Больше рецензий

panda007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 ноября 2012 г. 15:51

862

5

Теория мемов становится всё более популярной. Насколько она эффективна – покажет время, моё внимание она привлекает, как всё относительно новое. Тем более что историк Илья Носырев пытается при помощи новой теории исследовать самые что ни на есть старые материи – мировые религии.
Подозреваю, книга эта не будет сильно востребованной в нынешней России. Даже не потому, что тираж её откровенно мал, а потому что идея сращения церкви и государства проводится сегодня столь явно и беспардонно, что не проломиться сложно. Говорить о том, что ты неверующий или хотя бы сомневающийся почти неприлично. А уж высказывать идею о вредоносности религии, причём любой, может только очень наивный человек.
Носырев наивным не выглядит. Книга его жива и интересна для любого мыслящего человека, в том числе верующего. Увы, я всё чаще сталкиваюсь с тем, что слова «верующий» и «мыслящий» в нашей стране превращаются в антонимы. А жаль. По крайней мере, мне кажется, каким бы ни был духовный путь человека, он предполагает сознательность и осознанность, а следовательно, понимание, почему ты выбираешь религию или её отсутствие в твоей жизни и какую именно религию ты выбираешь. Больше того, выбор определенной религии – это только начало пути, начало познания. И каждый день перед тобой встают новые вопросы. Например, такие, какими задается автор: «Почему мировые религии любят аскетов?», «Терпима или нетерпима религия?», «Почему один бог сильнее многих?»
Я привыкла с уважением относиться к любому вероисповеданию и к людям неверующим в том числе. Но с ещё большим уважением я отношусь к людям, которые умеют аргументировать свою позицию. Пусть автор не во всём меня убедил, но то, что его книга даёт массу информации для размышлений (сильнейший толчок к изучению первоисточников, кстати) несомненно. Могу рекомендовать всем, кого хоть как-то интересуют темы веры, пропаганды, манипулирования общественным мнением, конформизма и иже с ними. Пиарщики всех мастей тоже при желании найдут немало интересного.

1 2

Комментарии


Спасибо за отзыв! Я о такой книге не слышала, обязательно почитаю. Тема уж очень интересная ;)


Да, книга совсем новая, сама о ней узнала случайно


Спасибо за отзыв! Интересная книга на интересную тему. Нужно читать, пока не запретили...


Хочется верить, до этого дело не дойдёт. Хотя теперь уже и не знаю, чего ждать от дорогого правительства:(


спасибо. книга сама по себе интересна. После Вашего отзыва еще сильнее захотелось почитать.

Но у меня вот вопросы по тексту рецензии.
А где считается неприличным упоминание об отсутсвии веры?
Просто в моих кругах, все полностью наоборот - говорить, что верующий, почти неприлично. хотя "почти" можно убрать. Это и среди старшего поколения (родители и пр.) и среди 25-30-35-летних.
И потому я думала, что это повсеместно. А тут вон оно как.

И о полезности религии говорят два типа людей, имхо.
1. Сами верующие.
2. и управленцы, которые понимают, что это самый удобный инструмент управления. Но сами лишь создают видимость веры, чтобы толпа "тянулась" и брала пример. Это и к попам относится. И к корпоративным управленцам, что внедряют корпоративную культуру с элементами религии.
Поэтому наивные люди не видят пользы религии немного по другой причине, чем у вас в контексте идет. имхо опять же.


Просто в моих кругах, все полностью наоборот - говорить, что верующий, почти неприлично. хотя "почти" можно убрать. Это и среди старшего поколения (родители и пр.) и среди 25-30-35-летних.


Это был вопрос не мне, :))) но во многом согласна с вами. Не говоря уже о том, что если упомянешь, что соблюдаешь Пост, что 80% присутствующих начинают говорить: "Да что ты дурью маешься, какой еще пост, ешь, что хочешь". И что-то доказывать бесполезно:((.


На самом деле это очень заметно даже по лайвлибу. То, что все кинулись читать Тихона, можно объяснить модой, но всё чаще попадающееся "мне, как человеку верующему противно читать о ..." и "я как человек верующий осуждаю", лично меня не радует. Именно то, что вера подменяется набором догматов.
От знакомых - близких и случайных - слышу всё чаще про посты, крестины младенцев и прочая, прочая. Что удивительно, к церкви всё больше обращается молодых людей. Впрочем, если поверить, что это поколение, выросшее в массе своей без идеалов, вряд ли стоит удивляться.


Что удивительно, к церкви всё больше обращается молодых людей



Что же тут удивительного? Значит, у них есть потребность в этом. :)
А на книгу архимандрита Тихона может быть и правда мода сейчас, но книга очень добрая, светлая, те, кто читали ее, не пожалели.


Я не столь оптимистична и немножко представляю роль пропаганды и государственного давления. Конечно, есть среди новообращенных люди думающие и чувствующие, но часто разговоры с молодыми людьми о вере идут по разряду "и смех, и грех"


Особенно смешна пропаганда от тех людей, которые при СССР боролись с ересью.


