Больше рецензий

26 апреля 2021 г. 10:04

1K

3

Очень люблю многостраничную классику, но с данной книгой как-то не срослось.

Что бы там не утверждала аннотация, сюжет не увлекательный. Хотя и может показаться таковым: Лора выходит замуж за сэра Персиваля – по предсмертному совету отца, но вопреки влюблённости в своего учителя Уолтера Хартрайда и таинственным предостережениям женщины в белом. В браке происходит ТАКОООЕ, что начинается расследование…

Плюсов мало, но именно они и не позволили перевалить оценке в красный цвет. Во-первых, необычная для классической литературы форма повествования: приводятся дневники и письма людей, причастных к описываемым событиям – что-то дополняется, что-то повторяется под другим углом. Естественно, это всё художественно оформлено, то есть с включением прямой речи. Во-вторых, типичный для того времени язык – ничем среди своих собратьев не выделяющийся, но всё же.

Прежде чем приступить к недостаткам сего «шедевра детективной литературы», отмечу: да, это XIX век – другие нравы, другие люди. Но я читала произведения сего периода – есть с чем сравнить.

И, прежде всего, это сюжет. Он безумно вялотекущий и совсем не интригующий – пожалуй, кроме первого появления женщины в белом. В чём заключается главная интрига – таинственное ТАКОООЕ – становится понятно далеко не сразу, а когда становится – интерес уже увял; все повороты прогнозируются при малейшем намёке; развязка в стиле Донато Карризи – всё в одну кучу и тайный орден вишенкой в придачу. Очень уныло, короче.

Главные герои – вообще песня. Сэр Пэрсиваль орёт, Лора украшает своей красотой интерьер и заламывает руки, её дядюшка – не помню, как его там – плачется, сидя в кресле, аки Обломов, Уолтер Хартрайд совершает нелогичные действия и восхищается своим благородством; Анна Катерик – женщина в белом – всё пытается рассказать ужасную тайну сэра Персиваля, но… не сейчас! Приходи завтра, в воскресенье, после дождичка в четверг! Короче, на телодвижения оказываются способны только два персонажа: двигатель судьбы Лоры – её незамужняя сестра Мэриан Голкомб – и двигатель судьбы Персиваля – граф Фоско. Но и они вскоре утомляют.

Рояли в кустах, сомнительная мотивация и тупость героев, конечно, добавляют поленьев в костёр негодования, но главная составляющая детективной линии, благодаря чему, собственно, афера Фоско и удалась, способна спалить все леса Сибири (внешняя схожесть Анны и Лоры – попробуйте найти связь!).

Как-то спасти ситуацию мог бы стиль повествования – ирония, акцент на чувствах героев, – но на деле читаешь простое перечисление фактов, находящееся под толщей воды.

Я ужасно устала от этого романа. Почитала бы лучше Диккенса: все эти составляющие – романтика, тайны, злодейства, одноцветные герои, размеренный классический язык – присутствуют и у него, но в лучшем исполнении.

Прочитана в рамках игры «Собери их всех» (почтомоб).