Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

1 мая 2021 г. 21:23

2K

4 «Синдром Софии*»

Часто подлинная несправедливость остается незамеченной – возможно, оттого, что не считается несправедливостью? Если в обществе принято кого-то угнетать и уж тем более, если угнетение есть многовековая норма, как раз попытки с ней (нормой) справиться воспринимаются, как аморальная агрессия – против «традиционных ценностей», против «скреп, которые только и мешают человечеству скатиться к полной деградации».

Книга с длинным и сложным названием «Госпожа Ким Чжи Ен, рожденная в 1982 году» – о том, какой дискриминации подвергаются женщины в Южной Корее. Меня она, честно признаюсь, смогла удивить, в моих глазах Южная Корея была прогрессивной во всех отношениях страной. Книгу нельзя отнести к полноценной художественной литературе, это скорее беллетризированный нон-фикшн. Поэтому же бессмысленно оценивать сюжет, развитие персонажей и т.п. – их нет, это описание простой жизни простого человека, описание без художественных «украшательств», ведь главная задача книги – не развлечь случайного читателя, а привлечь внимание к реальной проблеме в стране.
картинка ShiDa
Что-то в книге Те Нэм Джу (многие ругаются, что у нас неправильно перевели имя писателя и много что еще, но в данном случае не об этом) – что-то в этой книге рождает искреннее недоумение, создается впечатление, что читаешь не о современности, а о начале 20 века. Иные же моменты вызывают узнавание: о, в России точно так же обстоят дела, как мы, оказывается, похожи на Южную Корею! Авторка не случайно выбрала для своей героини очень распространенное имя, так же главная героиня вышла максимально безликой, чтобы любая женщина, ее ровесница, могла рассмотреть в ней свои черты.

Смотря на мир глазами Ким Чжи Ен, понимаешь, насколько плохо быть женщиной. В Южной Корее девочки до недавнего времени воспринимались либо как обуза (самое частое явление), либо как помощницы мужчин (что тоже не очень лестно). Рожать лучше мальчиков. За рождение девочек приходится извиняться. Вместо поздравлений: «Ох, у тебя будет девочка!» – матери слышали от членов семьи: «Ну ничего, следующим будет мальчик!» Мальчик/мужчина – это чуть ли не Бог, сошедший на землю. Девочек нужно во всем обделять, чтобы мальчику больше досталось. Девочек отправляют на работу, чтобы они оплачивали обучение своих братьев. Спасибо за это, конечно, никто не скажет – это же обязанность, разве можно за такое благодарить?

Женщина – это либо бесплатная домработница, либо сексуализированный кусок мяса. Обе роли поневоле примеривает на себя главная героиня. Ей отказывают в хорошей работе, ведь намного проще брать мужчин – они не выходят в декрет. Женщин берут за тем, чтобы меньше платить им за тот же объем работ, а они и рады будут, им же бросили работу, как подачку! С юности женщина постоянно находится под угрозой сексуальных домогательств и насилия, и, как бы она себя ни вела, она же окажется виноватой: не так накрасилась, не та юбка, зачем шла с работы в девять часов вечера, а? На женщину давят старшие и муж: когда же ты уже наконец родишь? И никого не интересует, как ты справишься с ребенком. Как только появляется ребенок, ты, женщина, остаешься с ним один на один. Если муж помогает тебе, то с некоторым снисхождением. Разве ты можешь уставать, сидя дома с ребенком? «Паразитка» – так называют главную героиню посторонние мужчины, замечая ее в парке с коляской. Они-то работают в офисе, а она… а что она? Вон, шляется по паркам и кофе пьет в рабочее время!

Понятно, отчего у главной героини срывает крышу. Слишком уж велико напряжение. Это невыносимое давление с ранних лет: «Ты же девочка, ты должна! Ты не имеешь права добиваться большего, чем твой мужчина! Зачем тебе учиться, ты же можешь выйти замуж! Не нужно поднимать шум, если тебя домогаются, это сыграет против тебя, ты, наверное, сама не так себя повела!» Лицемерием было бы сказать, что в России так не говорят и не думают. Да, мы не извиняемся за рождение дочерей, наших девочек не заставляют работать на обучение мальчиков, но и мы с детства слышим бесконечные: «Ты же девочка… А как же замуж? А как же рожать? Ты сама виновата, что…» Разве у нас не обесценивают домашнюю работу? Разве все заботы о детях у нас не перекладываются на матерей и все, даже сами женщины, не считают это нормальным? Разве мы не должны постоянно доказывать, что мы – не сексуальные объекты и не бесплатная прислуга, а личности со своим мнением, с собственными желаниями? Стоит вспомнить и то, какой шум у нас, в 2021 г., подняли из-за фем-песни Манижи: «Да она же позорит наших женщин! Зачем она об этом поет?» Но разве эта злосчастная песня (как бы она кому ни нравилась) лжет о стереотипах в отношении женщин?
картинка ShiDa
Именно благодаря своей антихудожественности «Госпожа Ким Чжи Ен…» оказывается важной книгой о женственности и пересмотре ее ценности в современном мире. Она очень хороша, умело бьет в больные места и напоминает, что «неопровержимые истины» должны пересматриваться каждым новым поколением.

P.S. После этой книги приятно себе сказать: «Да, я женщина, и мне за это не стыдно – мне это нравится» ;)

*Имя София уже несколько лет является самым популярным женским именем в России.

Прочитано в рамках Собери их всех и клуба Белая сова.

Комментарии


Фем рецензия)) Забавно и модно) Но слова авторка не существует.

Но слова авторка не существует.

Существует как феминитив. Это не значит, что оно есть в словаре, просто оно регулярно используется фем-сообществом, а рецензия, как Вы заметили, тоже фем ))


Ну из последних претензий могу так же написать: Ты же мальчик… А как же жениться? Когда уже дети? Ты сам виноват слабак, что…» Разве у нас не обесценивают домашнюю работу? Разве не перекладывают у нас всю тяжелую физическую работу на мужчин, и считаю это нормальным? Разве мы не должны постоянно доказывать, что мы – не бесчувственные, исполнительные кошельки и добытчики , а личности со своим мнением, с собственными желаниями?
Стереотипы не имеют пола. Да, я человек, и мне за это не стыдно – мне это нравится.)


Ну, я с Вами согласна полностью. К сожалению, патриархат угнетает оба пола, давая нам травматичные модели поведения. Это же патриархат навязывает такой образ мужчины как агрессивного альфа-самца, добытчика (принести мамонта), банкомата и т.д. Если мужчина не хочет следовать этим стереотипам, то он так же должен быть против патриархата, не так ли? Я лично против любых половых стереотипов, я считаю, что человек имеет право быть сильным и слабым, чувствительным и брутальным вне зависимости от пола. Просто книга именно о женских проблемах. Если я прочитаю книгу о схожих мужских проблемах, то буду так же выступать против дискриминации и навязывания в рецензии на нее. Ибо это не вопрос пола. И да, я считаю себя фем, но я не против мужчин ;)