Это лишний раз подтверждает мысль социальных психологов, что люди действуют по обстоятельствам:) Некоторые - всегда


Но самое интересное, люди толком и объяснить-то не могут, во что и зачем верят.


Увы, часто да.


я когда одно время снимала комнату у хозяйки трехкомнатной квартиры, заметила одну интересную закономерность.
хозяйка была пьющей. с запоями и приводом собутыльников - от того я и съехала от нее. но не о том речь.
Так вот. Эта женщина книг не читала, образования кроме среднего не имела. Всю информацию брала из телевизора, который смотрела круглосуточно.

Она чем больше пила. чем в более долгий запой уходила, тем сильнее "верила в Бога". Купит свечек после запоя и давай ими заженными по квартире водить, молитвы читать. Неделю держиться без алкоголя - перестает так рьяно молиться. Если месяц держится, то вообще забудет о Боге.
Запьет, и давай по новой в минуты просветления в церковь ходить и молиться все время. Молитвы развесила по всей квартире. Лики святых.

И однажды сломался у нее телевизор. Денег чинить не было, ибо все пропивала. Ну она и попросила у меня что-нибудь почитать, чтобы время свободное занять. Я дала ей легкое и понятное чтение, ибо думала, что другое не осилит. Детектив Агаты Кристи.
Тогда она в течение месяца три раза уходила в запой. Выходила и не молилась, а читала книга. Потом вообще 2 месяца не пила, стала мне по вечерам рассказывать, какие правильные мысли в книгах пишут. Появились деньги - починила телевизор. Читать перестала, снова "верить" начала. И снова как запой, сразу в церковь за свечами и молитвами.

после этого случая, я перестала вообще смотреть теливизор. уже больше года у меня дома его просто нет. Если что нужно посмотреть - качаю из инета.
И вот сталкиваюсь все чаще именно с тем, что люди не имеют собственных ценностей, когда мало читают или читают легкую литературу. Они берут ценности из религии - там все разжеванно и готово к принятию. Или из телевизора, приходя таким образом к религии "потребительства" или РПЦ. или еще хуже, каналу НТВ. Иногда приходит и все сразу. Ибо в телевизоре тоже все разжеванно.

Есть конечно исключения. Но они лишь, как известно, подтверждают правило.

Но в общим, это подтверждает Ваши слова, что у людей нет догм и ценностей. и морали. :(


Не поняла, где всё разжевано, в религии? Да, в общем-то, там гораздо больше вопросов, чем ответов.
Пример с вашей хозяйкой-алкоголичкой показывает лишь то, что человек осознает нехорошесть своих поступков, конкретнее - запоев. Но справиться с ними не может. Пытается держиться, наверное, просит о помощи. Молитвами. А что ей еще доступно, кроме них? Детективы? Да не нужно алкоголику ничего, кроме рюмки. Пока держится, бегает в церковь, кается в грехах, так может и человеком себя чувствует. Перестанет молиться - сопьется. Ну, или наоборот: сопьется, примет свинячий образ жизни, то и молиться перестанет, наверное.


Ибо в телевизоре тоже все разжеванно.



Разжевано, съедено, выблюванно и после чего подано)))


А где считается неприличным упоминание об отсутсвии веры?
Просто в моих кругах, все полностью наоборот - говорить, что верующий, почти неприлично. хотя "почти" можно убрать. Это и среди старшего поколения (родители и пр.) и среди 25-30-35-летних.
И потому я думала, что это повсеместно. А тут вон оно как.


вы меня опередили в комментариях, согласна с вами абсолютно, поэтому несколько в замешательстве от рецензии


Ой, как я согласна с автором рецензии, что религию сейчас нам просто навязывают на государственном уровне! Уроки вот в школе - основы православия, основы ислама и т.д. Странно смотреть на людей, воспитанных атеистами, побежавших бить поклоны, хочется сказать - не верю (в смысле искренности порывов). Рецензенту спасибо, книгу захотелось прочитать. Скажу честно, что считаю все религии (не веру) не нужными современным людям, нам есть откуда узнать нормы морали и нравственности, мы в конце концов грамотные. Ведь каждая религия считает себя самой верной и правильной, и все со своей стороны правы.


Спасибо


Это больная тема для современной России. Вот к примеру ваша фраза "Я привыкла с уважением относиться к любому вероисповеданию и к людям неверующим в том числе." Казалось бы всё нормально, для большинства, хотя на самом деле звучит она так (к примеру) - Я привыкла с уважением относится к любой национальности и к жидам в том числе. "Неверующий" это такой уничижительный, если хотите тоже мем, навязываемый массам. Можно подумать что если человек не верит в сверхъестественное значит он вообще ни во что не верит, или у него нет ценностей, и духовность ему не нужна. Общество разочаровалось в атеизме и поэтому с удовольствием впадает в мракобесие, остаётся ждать когда оно и в нём разочаруется, тогда и начнётся диалог, а ни как сейчас взаимные оскорбления


Нет, это так не звучит. По крайней мере, я в эту фразу подобного смысла не вкладывала и не вижу, что могло вызвать подобное прочтение.
И я не согласна с тем, что общество разочаровалось в атеизме. Атеизм - это тоже определённая система, а большинство принимало атеизм точно так же, как принимает сейчас религию - бездумно, как нечто, спущенное сверху.
Не вижу пока ни одной причины, по которой общество в мракобесии должно в обозримом будущем разочароваться.
Диалог между людьми думающими возможен и сейчас, от вероисповедания это не зависит.


