Больше рецензий

Znatok

Эксперт

и Знаток Лайвлиба

30 апреля 2021 г. 19:45

1K

5 Три запрещённых "ать" - Думать, Знать, Понимать!!!

В энный раз я подошёл к полке "Жвалевский/Пастернак и немного Мытько", пробежал взглядом по корешкам и моё внимание привлекла книга Я хочу в школу! Не долго думая, достал её и принялся за чтение.
Сразу бросилась в глаза такая цитата:

Если бы все друг друга боялись, то никто бы не был адекватен. Вот тогда в мутной воде…

Очень похоже на текущую ситуацию в мире, когда все ходят в масках и шарахаются друг от друга. Но книга оказалась совсем не о том, точнее, почти не о том.
Всё начинается с игры в Мафию, где ученики 34й школы, применяя навыки психологии, ведут филигранное противоборство. Этот эпизод показателен и отражает идею книги в целом, ведь герои в ней постоянно борются: с системой, несправедливостью, бюрократией и даже с собой, причём, с собой в первую очередь.
34я школа - это экстраординарное учебное заведение, там нет привычных нам классов, уроков и оценок. Ученики учатся группами в зависимости от способностей, и первоклассник вполне может оказаться в одной группе с пятиклассниками и пятнадцатилетними ребятами. А вместо уроков тут "проекты", например такие:

"«Эволюция птицы в человека», «Невербальное общение», когда целую неделю надо было общаться без слов, «Постройка вечного двигателя», «Найди ошибку в энциклопедии», «День без электричества»" и т. д.

Принципы обучения в 34й школе напомнили мне Вальдорфскую систему образования, но сюжет быстро переместился в обычную школу, поэтому сложно сказать наверняка.

Главных героев пятеро, и их группа носит название "Птицы".

Они действительно напоминали стаю грустных разномастных птиц: взъерошенный воробушек Аня, настороженный дрозд Молчун, аккуратный голубь Димка, нервная трясогузка Юля и печальный гусь Женька

Женька - десятиклассник - старший из Птиц, соответственно, он и главный. Юлька и Димка восьмиклассники, но если Димка спокойный и рассудительный, то Юля, она же Кошка, полная его противоположность: спортсменка, каратистка, любит быть лучшей во всём и заткнёт рот каждому, кто рискнёт с ней не согласиться. Пятиклассник Артём, он же Молчун - живёт с приёмными родителями и страдает психическим отклонением, которое выражается в затруднённом вербальном общении, даже у доски он старается отвечать молча. И, наконец, Анечка - девочка-волчок, девочка-солнышко - ученица третьего класса. Если в группе и назревает конфликт, при одном взгляде на неё, у остальных улучшается настроение и все конфликты нивелируются её жизнерадостностью.

Стиль повествования похож на любимые мною книги Анатолия Алексина, а герои, будто списаны с пяти юных сыщиков, только верного пса не хватает.
Герои такие же дружные, разносторонние и всегда на своей волне, но главное, что они непохожи ни друг на друга, ни на кого бы то ни было, разве что на вышеуказанных персонажей Энид Блайтон:)

Что я люблю в книгах Жвалевского/Пастернак, так это их живых персонажей и меткие наблюдения, мне нравится, как авторы умеют выйти из плоскости и взглянуть, на обыденные, казалось бы проблемы, под неожиданным углом.
Первой прочитанной книгой с этой полки стала Андрей Жвалевский, Игорь Мытько - Порри Гаттер и Каменный философ (на волне Поттер-Бума). Потом было 52-е февраля - первая из прочитанных мной книг, написанная Жвалевским в соавторстве с Евгенией Пастернак, далее Время всегда хорошее , и наконец, Я хочу в школу! , на мой взгляд, лучшая из четырёх книг. Авторов, как мы видим трое, а произведений четыре, но постоянные, которые их объединяют - это юмор и фамилия Жвалевский на обложках. Следовательно, он и отвечает за то, чтобы юмор был на высоте, и это ему удаётся. Какие бы серьёзные темы не обсуждались в книгах, там всегда найдётся место хорошему юмору и забавным каламбурам, вроде этих:

А когда она решила «посмотреть вдаль» — то есть заглянуть в словарь Даля — и потянула его с полки, то… все содержимое книжного шкафа вывалилось ей под ноги.

или

Директор вышел сначала из себя, а потом из кабинета

Не успели читатели познакомиться с героями и 34й школой, как её, по весьма сомнительным причинам, закрывают, а учеников расформировывают в близлежащие школы, наши герои продолжают учится в школе №33 и называют этот период проектом "Выживание в обычной школе".
Вундеркинды оказались совершенно неподготовленными к жизни в джунглях средней школе, где не работает закон "Мы с тобой одной крови - ты и я!" А всё решают бессмысленные правила и беспощадные учителя, во всяком случае, некоторые из них являются таковыми.

