Еле сдержалась, чтобы просто не забить и пропустить их, но это не по мне и пришлось, скрипя зубами, мучаться и пробираться через эти страницы, которые казались бесконечными. А ведь таких отступлений, которые вообще сюжету не нужны, куча. Не спорю, автор талантливый, но вода, что лилась почти с каждого абзаца, превращала чтение «Собора» в пытку.

Интересно, что когда Гюго наконец вспоминал о сюжете, то читать было даже увлекательно. Правда сама история вызвала недоумение. Не покидало ощущение какой-то неправдоподобности, когда я читала все эти чересчур высокопарные признания в любви, страдания, муки души и тд. Словно смотришь театральную постановку - ассоциация точнее некуда. А линия между Эсмеральдой и Гудулой (угадывается она моментально, кстати) просто пробила на смех, я сразу вспомнила бразильское мыло. Тут ещё потерю памяти добавить и было бы комбо нелепых поворотов.

Если говорить о персонажах, то интересным мне показался только Клод Фролло. Благодаря вышеупомянутому мультфильму образ уже сложился в голове (злодея из него сделали великолепного), но прочитав книгу, узнала, что Фролло из мультфильма и он же из книги во многом отличаются, если не во всем (собственно, как и все персонажи). В экранизации это зло в чистом виде, оригинальный Фролло скорее антигерой. В книге он представляется куда более человечнее и глубже. Смерть родителей, любовь к младшему брату, его личный выбор взять под опеку Квазимодо – моменты, которые раскрывают персонажа и показывают его с хорошей стороны. И ведь неплохой человек на самом деле, если бы не воздержание, от которого в итоге пострадал и он, и другие люди. Думаю, удовлетворяй он адекватно свои потребности, а не обходя женщин всеми способами, то и не сошел бы с ума из-за ударившей в голову страсти к красивой девушке.

Остальные герои как-то не зацепили. Эсмеральду под конец вообще хотелось придушить с ее бесконечными «Феб, Феб, Феб». В комментариях не раз упоминали, что в наивность Эсмеральды, граничащей с идиотизмом, не верилось, и я абсолютно согласна. С таким-то образом жизни, где она должна была постоянно сталкиваться с людьми, стократно хуже ее ненаглядного Феба, не понимать, что человек явно ею пользуется... Ладно бы он ещё был искусным лжецом и отлично играл с чувствами других людей, но нет, он даже имя ее нормально выговорить не смог, а до этой идиотки все никак не дойдёт. И в конце ее совсем не жаль, а вот мать да - и в целом, как персонажа, и что дочь выросла такой безмозглой тупицей. 

Феба же отлично опишет поговорка «не все то золото, что блестит». Красивый снаружи, но внутри нет ничего хорошего - лживый, подлый, самовлюблённый мужлан, и наверно самый мерзкий персонаж книги. Как и самый неинтересный, больше о нем говорить и не хочется. 

В Квазимодо мне чего-то не хватило. Будто автор его не до конца раскрыл, а именно тему «внутренняя красота важнее внешней». Внутренней красоты я так и не увидела, она ни в чем не проявилась за все повествование. Мог бы получиться прекрасный герой, который тронул до глубины души, но вместо этого Гюго решил потратить время на обильное описание Парижа и Собора. Очень жаль.

Есть ещё Жеан, младший брат Фролло, и неудачливый Пьер Гренгуар, но оба лично меня раздражали и в сюжете особой роли не играли. Гренгуар ещё и вызывал некоторые вопросы со своими вечными мыслями и разговорами о Джали, козе Эсмеральды. Но признаюсь, в какой-то степени это даже забавляло.

Резюмируя, я скажу, что книга неплохая, несмотря на то, что в ней есть нюансы, о которых я уже сказала. Ее было интересно читать, когда автор наконец возвращался к сюжету и не стану отрицать, что язык у Гюго очень красивый; поднимались темы, которые заставляли задуматься, к примеру произвол власти и конечно же человеческие пороки и жестокость, внутренняя красота важнее внешней (хоть этот вопрос можно было раскрыть и получше) и тд. Будь эта книга полегче в описаниях и не такой высокопарной, то я легко поставила 4 и ее чтение принесло бы мне какое-никакое удовольствие, но что есть, то есть.

(Теперь даже страшно приступать к «Отверженным», а она гораздо больше по объёму. Но хочется дать Гюго ещё один шанс, так что всё-таки рискну. Надеюсь, тут ситуация будет получше, чем с «Собором».)