Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

28 апреля 2021 г. 13:19

629

4.5

Все мы что-то себе рассказываем, чтобы жить изо дня в день.

Дебютный роман Лизы Ко рассказывает историю китайского мальчика, брошенного в США собственной матерью и усыновленного парой белых профессоров, но в итоге оказывается драмой с двойным дном, которая за одной субъективной правдой скрывает другую, гораздо более мрачную.
Изменение фокуса восприятия достигается композицией и сменой рассказчика. Книга состоит из четырех частей, и первую из них читатель проводит с Деминем Гуо, которого в 11 лет отдали на усыновление, после того как его мать ушла на работу в маникюрный салон и не вернулась. Переехав из Нью-Йорка в какое-то захолустье, где живет его новая семья, и получив новое имя Дэниел Уилкинсон, парнишка одновременно винит себя в исчезновении матери и шьет ей собственное дело в своем сознании - она ведь хотела начать новую, лучшую жизнь в другом месте, так, может, решилась сделать это без него?
Читатель вынужден принять эту точку зрения, и только когда во второй части в повествование вступает голос Полли Гуо, обращающийся к сыну от первого лица, история её исчезновения начинает понемногу проясняться.

"Беспокойных" вряд ли можно всерьез назвать романом с тайной, а потому не будет спойлером сказать, что во всем виновата социалка Китая и бесчеловечные американские миграционные законы.
Драматизируя сугубо личные дилеммы и неурядицы, исследуя последствия разрыва семьи для разных её членов, писательница старается привлечь внимание к масштабной социальной проблеме. И хотя ей удается обойтись без глухого морализаторства и тяжеловесного чувства отчаяния по поводу несправедливости системы, которые ждешь увидеть в подобной теме, некоторых ловушек жанра избежать всё же не получилось. Показывая состояние Деминя, автор часто скатывается в клише: парень вырастает и становится игроманом, мучается неуверенностью в себе и с трудом нащупывает общие интересы со старательными приемными родителями, призванными, видимо, проиллюстрировать сентенцию вроде: "Порой недостаточно просто желать добра".

Тем не менее, герои здесь прописаны довольно хорошо, и пусть и не всегда выглядят приятными, но кажутся достоверными.
Даже больше: именно благодаря их недостаткам роман удерживается на грани манифеста и остается личной историей.
Это не книга о женщине, которая делала всё правильно, но была наказана за свое происхождение жестокой системой. И не книга о бедном брошенном мальчике, который ничем этого не заслужил и сломался в результате травмы.
Нет, это жизнеутверждающая история о женщине, которая творила немало плохого и кое-что хорошее, жила, как могла, и попала, куда попала, а также о её сыне, чья драма заключается не только в потерях, но и в неспособности осмыслить другие варианты себя.
Они обречены быть заглавными "The Leavers" и вечно бежать от чего-то куда-то, но в итоге всё же сумеют делать это хотя бы осознанно.
Не исцеление, нет, но устойчивая позитивная динамика течения заболевания.

Мир тебе не сказка.

Приятного вам шелеста страниц!