Первый урок она так и провела в ступоре, просто потому что ее отточенные на поиск логики мозги так и не поняли, что происходит. Весь класс по очереди выходил к доске и читал одно и то же стихотворение. Причем часть просто тарабанила текст, а остальные читали с совершенно одинаковыми интонациями. После декламации учительница объявляла оценку. Она была тем выше, чем быстрее был прочитан стих. За каждую паузу снижался балл.
Ты, малая, не бойся. От змеи я тебя спасу. Кого ты там еще боишься?
— Анастасию Львовну, — вздохнула Анечка. — От нее спасешь?
Ваня чуть не упал. Глаза у него забегали, и он принялся выгребать снег из сумки.
— А чего спасать? Она это… Ее надо любить. Я ее люблю!
— Но она же…
— Нет! Нет! — перебил ее Ваня. — Ее только любить! Я люблю! Нельзя! Нет!
И Ваня бегом умчался к своему подъезду

"Птицы" живут по принципу: "Если не можешь изменить систему, то не дай ей изменить себя, может быть, тогда и она изменится".
34я и 33я школы - это такие модели демократического и тоталитарного общества, первая способствует развитию личности, вторая уничтожает её всеми доступными способами.
В книге можно углядеть отсылки к недавним мировым событиям (учитывая время написания романа) Но это не точно.

В какой-то момент заметил, что в романе много элементов антиутопии, перенесённой в современные реалии, а точнее, одну из российских школ (хотя авторы из Белоруссии). А как ещё назвать мир, где запрещено думать, знать и понимать, а надо, подобно роботам делать то, что скажут учителя и принимать их слова за истину в последней инстанции. Например, Анечка спорит с Анастасией Львовной, что Меч - это не орудие труда, а оружие, на что учительница отвечает: "Раз в учебнике написано, что это орудие труда, то кто ты такая, чтобы это оспаривать! Садись на место, соплячка, и не рыпайся" (диалог не дословный, но в этом ключе).

Книга разделена на множество зарисовок (по 1-2 с. каждая) из жизни главных героев. Много времени уделено приёмам манипулирования, может быть не слишком изощрённым, но очень соблазнительным, во время чтения, так и подмывало, кем-нибудь поманипулировать:)
Есть тут и детективная линия, но очень неказистая, просто, чтобы была.
А хотелось бы дождаться от любимых авторов полноценную детективную повесть, естественно, детскую, а может даже цикл. Вроде произведений той же Энид Блайтон.

Может показаться, что писатели перебарщивают с молодёжным сленгом, но на это можно ответить цитатой из их же произведения:

Какая разница, как человек пишет? Главное — что!

Немного огорчили опечатки в тексте (если бы книга выходила в издательстве Текст, то получился бы каламбур), но тут не писатели виноваты, а Время (таки получился:)
И директор 33й школы тут, то Павел Сергеевич, то Павел Семёнович, видимо, редакторы/корректоры недоглядели...

В остальном же всё отлично!
Жвалевский/Пастернак, словно бы невзначай, делают акцент на вреде табака и алкоголя (даже ранняя беременность упоминается)
Да, чуть не забыл: главы предваряют маленькие картинки в тему. Например, глава, где класс обижен на одну из ГГ, предварена пиктограммой в виде зуба, типа, в главе речь пойдёт о героях, которые имеют зуб на других героев.
Интересно, что в Постскриптуме авторы поменялись местами, если на обложке первым значится Жвалевский, то тут он идёт после Пастернак. Наверное, Постскриптум, в большей степени её детище, чем Жвалевского.
Как уже писал выше, жду детских детективов от любимых авторов, а сейчас верну эту замечательную книжку на полку "Жвалевский/Пастернак и немного Мытько" и посмотрю, что там ещё интересного осталось.

P. S. Эта книга стала своеобразным рекордсменом! Заявил её одновременно в одиннадцати играх. Даже тут она лучше других книг оказалась.

Прочитано и написано в следующих играх:
1. Борцы с долгостроем
2. Книжная страна. Жанровые домики
3. Книжное государство
4. Книжное путешествие
5. Групповые чтения клуба КПДЛ
6. Лампомоб 2021
7. Меню "Уютной кофейни"
8. От А до Я
9. Собери их всех. Банк опыта
10. Тридевятое царство. Три богатыря и заграница
11. Школьная вселенная
За отличный совет выражаю благодарность Lemuria

Комментарии


Спасибо за интересный отзыв :)

А хотелось бы дождаться от любимых авторов полноценную детективную повесть, естественно, детскую, а может даже цикл. Вроде произведений той же Энид Блайтон.

Из того, что я читала, наиболее детективной была Охота на василиска , но она не детская, а подростковая, и она же занимает второе место (пока) в моём рейтинге книг этих авторов.
Вот не помню, читала ли я в детстве Блайтон...


Пожалуй, единственная повесть этих авторов, которой у меня нет в бумаге:) А Блайтон читать стоит, она считается основательницей жанра "Детский детектив." Особенно истории Про пять юных сыщиков и верного пса