большинство принимало атеизм точно так же, как принимает сейчас религию - бездумно, как нечто, спущенное сверху.

??? Что ж Вы так плохо о людях думаете?)) Принимать религию и показывать свою религиозность несколько разные вещи, правда?)


Отчего же плохо? Это самый обычный реализм. Говорить с совершенно разными людьми о религии мне приходится довольно часто. В массе своей эти разговоры расстраивают, потому что и знания поверхностны, и понимание - простите - кривое. Если человек приходит к религии не по душевному зову, а от проблем, то и его религиозность часто оборачивается проблемой, увы. И не только для него, но и для окружающих. Людей, которые обратились к вере и стали лучше я знаю буквально единицы. Смешно, но это те, кто и до этого были хорошими людьми.


А чем расстраивают? Неправильно веруют?) Кто-то знает, как правильно? Поверхностные знания? Хм... А кто-то знает о Боге?)

Если человек приходит к религии не по душевному зову, а от проблем, то и его религиозность часто оборачивается проблемой, увы.

Иными словами, проблема, с которой человек обратился к религии не разрешается, а усугубляется? По разному бывает. И приходят в церковь тоже с разными намерениями, сами же говорите. Кто пришел как в лавку - купить душевный покой, так не продается.
Не знаю, не вижу я ничего предосудительного в том, что люди по-своему воспринимают религию, на разных языках обращаются к Богу, поверхностно знают религиозную литературу. И хорошо, что прихожанам не присваиваются звания и степени в зависимости от убежденности и качественного преображения в результате приобщения к религии.


Вы знаете, я практик, верю только тому, что вижу. Людей, которых религия изменила бы в лучшую сторону - и стали они мягче, терпимее, добрее, окружающим с ними стало легче - я не видела. Допускаю, что это возможно, и мне просто не повезло. Зато тех, кто "приобщившись" начинает учить окружающих "как надо и как не надо" видела предостаточно. Иногда это были достаточно жёсткие варианты, близкие к клинике.
Нет, проблемы далеко не всегда усугубляются, часто не меняется ничего. Кроме набора слов, которые человек произносит.
Во что человек верит и не верит - его личное дело и его личное право. Религия (и вера) сами по себе ни хороши, ни плохи. Важно только то, что человек в них ищет и, соответственно, к чему это приводит.


Я не спорить, только уточнить некоторые детали:)

Важно только то, что человек в них ищет и, соответственно, к чему это приводит.

Кому это важно? Самому человеку, обратившемуся к религии? По-моему, они прекрасно себя чувствуют, ощущают свою правоту, поэтому и пытаются учить других. Вот этим "другим" от них, конечно, не комфортно. Вторгаются на их территорию, нарушают покой. создают проблемы. Особенно адепты какой-нибудь секты. Ну, сетевой маркетинг на том и строится...( Печально, но это их выбор. И лучше или хуже они стали - это только Ваша субъективная оценка. Они изменились. Кто-то (может новые товарищи) признают их изменения лучшими. Вы - наоборот. Просто вы расходитесь во взглядах, не более)
(Мое частное скромное мнение))


"И я не согласна с тем, что общество разочаровалось в атеизме"(????) - похоже мы с вами в разных обществах живём.


Ещё раз: нельзя разочароваться в том, чем не был очарован. Сколько у нас было реальных атеистов, которые могли хоть как-то аргументировать свою позицию?
Скорее всего, сколько было, столько и осталось.


При чём здесь колличество верующих и атеистов, есть идея атеизма и идея веры в бога, общество принимает ту или иную идею за главную. И вы путаете, это в религии бывают истинно верующие или не искренне верующие, в атеизме этого нет, там все одинаково не верят в бога, не верят в страдания, в грех, зло и наказания. Атеистов между собой вообще ничего не объединяет даже то что они не верят в Бога не сближает их между собой. Ну и если человек поверил в бога это не значит что раньше он не был "реальным" атеистом, это лишь подтверждает то что религия это внушение, большинство людей внушаемы, именно поэтому в Европе церковь отделена от государства, особенно дети.


Бред.


спасибо. заинтересовали


Приятно, что по религии все еще выходят материалистические книги, а не только всякие там святые-несвятые или откровенная белиберда.


Надо признать, что святых-несвятых сегодня выходит много больше


А где ее можно купить? Нигде не могу найти.


В магазине "Москва". Видела её на "Озоне". Наверняка в других интернет-магазинах тоже есть.

1 2